Механизм управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 41 А1 (51) 4 В 60 К 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 37 11222/27-11 (22) 11.03.84 (46) 30.06.86, Бюл. Ф 24 (72) Г.И.Лифшиц и И.И.Лифшиц (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1084515, кл. В 60 К 17/10, 1982.

:(54)(57) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТОЙ ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКОЙ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, выполненной из двух трехзвенных планетарных рядов, в которых солнечная шестерня первого ряда соединена с входным валом, а водило второго ряда — с выходным валом, водило первого ряда соединено с коронной шестерней второго ряда и тормозом заднего хода, содержащий фрикционные муфты, при помощи которых коронная шестерня первого ряда соединена с водилом и коронной и солнечной шестернями второго ряда, установленную в корпусе коробки передач фрикционную муфту, при помощи которой солнечная шестерня второго ряда соединена с корпусом, гидроцилиндр с концентрично установленными в нем один в другом поршнями с нажимными элементами, связанными с пакетами дисков фрикционных муфт, отличающийся тем,что,с целью упрощения конструкции, гидроцилиндр установлен подвижно в осевом направлении на коронной шестерне первого планетарного ряда и снабжен дополнительным нажимным элементом, установленным подвижно для взаимодействия с пакетом дисков фрикционной муфты, установленной в корпусе.

1 12406

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам управления планетарными коробками передач.

Целью изобретения является yhpoщение конструкции.

На чертеже приведена структурная схема механизма управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач. 1О

Планетарная коробка содержит корпус 1, входной вал 2 с солнечной шестерней 3 первого планетарного ряда, водило 4 которого связано с тормозом 5 и коронным колесом 6 второго 15 планетарного ряда. Выходной вал 7 соединен с водилом 8 второго планетарного ряда. На коронном колесе 9 первого планетарного ряда установлена шлицевая обойма 10. 20

На коронном колесе 6, водиле 8 и солнечном колесе 11 второго планетарного ряда установлены ступицы 12, 13 и 14 фрикционных муфт,несущих ведомые фрикционные диски 15, 25

16 и 17, ведущие диски 18, 19 и 20 которых установлены в шлицевой обойме 10, а перемещение их в обойме 10 ограничено упорными дисками (кольцами) 2 1, 22 и 23. С пакетами фрикционных дисков 18, 19 и 20 сопряжены нажимные элементы 24, 25, 26 поршней 27, 28 и 29, которые образуют рабочие полости 30, 31 и 32 между собой и с гидроцилиндром 33, в котором они концентрично установлены и который подвижно на шлицевом соединении установлен в обойме 10. На гидроцилиндре 33 через подшипник 34 установлен нажимной элемент 35. В корпусе 1 коробки передач на шлицевом соединении с опорой на упорное кольцо 36 установлены наружные,циски 37 фрикционной муфты, внутренние диски 38 которой установлены в ступице 39, закрепленной на валу солнечной шестерни 11 второго планетарного ряда.

° Предлагаемый механизм управления четырехступенчатой планетарной коробки передач работает следующим образом.

41 2 поршень 28 подводится и своим на30 жимным элементом 25 смыкает пакет

Для включения первой передачи дав.пение подается во все три полости 30, 31 и 32.

Поршень 29 своим нажимным элементом 26 смыкает пакет фрикционных дисков 20-17 до упора í упорное кольцо 23, поршни 28 и 27 уравновешены давлением рабочей жидкости с обеих сторон, а подвижный гидроцилиндр 33 под давлением жидкости в полости 32 перемещается, смыкая нажимным элементом 35 пакет фрикционных дисков 3738 до упора в упорное кольцо 36. Фрикционные муфты, состоящие из пакетов дисков 37-38 и 17-20, замкнуты, в результате чего заторможены солнечное колесо 11 второго планетарного ряда и коронное колесо 9 первого планетарного ряда. Образованная схема на первой передаче состоит из последовательного соединения двух планетарных рядов, первый ряд работает с ведущим солнечным колесом 3 и ведомым водилом 4, второй — с ведущим коронным колесом 6 и ведомым водилом 8, соединенным с выходным валом 7.

Для включения второй передачи полость 30 соединяется со сливом. С падением давления в полости 30 под усилием разводящих диски 20 пружин (не показаны) отводится поршень 29 и одновременно и синхронно с этим под действием давления в полости 31 ! фрикционных дисков 19-16 до упора в упорное кольцо 22. Поскольку с падением давления в полости 30 синхронно снижается усилие сжатия пакета дисков 20-17 и увеличивается усилие сжатия пакета дисков 19-16, то переключение на вторую передачу происходит с заданным перекрытием плавно и без разрыва потока мощности. С окончанием спада давления в полости 30 пакет дисков

20-17 разомкнут, а пакет дисков 19-16 замкнут. Включена вторая передача, на которой солнечное колесо !1 второго планетарного ряда остается заторможенным пакетом дисков 37-38, а пакет дисков 19-16 соединяет коронное колесо 9 первого планетарного ряда с водилом 8 второго, соединенного с выходным валом 7. Поэтому на второй передаче планетарный механизм образует замкнутую систему с замыканием на ведомый вал, в которой первый планетарный ряд является исходным с ведущим солнечным колесом 3 и ведомым коронным колесом 9, а второй планетарный ряд — замыкающим с опорным солнечным колесом 11. тов фрикционных дисков 19-16 и 20 — 17.

Поскольку водило 4 первого планетарного ряда и коронное колесо 6 второго планетарно о ряда жестко соединены между собой, а пакеты дисков 19-16 и 20- 17 жестко соединяют между собой коронное колесо 9 первого планетарного ряда, водило 8 и солнечное колесо 11 второго планетарного ряда, то оба планетарных ряда блокированы и вращаются вместе с гидроцилиндром 33 и поршнями как одно целое.

Осуществляется прямая передача.

Обратные переключения осуществляются в обратном порядке.

Две реверсивные передачи осуществляются при включенном тормозе 5, при этом для включения первой реверсивной передачи давление подается в" полость 31, в результате чего поршни 28 и 27 перемещаются в разных направлениях, сжимая между своими нажимными элементами 25 и 24 пакет фрикционных дисков !9 16, который соединяет коронное колесо 9 первого планетарного ряда с водилом 8 второго и выходным валом 7 и первый планетарный ряд образует реверсивный редуктор с ведущим солнечным колесом 3 и ведомым коронным колесом 9, а для включения второй реверсивной передачи давление подается в полость

30 (при снятом давлении в полости 31)

1 в результате чего поршни 29 и 28 перемещаются в противоположных нап-, равлениях, сжимая между своими нажимными элементами 26 и 25 пакет фрикционных дисков 20-17, который соединяет коронное колесо 9 первого планетарного ряда с солнечным колесом 11 второго планетарного ряда.

Вследствие этого, поскольку водило 4 первого ряда и коронное колесо 6 вто— рого заторможены тормозом 5, то на второй реверсивной передаче схема образована последовательным соединением двух планетарных рядов — первого с ведущим солнечным колесом 3 и ведомым коронным 9 и второго с ведущим солнечным колесом 11 и ведомым водилом 8, соединенным с выходным валом 7, т.е. первый планетарный ряд является реверсивным, а второй — понижающим

3 1240641 4

Для включения третьей передачи полость 31 соединяется со сливом. С падением давления в полости 3 1 под усилием разводящих диски 19 пружин (не показаны) отводится поршень 28, и одновременно и синхронно с этим под действием давления в полости 32 поршень 27 своим нажимным элементом

24 смыкает пакет фрикционных дисков

18-15 до упора в упорное кольцо 21.

Поскольку с падением давления в полости 31 синхронно снижается усилие сжатия пакета дисков 19-16 и увеличивается усилие сжатия пакета дисков 18-15, то переключение на третью передачу происходит с заданным перекрытием плавно и беэ разрыва потока мощности. С окончанием спада давления в полости 31 пакет дисков

19-16 разомкнут, а пакет дисков 18 15 замкнут и, соединяя звенья 9 и 4, блокирует первый планетарный ряд, а пакет дисков 37-38 по-прежнему тормозит солнечное колесо 11 второго планетарного ряда. Поэтому на третьей передаче скорость и момент преобразуют только второй планетарный ряд, коронное колесо 6 которого является ведущим, а водило 8, соединенное с выходным валом 7, — ведомым.

Для включения четвертой передачи полость 32 соединяется со сливом, а полости 30 и 31 — с магистралью давления. С падением давления в по1лости 32 гидроцилиндр 33 с нажимным

35 элементом 35 под действием пружин, разводящих фрикционные диски 37 (не показаны), отводится и пакет фрикционных дисков 37-38 размыкается. Од40 новременно под действием возрастающего давления в полостях 30 и 31 поршни 29 и 27 перемещаются в противоположных направлениях, а поршень 28 остается уравновешенным давлением

45 жидкости с обеих его сторон. Поэтому поршень 29 своим нажимным элементом 26 сжимает пакет фрикционных дисков 20-17 дс упора в упорное кольцо 23 а поршень 27 своим нажимным

Э

50 элементом 24 сжимает пакет фрикцион— ных дискон 19-16 до упора в то же упорное кольцо 23, т.е. давлением в полостях 30 и 31 замыкается система, состоящая из поршней 29 и 27 и пакеВНИ1П! И Заказ 344 3/14

Произв.-полигр. пр-тие, г.

Тираж 647 Подписное

Ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач транспортного средства Механизм управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач транспортного средства Механизм управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх