Устройство для измерения усилий и момента трения в подшипниках

 

Изобретение может быть использовано для измерения усилий и момента трения в плавающих невращающихся подшипниках скольжения турбокомпрессоров . Цель изобретения состоит в снижении трудоемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей машине. Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде фиксатора турбокомпрессора 20, закрепленных на нем П-образных скоб 2 и 3 с пазами 4 и 5 и с тензорезисторами 6, 7, 8 и линейные подшипники, выполненные в виде закрепленных на концах скоб пружин 9, сепараторов 10 с упорами 13. Устройство снабжено стержнем 15 с выступами 16 и 17 на торце для подготовки скоб 2 и 3 и введению внутрь турбокомпрессора 20, Линейные подшипники обеспечивают самоустановку внутри отверстия подшипниковой втулки 19 в процессе измерений на работающем тypбoкo шpeccope 20. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. I IS IS 20 (Л Фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

5п4 С 01 И 13 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

18 5 Я

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3860715/25-28 (22) 01.03.85 (46) 15.08.86. Вюл, № 30 (71) Институт проблем машиностроения АН УССР (72) В.М.Шабураков и В.Н.Фомин (53) 658.562.012.7 (088,8) (56) Авторское свтдетельство СССР № 509812, кл. С 01 M 13/04, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗЖРЕНИЯ УСИЛИЙ

И MOMEHTA ТРЕНИЯ В ПОДЖИПНИКАХ (57) Изобретение может быть использовано для измерения усилий и момента трения в плавающих невращающихся подшипниках скольжения турбокомпрессоров. Цель изобретения состоит в снижении трудоемкости путем выполне-(„„SU„„3250890 А1 ния измерений без демонтажа в работающей машине. Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде фиксатора турбокомпрессора 20, закрепленных на нем П-образных скоб 2 и 3 с пазами 4 и 5 и с тензорезисторами

6, 7, 8 и линейные подшипники, выполненные в виде закрепленных на кон" цах скоб пружин 9, сепараторов 10 с упорами 13. Устройство снабжено стержнем 15 с выступами 16 и 17 на торце для подготовки скоб 2 и 3 и введению внутрь турбокомпрессора 20.

Линейные подшипники обеспечивают самоустановку внутри отверстия подшипниковой втулки 19 в процессе измерений на работающем турбокомпрессоре

20. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

12508

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения усилий и момента трения в плаваюших невращающихся подшипниках скольжения турбокомпрессоров.

Цель изобретения — снижение трудоемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей машине. 10

На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства для измерения усилий и момента трения в подшипниках; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема выполнения упругих элементов.

Устройство содержит цилиндрический полый корпус 1, выполненный в виде фиксатора исследуемой машины, попарно радиально закрепленные одними концами на нем в двух взаимно перпендикулярных плоскостях упругие элементы, выполненные в виде П-образных скоб 2 и 3 с поперечными пазами 4 и 5 на каждой из них, иэмери- д тельные элементы, выполненные в виде наклеенных на скобах 2 и 3 тензорезисторов 6-8, и линейные подшипники, каждый из которых выполнен в виде закрепленной одним концом на скобах 2 и 3 пружины 9, коаксиально ,закрепленного на пружине 9 сепаратора 10 с шариками 11 и закрепленной на свободном конце пружины шайбы 12 с центральным упором 13.Устройство снабжено размещаемымив процессе подготов35 ки к измерениям внутри канала 14 корпусе 1 цилиндрическим стержнем 15 сдвумя парами клинообразных выступов 16 и

17 на торце, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях

40 и предназначенных для взаимодействия с поперечными пазами 4 и 5 скоб 2 и

3, благодаря чему центральные упоры смещаются к оси симметрии корпуса 1 и беспрепятственно проходят в отверс15 тия среднего корпуса 18 и подшипниковой втулки 19 исследуемого,турбокомпрессора 20.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии вводят внутрь канала 14 корпуса 1 стержень 15 до взаимодействия его выступов 16 и 17 с пазами 4 и 5 скоб 2 и 3 и устанавливают корпус 1 в отверстия в среднем корпусе 18 и подшинниковой втулке 19 исследуемого турбокомпрессора

20. Закрепляют корпус 1 в среднем

90 2 корпусе 18, извлекают из корпуса стержень 15, при этом центральные упоры 13 разводятся и контактируют с поверхностью подшипниковой втулки

19„ При измерении на работающем турбокомпрессоре 20 подшипниковая втулка 19 передает через центральные упоры 13 на П-образные скобы 2 и 3 осевые перемещения, пропорциональные измеряемым осевым усилиям и моменту трения, стремящемуся повернуть втулку 19. При перемещении подшипниковой втулки 19 только в осевом направлении центральные упоры 13 скобы 2 неподвижны относительно нее и передают на скобу 2 перемещение, деформируя ее, а центральные упоры 13 скобы 3 смещаются на шарнирах 11 по скобе, не вызывая ее деформации. При одновременном осевом и вращательном движениях подшипниковой втулки 19 центральные упоры 13 передают на скобы

2 и 3 перемещения, соответствующие измеряемым усилиям и моментам.

Формула изобретения

1, Устройство для измерения усилий и момента трения в подшипниках, содержащее цилиндрический полый корпус, попарно радиально закрепленные концами на одном из концов корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях упругие элементы, измерительные преобразователи и подключенный к ним регистрирующий блок, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей машине, оно снабжено линейчыми подшипниками, каждый из которых выполнен в виде закрепленной одним концом на другом конце упругого элемента пружины, ось симметрии которой перпендикулярна оси симметрии корпуса, коаксиально закрепленного на пружине сепаратора с шариками,контактирующими с упругим элементом, и закреп— ленной на свободном конце пружины и контактирующей с шариками шайбы с центральным упором на свободном торце, контактирующем в процессе измерения с исследуемым подшипником, упру.гие элементы выполнены в виде П-образных скоб с поперечными пазами на параллельных внутренних поверхностях а измерительные преобразователи выполнены в виде наклеенных на этих скобах тензорезисторов.

f4

17

Составитель В.Харитонов

Редактор С.Лисина Техред B.Кадар

Корректор В Бутяга

Подписное

Заказ 4400/36 Тираж 778

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

3 12508

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности его введения в исследуемый подшипник, оно снабжено размещаемым в процессе подготовки к измерениям внутри корпуса цилиндри0

l2

90 4 ческим стержнем с двумя парами клинообразных выступов на торце, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и предназначенных для взаимодействия с поперечными пазами скоб.

Устройство для измерения усилий и момента трения в подшипниках Устройство для измерения усилий и момента трения в подшипниках Устройство для измерения усилий и момента трения в подшипниках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю предварительной осевой нагрузки на

Изобретение относится к измерительной технике и диагностике машин и позволяет достигнуть локальной диагностики при измерении одновременно нескольких параметров режима работы

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет повысить точность диагностики аварийного состояния подшипника

Изобретение относится к измерению момента сопротивления вращению крупногабаритного тяжелонагруженного подшипника и позволяет повысить точность измерения момента сопротивления вращению крупногабаритных тяжелонагруженных подшипников

Изобретение относится к области подшипниковой промьгашенности и позволяет повысить точность измерения угла контакта шарикоподшипников за счет вьшолнения привода шпинделя в виде приводного сферического фрикциона , ведущим элементом которого является сферический ролик 9, приводимый во вращение электродвигателем Ю

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить качество контроля

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность контроля вибрации подшипников качения, С помощью привода 2 приводят подшипник 3 во вращение с указанной (заданной) скоростью

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения -при возвратно-вращательном движении

Изобретение относится к области диагностирования состояния деталей машин и позволяет повысить точность контроля состояния силовых радиально-опорных подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой пpo fыuшeннocти и позволяет расширить технологические возможности при испытаниях подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх