Способ контроля качества изготовления подшипниковых узлов

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ, включающий непрерывное измерение амплитуды радиальных колебаний корпуса подшипникового узла на частоте вращения и контроль качества подшипникового узла по величине амплитуды и характеру ее изменения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля путем определения траектории оси вращения, амплитуды радиальных колебаний измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и фиксируют в виде круговой диаграммы. (р (Л О5 со 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU,„1163180

<+11G 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3702127/25-27 (22) 10.02.84 (46) 23.06.85. Бюл. № 23 (72) И. П. Воболис и К. М. Рагульскис (71) Каунасский политехнический институт. им. Антанаса Снечкуса (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Ковалев М. П., Моричаков С. П., Терехова К. С. Динамическое уравновешивание роторов гидроскопических систем. М., Оборонгиз, 1962, с. 77 — 79. (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ

УЗЛОВ, включающий непрерывное измерение амплитуды радиальных колебаний корпуса подшипникового узла на частоте вращения и контроль качества подшипникового узла по величине амплитуды и характеру ее изменения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля путем определения траектории оси вращения, амплитуды радиальных колебаний измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и фиксируют в виде круговой диаграммы.

1163180

Изобретение относится к области подшипниковой промышленности и может быть преи му щест вен но испол ьз ов а но дл я контроля качества изготовления подшипниковых узлов. 5

Целью изобретения является повышение точности контроля путем определения траектории оси вращения подшипника.

Цель достигается тем, что амплитуды радиальных колебаний измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и фиксируют в виде круговой диаграммы.

На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, сечение; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — круговая диагра мм а колебаний ротора, где Uy — амплитуда сигнала вибродатчика, установленного по оси V, Uy p— по оси Х; на фиг. 4 — тарировочная характеристика, где D — средний диаметр круговой диаграммы, п — обороты ротора.

Функциональная схема содержит упругие опоры 1, подшипниковый узел 2, закрепленный на упругих опорах 1, ротор 3 подшипникового узла 2, установленный в подшипниках с газовой смазкой, а также вибродатчики 4 и 5, установленные на корпусе подшипникового узла 2 по двум ортогональным осям, и измерительный блок 6, к которому подключены вибродатчики 4 и 5.

Способ реализуется следующим образом.

При вращении ротора 3 подшипникового узла 2 ось вращения ротора 3 из-за нерав- ЗО номерной радиальной жесткости газовых подшипников, а также под действием центробежной силы от дисбаланса и различной нагрузки совершает определенное движение в пространстве. Это вызывает ощутимые погрешности при использовании подшипниковых узлов с газовой смазкой, например, в гироскопической технике, так как здесь необходимо сохранять ось вращения ротора 3 неподвижной в пространстве, или знать величину ее отклонения.

Для определения траектории оси вращения ротора 3 окончательно собранного подшипникового узла 2 измеряют колебания корпуса упруго подвешенного узла 2 при помощи ортогонально установленных вибродатчиков 4 и 5. Воспринимаемые датчиками

4 и 5 колебания подаются на измерительный блок 6, в котором выделяется составляющая с частотой вращения ротора 3 (составляющая от дисбаланса ротора 3) и подается на осциллограф или двухкоординатный самопишущий прибор.

На индикаторе регистрирующего прибора получается круговая диаграмма колебаний с частотой вращения ротора 3, по которой можно судить о траектории оси вращения ротора 3 в пространстве. Средний диаметр этой диаграммы будет характеризовать отклонение оси вращения ротора 3 от действия на ротор центробежной силы от дисбаланса, а переменная составляющая — от изменения радиальной жесткости подшипника или действующей нагрузки.

Для установления наличия смещения оси вращения ротора необходимо снять тарировочные характеристики — зависимость среднего диаметра круговой диаграммы от скорости вращения ротора 3 при постоянной величине дисбаланса для каждого подшипника эталонного узла.

Таким образом, измерение колебаний корпуса упруго подвешенного узла на частоте вращения ротора и построение круговой диаграммы этих колебаний создает возможность определить наличие смещения оси вращения ротора в пространстве и исключить погрешности, вносимые неровностями поверхности ротора подшипникового узла.

11 И 2

4 5 6 7 Е Я 1И а(х pro Щр!

Фиг.4

Составитель И. Баранов

Редактор Т. Кугрышева Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 4096 41 Тн раж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества изготовления подшипниковых узлов Способ контроля качества изготовления подшипниковых узлов Способ контроля качества изготовления подшипниковых узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх