Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод

 

1. Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство, содержащее два полуковша, соответственно закрепленных на соосно расположенных баллеpax , и прямоугольное перо, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства и расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения комбинированного реверсивно-рулевого действия, в нем указанное перо жестко соединено с верхней поверхностью одного из полуковшей и с внешним баплером, причем нижняя кромка этого пера расположена выше нижней поверхности другого полуковша, снабженного дополнительным пером, жестко связаннымс его нижней поверхностью и с внутренним баллером, при этом верхняя кромка дополнительного пера расположена ниже верхней поверхнос1 «5, 4 54} 3 ki Ъ ., V. , J ти папуковша, с которой жестко со- . единено основное перо. 2..Привод реверсивно-рулевого водометного устройства, содержапщй соосные внутренний и наружный баллеры , сектор для управления рулем и попзун, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности и упрощения конструкции, в нем ползун снабжен секторным выступом с решеткой и расположен на наружном баллере, снабженном расположенной над ползуном конической шестерней , a внутренний баллер выполнен с расположенной в его верхней части дополнительной конической шестерней, -г и с надетой на него и располоз енной мелсдУ упомянутыми коническими шестернями втулкой с боковым штьц)ем, Г ..«.ш горизонтальная ос.ь которого перпендикулярна оси баллеров, a на конце этого штыря расположен с возможностью контактирования с решеткой ползуна хвостовик, при этом штырь снабжен надетым на него с возможностью 5 вращения относительно его гориэ15)н тальной оси и находяЁ1ИМся в зацеплеЛа нии с упомянутыми коническиьэ шестер00 нями баллеров коническ1 м зубчатым колесом и надетой на этот штырь с возможностью перемещения вдоль его горизонтальной оси пшицевой муфтой, контактирующей с секторным выступом ползуна.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

И9) (11) 4(51) В 63 Н 25 08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬГГИЙ

1

;,, . е ь у

Г Ф . . ° °,ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ м . 4 (21) 3527106/27-11 (22) 23.12.82 (46) 15.01.85. Бюл. N - 2 (72) Н.Н.Кокуев (53) 629. 12.014.6 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 163501, кл. В 63 Н 35/38, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР.

° Р 528230, кл. В 63 Н 25/34, 1974. (54) СУДОВОЕ РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ ВОДОЬЖТНОЕ УСТРОЙСТВО И ЕГО ПРИВОД, (57) 1. Судовое р евер сивно-рулевое водометное устройство, содержащее два полуковша, соответственно закрепленных на соосно расположенных баллерах, и прямоугольное перо, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства и расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения комбинированного реверсивно-рупевого действия, в нем указанное перо жестко соединено с верхней поьерхностью одного из полуковшей и с внешним баллером, причем нижняя кромка этого пера расположена выше нижней поверхности другого попуковша, снабженного дополнительным пером, жестко связанным с его нижней поверхностью и с внутренним баллером, при этом верхняя кромка дополнительного пера расположена ниже верхней поверхнос1 ти попуковша, с которой жестко соединено основное перо.

2..Привод реверсивно-рулевого водометного устройства, содержащий соосные внутренний и наружный баллеры, сектор для управления рулем и ползун, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, r нем ползун снабжен секторным выступом с решеткой и расположен на наружном баллере, сннабженном расположенной над ползуном конической шестерней, а внутренний баллер выполнен с расположенной в его верхней части дополнительной конической шестерней, и с надетой на него и расположенной между упомянутыми коническими шестернями втулкой с боковым штырем, горизонтальная ос; которого перпендикулярна оси баллеров, а на конце этого штыря расположен с возможностью контактирования с решеткой ползуна хвостовик, при этом штырь снабжен надетым на него с возможностью вращения относительно его гориМ>нтальной оси и находящийся в зацеплении с упомянутьчи коническими шестернями баллеров коническим зубчатым колесом и надетой на этот штырь с возможностью перемещения вдоль его горизонтальной оси шпицевой муфтой, контактирующей с секторным выступом ползуна.

1134481

Изобретение относится к судострсе 3 нию, в частности к реверсивно-рулевому водометному устройс. ву и его щ иводу.

Известно пудовое реверсивно-рулевое водометное устройство, содержащее два пслуковша, соответственно закрепленные на соосно расположенных баллерах, и прямоугольное перо j1) .

16

Недостатками известногс устройства являются низкая эффективность и невозможность. обеспечения комбинированного реверсивно-рулевого действия 15

Известен привод реверсивно-рулевогс водсметногс устройства, содержащий сссс ые внутренний и наружчый баллеры, сектор для управления рулем и ползун (2) .

29

Недостатками известного привода являются низкая его надежность и . сложность конструкции.

Целью изобретения является повышение эффективности работы реверсив- 35 но-рулевого водометного устройства и расширение его эксплуатационных возможностей путем обеспечения комбинированного реверсивно-рулевого действия, а также повышение надежности и упрощение конструкции привода.

Для достижения указанной цели в суцовом реверсивно-рулевом водометном устройстве, содержащем два полуковша, соответственно закреплен-.з . ных на соосно расположенных баллерах, и прямоугольное перо, это перс жестко соединено с верхней поверхностью одного из полуковшей и с внешним баллером, причем нижчяя кромка этого пера расположена выше нижней поверхности другого полуксвша, снабженного дополнительным пером, жестко связанным с его нижней поверхностью и с внутренним баллерсм, при этом верхняя кромка дополнительного пера расположена ниже верхней поверхности полуковша, с которой жестко соединено основное перо.

В приводе реверсивно-рулевого во- 5О дсметнсго устройства, содержащем соосные внутренний и наружный баплеры, сектор для управления рулем и ползун, последний снабжен секторным выступом с решеткой и расположен 55 на наружном баллере, снабжечном распопоженной над ползуном конической шестерней, а внутренний б;::ллер выполнен с расположенно"; в его верхней части дополнительной конической шестерней, и с надетой на него и расположенной между упсмянутыы . коническими шестернями втулкой с боковым штырем, горизонтальная. ось которого перпендикулярна оси баллеров, а н конце этого штыря расположен с возможностью контактирования с решеткой ползуча хвостовик, при этом штырь снабжен нацетым на. него с возможностью вращения относительно его горизонтальной оси и находящимся в зацеплении с упомянутыми коническими шестернями баллеров коническим зубчатым колесом и надетой на этот штырь с возможностью перемещения вдоль erc горизонтальной оси шлицевой муфтой, контактирующей с секторным выступом ползуна

На фиг. 1 показано реверсивно-рулевое устрс:.:ство, положение при рулевом действии, на фиг. 2 — то же, при реверсивном действии на фиг. 3— то же нри ксмбиниронэчнсм реверсив1 но-рулевом действии на фиг. 4 привод реверсивно-рулевого устройства; на фиг. 5 — то же, вид сверху, на фиг. 6 — сечение А-А на фиг. 4.

Судовое реверсивно-рулевое устройство содержит прямоугольное перо 1, жестко закрепленное на внешнем баллере 2 и с верхней поверхностью правого попуковша 3, а другое прямоугольное перо 4 жестко закреплено на внутреннем баллере 5„ соссном с баллером 2, и с нижней поверхностью левого пслуковша 6, при этом нижняя кромка лера 1 расположена выше нижней поверхности полуковша 6, а верхняя кромка пера 4 — ниже верхней поверхности полуковша 3. Полуковши

3 и 6 выполнены П-образной формы.

Реверсивнс-рулевое устройство действует следующим образом.

Во все его состояния и действия он приводится его приводом (фиг.4-6), обеспечивающим либо б.::окировку бэллеров 2 и 5 и ".;=реклэдку их и устройства как одного целого с борта на борт, либо реверсирсвание и встречные перекладки баллеров 2 и 5 и жестко связанных с ними полуперьев и полуковшей устройства.

Из положения, ук:=:.ç";àííîãî на фиг. 1, приводом. блокирующим баллеры 2 и 5 и перекладываяцим их и все устройство как одно целое ." борга .

3 113448 на борт, устройство приводится в ру- левое действие как коробчатый руль на переднем ходу судна.

Из положения, изображенного на фиг. 1, приводом, реверсирующим баллеры 2 и 5 и перекладывающим их и жестко связанные с ними перья и полуковши навстречу друг другу, устройство переводится в положение, показанное на фиг. 2. 1О

При реверсивном действии (фиг.2) приводом, блокирующим баллеры 2 и

5 и удерживающим их и жестко связанные с ними полуковши и перья неподвижными в данном, состоянии, устрой- 15 ство как одна целая двухковшевая конструкция отражает. струю гребного винта в обратную сторону, т.е. в нос судна и, таким образом, устройство действует в чисто реверсивном 20 режиме, обеспечивая установившийся . задний ход судна при работе гребного винта на передний ход, т.е. без реверсирования судовых двигателя и гребного винта. 25

Из того же состояния (фиг.2) приводом, блокирующим баллеры 2 и 5 и перекладывающим их в двухковшевую конструкцию как одно целое - борта на борт, устройство приводится в ком- 30 бинированное реверсивно-рулевое действие, обеспечивающее одновремен- . но задний ход:судна и его маневрирование на„этом ходу.

Из прежнего состояния (фиг.2) при- 35 водом, реверсирующим баллеры 2 и 5 и перекладывающим их вместе с перьями и полуковшами навстречу друг другу, устройство переводится обратно в положение при рулевом действии (фиг.1) .40 Так сменамн режимов работы приво.да обеспечиваются смены рулевого, реверсивного и реверсивно-рулевого состояний и действий.

Из любого состояния (в частности, 45 фиг.1 и 2),приводом непрерывно .. реверсирую1цим баллеры 2 и 5 и коле бательно перекладывающим их и жестко связанные с ними перья и полуковши в колебательно-встречных направ- 50 лениях, устройство пребывает в нодометных состоянии и действии с одним из мгновенных промежуточных положений, указанных на фиг. 3. В этих состоянии и действии при колебатель- 55 но повторяющихся сближениях перьев

1 и 4 ими выталкивается вода из ниши, ограниченной ими и полуковша1 4 ми 3 и 6, и возникает пульсирующая реактивная сила. Привод устройства позволяет ориентировать эту водометную силу под разными углами к диаметральной плоскости судна и тем самым обеспечивать как чисто водометное действие (когда сила в диаметральной плоскости судна), так и комбинированное водометно-рулевое действие-предлагаемого руля-реверса-водомета (когда сила направлена под углом к диаметральной плоскости судна) .

Из изложенного видно, что чисто рулевое (например, по фиг. 1), чисто реверсивное (например, по фиг.2) и комбинированное реверсивно-рулевое действия устройства происходят только при работе гребного винта, а его водометное и водометно-рулевое дей— ствия не связаны с этим винтом.

Привод реверсивно-рулевого устройства содержит навешенный на наружный баллер 2 (фиг. 4, 5 и 6) и на фундамент 7 ползун 8 с секторным выступом

9 и решеткой 10 (фиг.6) в этом выступе. На внутренний баллер 5 свободно навешена втулка 11 с боковым штырем 12, горизонтальная ось которого перпендикулярна оси баллеров, а на конце этого штыря расположен хвостовик 13. На штырь 12 скользяще навешена щпицевая муфта 14, состоящая в скользящем зацеплении с выступом 9, а также шарнирно навешено коническое зубчатое колесо 15 со новицами, находящееся в зубчатом зацеплении с коническими шестернями

16 и 17, жесгко посаженными соответствечно на наружный 2 и внутренний

5 баллеры.

Детали 8-17 составляют механизм блокировки и реверсирования баллеров

2 и 5.

Привод реверсивно-рулевого устройства действует следующим образ ом.

Внешние усилия для его действия сообщаются ему любым из известных способов и средств (например, дистанционно из рубки — посредством тросиковой или штоковой проводок и др., на месте — средствами электропринода и др.) и представляет собой показанные векторами на фиг, 5 усилия на ползуне 8 и на секторе 18 (или ином аналогичном средстве).

Под воздействием внешних усилий ползун 8 с выступом 9 и решеткой 10 (фиг. 4, 5 и 6), а вместе с ним и зацепляемая выступом 9 шлицевая муфта 14 максимально сдвигаются в стороны либо к оси баллеров 2 и 5, либо от нее.

После полного их сдвига к оси баллеров в улка 11 и ее ось 12 и хвостовик 13, муфта 14, шестерни

15-17 и сектор 18 сблокированы,, т.е.. неподвижны относительно друг друга, следовательно, блокированы баллеры 2 и 5, на которые жестко посажены соответственно шестерни

16 и 17, а решетка 10 ползуна и хвостовик 13 втулки 11 расцеплены. При этом под воздействиями внешних усилий на секторе 18 совокупность баллеров "2, 5 и деталей 8-18 как одно целое перекладывается с борта на борт и удерживается от деблокировки скользящим зацеплением выступа

9 и муфты 14 и фиксацией ползуна 8 относительно фундамента 7 внешним усилием.

После полного сдвига ползуна 8 вместе с муфтой. 14 от оси баллеров

34481 6

2 и 5 зацеплены друг с другом решетка 10 ползуна и хвостовик 13 и, следовательно, блокированы фундамент 7, ползун 8 с выступом 9 и ре5 шеткой 10, а также втулка 11 с боко-,, вым штырем 12 и хвостовиком 13 и муфта 14, но расцеплены шпицы муфты

14 и зубчатого колеса 15. При этом под воздействием внешних усилий на секторе 18 баллеры 2 и 5 поворачива ются в противоположные стороны (реверсируются) относительно друг друга благодаря зубчатому зацеплению колеса 15 и шестерен 16 и 17, жест15 кой посадке шестерен 16 и 17 соответственно на баллеры 2 и 5, а также фиксацией ползуна 8 относительно фундамента 7 внешними усилиями.

Данное судовое реверсивно-рулевое

20 устройство ч его привод обеспечивают повышение эффективности его работы, расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения комбинированного реверсивно-рулевого действия, а также повышение надежности и упрощение конструкции.

1134481

1134481

Составитель 10.Серов

Техред М. Гергель

Корректор E. Сирохман

Редактор Н.Швыдкая

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10018/18 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .

Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод Судовое реверсивно-рулевое водометное устройство и его привод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам парусных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна

Изобретение относится к судовой технике и касается конструирования судовых рулевых устройств

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных крыльев и крыльевых рулей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой

Изобретение относится к судостроению, предназначено для конструирования волногасящих устройств полуглиссирующих судов и может быть использовано в судоходстве по малым рекам
Наверх