Храповая муфта свободного хода

 

ХРАПОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА по авт. св. № 826122, содержащая втулку, охватывающую ее обойму с выемками на внутренней поверхности и собачки, щарнирно закрепленные на втулку с возможностью взаимодействия с выемками обоймы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянства сцепления собачек с выемками, поверхности контакта каждой пары собачки и выемки выполнены цилиндрическими с одинаковыми радиусами кривизны, центры которых совмещены и расположены в плоскости, проходящей между осью собачки и обоймой через середину поверхностей контакта касательно к окружности, описанной вокруг оси собачки, диаметром от 0,01 Од до 0,06 Dji, где Dj - диаметр окружности, проходящей через середину поверхности контакта. (Л со О5 4 сд

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 826122 (21) 3648398/25-27 (22) 27.06.83 (46) 15.11.85. Бюл. № 42 (72) В. С. Подгуренко, В. С. Белов, Г. С. Хаин и В. А. Клейменов (53) 621.825.5 (088.8) (56) Масленников М. М. и Шельман Ю. Н.

Авиационные газотурбинные двигатели. М.:

М аш и иост роение, 1975, с. 552, рис. 20.4.

Авторское свидетельство СССР № 826122, кл. F 16 D 41/12, 1973. (54) (57) ХРАПОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА по авт. св. № 826122, содержащая втулку, охватывающую ее обойму

„„SU„„1191645 A (51)4 F 16 D41 42 с выемками на внутренней поверхности и собачки, шарнирно закрепленные на втулку с возможностью взаимодействия с выемками обоймы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянства сцепления собачек с выемками, поверхности контакта каждой пары собачки и выемки выполнены цилиндрическими с одинаковыми радиусами кривизны, центры которых совмещены и расположены в плоскости, проходящей между осью собачки и обоймой через середину поверхностей контакта касательно к окружности, описанной вокруг оси собачки, диаметром от 0,01 Р„до 0,06 Рк, где D — диаметр окружности, проходящей через середину поверхности контакта.

1191645

Составитель Л. Атрушкевич

Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 7139 33 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ”.35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве храповой муфты свободного хода, применяемой в приводах стартер-генераторов газотурбинных двигателей.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения постоянства сцепления собачек с выемками.

На чертеже схематически изображена предлагаемая муфта, поперечное сечение.

Муфта содержит обойму 1 и расположенную в ней втулку 2. На внутренней стороне обоймы выполнены выемки 3 цилиндрической формы с центрами в точках А на окружности диаметра D. Собачка 4, установленная на пальце 5 (с центром в точке Б), имеет возможность покачиваться и зацепляться или расцепляться с выемками 3 обоймы 1. Цилиндрическая поверхность зацепления собачки имеет радиус одинаковый с радиусом поверхности выемок обоймы с центром (точка А), который для находящихся в рабочем положении собачек расположен на той же окружности диаметра D. что и центры выемок наружной обоймы. При диаметре Вк расположения середин поверхностей контакта собачек с выемками обоймы

0„, диаметр D — расположения центров поверхности контакта равен 0,75 — 0,85 Ок, а сами поверхности контакта выполняются диаметром D1, равным 0,2 — 0,4 Вя. Центр

А поверхности контакта собачки смещен относительно оси Б закрепления собачки в сторону обоймы. При находящихся в рабочем положении собачках сила, действующая на них со стороны обоймы, проходит через середину (точка К) поверхности контакта собачки с выемкой обоймы и через центр А, расположенный на расстоянии

1/2d от оси Б закрепления собачки, где d равняется 0,01 — 0,06 D

Муфта работает следующим образом.

При зацеплении муфты момент действующих на собачку сил втягивает ее в зацепление и обеспечивает надежное сцепление обоймы втулки. Для случая, представленного на чертеже, на собачку при сцеплении дей10 ствует момент сил в направлении по часовой стрелке. Муфта работает за счет сцепления обоймы 1 и втулки 2 при выравнивании их частот вращения. Крутящий момент передается от ведущей обоймы 1 к ведомой втулке 2 через выемку 3 на собачку 4 и на палец 5.

Если ведомая втулка 2 превышает частоту вращения ведущей обоймы 1, происходит расцепление муфты. Если после расцепления муфта должна работать в режиме вращения и обоймы и втулки с разной частотой, ведущими могут быть как обойма, так и втулка.

Если ведущая обойма после расцепления должна остановиться, ведущей может быть только обойма.

Конструкция предлагаемой муфты позволяет использовать материалы с высокой

25 твердостью, повысить точность и чистоту изготовления контактных поверхностей, обеспечить оптимальное соотношение сил на поверхностях контакта и полный поверхностный контакт при сцеплении собачек и выемок.

Уменьшается возможность скалывания металла с поверхностей контакта при ударных включениях. Указанные преимущества обеспечивают высокую надежность долговечность и компактность муфты.

Храповая муфта свободного хода Храповая муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх