Полюс ротора синхронного генератора

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение технологичности изготовления и снижение материалоемкости. Полюс ротора синхронного генератора содержит сердечник 1. Для крепления катушки возбуждения 10 и передачи крутящего момента полюс снабжен стержнями 6, концевые части 8 которых , выступа.ют за торцы сердечника и служат опорами для лобовых частей , катушки возбуждения. Стержни 4 с резьбовыми отверстиями предназначены для крепления полюса на магнитопрово де. Это позволяет повысить надежность . 3 шт. (А .7 5 ..«V 5 Фаг

СОЮЗ СОВ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 К 3/52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4032305/24-07 (22) 04.03.86 (46) 30,12.87, Бюл. Р 48 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода

"Электротяжмаш" им. В.И.-Ленина (72) В.П.Осичев и Л.К.Перегудова (53) 621.313,04(088.8) (56) Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. M. — Ë. : Госэнергоиздат, 1958, с.178.

Авторское свидетельство СССР

11 600666, кл. Н 02 К 3/52, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Р 213154, кл. Н 02 К 1/24, 1968..

„„SU 1363380 (54) ПОЛ)ОС РОТОРА СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Цель изобретения— повышение технологичности изготовления и снижение материалоемкости.

Полюс ротора синхронного генератора содержит сердечник !. Для крепления катушки возбуждения 10 и передачи крутящего момента полюс снабжен стержнями 6, концевые части 8 которых выступают за торцы сердечника и служат опорами для лобовых частей ,катушки возбуждения. Стержни 4 с резьбовыми отверстиями предназначены для крепления полюса на магнитопроводе. Это позволяет повысить .надежность, 3 ил

1 136

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к тяговым синхронным генераторам для тепловозов.

Целью изобретения является повышение технологичности изготовления и снижение материалоемкости.

На фиг.1 представлен-полюс ротора синхронного генератора, продольный разрез; на фиг.2 — тоже, поперечный разрез; на фиг.3 — сечение по лобовой части полюса.

На фиг.1 показан полюс ротора синхронного генератора, шихтованный сердечник 1 которого собран на заклепках 2, развальцованных в концевых штампованных листах 3 и снабжен уложенными внутри полюса основными стержнями 4. с резьбовыми отверстиями для крепления полюса на магнитопроводе, а в зоне полюсного наконеч" ника 5 и дополнительными стержнями

6, концевые части которых выступают эа торцы 7 сердечника. Концевая часть 8 дополнительного стержня выполнена с уступом и имеет опору 9, фиксирующую местоположение лобовой части катушки 1О возбуждения в ра-.- диальном направлении и воспринимающей центробежную нагрузку от нее, и упор !1, фиксирующий совместно с концевой частью 12 основного стержня местоположение катушки возбуждения в осевом направлении. В концевой части 12 основного стержня может быть выполнено резьбовое отверстие 13 с целью закрепления катушки возбуждения на сердечнике и предотвращения смещения ее к центру, если в этом будет необходимость.

Верхний 14 и нижний 15 выводы катушки возбуждения целесообразно размещать по оси на разных лобовых частях ее, так как это обеспечит одно исполнение полюса, что немаловажно для производства и эксплуатации (с точки зрения обеспечения запасными частями).

Сердечник снабжен, при необходимости, каналами 16 для стока пропиточного лака из резьбовых отверстий в основных стержнях, так как обычно полюс пропитывается при нижнем положении полюсного наконечника.

На фиг.2 показан выступ 17, расположенный в зоне 18 соединения сердечника с магнитопроводом и идущий вдоль оси, который фиксирует при мон3380 2 таже местоположение полюса на магнитопроводе в тангенциальном направлепии и.передает при работе крутящий момент.

На фиг.3 показаны радиальные каналы 19, которые образованы выступающими за торец сердечника концевыми частями основных и дополнительных стержней и по которым под вентилирующим действием последних проходит поток охлаждающего воздуха, повышая эффективность охлаждения полюса.

Изоляция и элементы фиксации ка15 5тушки на сердечнике в осевом направ20

55,ленни, а также крепление верхнего вывода могут быть выполнены, например, как указано на фиг.1, 2, 3 (см. на усиление изоляции у торца сердечника).

Изготовление и сборка полюса ротора синхронного генератора.

Полюс ротора по предлагаемому изобретению не содержит нажимных щек или хвостовиков Т-образной формы или в виде ласточкина хвоста, а сердечник его состоит из комплекта штампованных основных полюсных листов, в том числе листов с просечкой для прохода шпилек крепления на магнитопроводе; комплекта штампованных конце-. вых листов, в том числе листов с зенковками на отверстиях для развальцовки концов полюсных заклепок; комплекта полюсных заклепок и комплекта стержней прямоугольной формы, что позволяет осуществить изготовление сердечника полюса ротора синхронного генератора по предлагаемому изобретению аналогично изготовлению сердечника главного полюса электрической машины постоянного тока, причем на том.же оборудовании и тем же способом, при котором в специальном приспособлении устанавливают концевые полюсные листы, затем комплект основных полюсных листов нужной массы, опять концевые листы, весь пакет сжимают под прессом заданным усилием и проверяют обеспечение размера по длине сердечника, а затем снимают нагрузку, вводят в отверстия в листах полюсные заклепки и стержни (а в данном случае вводят и дбполнительные стержни) и опрессовывают комплект всех полюсных листов с установленными стержнями и заклепками под прессом заданным усилием, причем в процессе опрессовки заклепки будут

l363380

Резьбовые отверстия в основных 45 стержнях перед пропиткой целесообразно предохранить от смачивания компаундом или ввернуть в них технологические пробки из несмачиваемогo компаундом материала, например, ти- 5О па фторопласт, в которых также преду смотрены отверстия вдоль оси для стока компаунда в каналы внутри сердечника и на выход из его торцов.

После пропитки полюс вынимают из приспособления и производят дальнейшие операции в подготовке к сдаче.

Устройство работает следующим образом. тора и надежности ее изоляции.

Формула из обретейия

Полюс ротора синхронного генератора, содержащий катушку возбуждения, элементы крепления лобовых часразвальцованы в концевых листах с зенковками посредством специальных кернов, которыми приспособление снабжено. Поскольку в данном случае прессуется сердечник полюса ротора синхронного генератора, у которого концевые части основных и дополнительных стержней выступают за торцы сердечника, никаких изменений в способ и сам процесс изготовления сердечника не внесет, так как в приспособлении могут быть предусмотрены для них специальные углубления.

При сборке полюса сердечник устанавливают на приспособление полюсным наконечником вниз, затем производят установку на него изолирующей рамки, ограничителей (на концевые части стержней), надевают на сердечник . 2О катушку возбуждения, например, вставляют корпусную изоляцию в пазовой части, предпочтительно и в лобовых частях и фиксируют прокладками в ограничителях местоположение ка- 25 тушки в осевом направлении.

Поверх катушки возбуждения устанавливают технологическую плиту и специальными клиньями, вводимыми в приспособление поперек полюса, при- Зп жимают катушку возбуждения через изолирующую рамку к полюсному наконечнику в пазовой части и к опорам концевых частей Г-образной формы дополнительных стержней в лобовых частях (последние, при необходимости, могут быть закреплены при этом посредством использования резьбовых отверстий в концевых частях основных стежней).

В таком зажатом состоянии полюс вмес- 4р те с приспособлением загружают в автоклав и пропитывают в компаунде типа "Монолит".

Катушка возбуждения прижата технологическим приспособлением посредством клиньев к изолирующей рамке, которая опирается на полюсный наконечник сердечника в пазовой части и на выступающие -за торцы сердечника концевые части дополнительных стержней.

Таким образом и при работе эти опоры воспринимают центробежную нагрузку от катушки возбуждения, на которую, в частности, от лобовых частей катушки должны быть рассчитаны дополнительные стержни и сопрягаемые с ними несущие части полюсных листов.

При монтаже полюса выступ сердечника входит -в открытый паз на.магнитопроводе. Магнитопровод при этом выполнен массивным (отливка, поковка), а выступ сердечника полюса выполнен на полюсных листах непосредственно или образован выступающей из паза в сердечнике шпонкой.

Зацепление выступа сердечника с магнитопроводом воспринимает при работе сдвигающие полюс усилия, обусловленные крутящим моментом (моментом короткого замыкания) или угловыми ускорениями, в силу чего количест-, во стяжных шпилек, крепящих полюс на магнитопроЪоде, может быть существенно уменьшено,и делает невозможным смещение в тангенциальном направлении при превышении допустимой частоты вращения.

Концевые части стержней, выступающие за торцы середчника, при вращении ротора создают вентилирующий эффект, под действием которого по радиальным каналам в лобовых частях катушки возбуждения проходит поток охлаждающего воздуха, повышая тем самым эффективность охлаждения не только полюса в целом, но и обмотки статора на выходе из паза в одной из наиболее нагретых точек ее.

Минимальный вылет лобовых частей катушки возбуждения от торца сердечника и отсутствие в них стальных нажимных щек снижает усилия взаимодействия лобовых частей обмоток возбуждения и обмотки статора, что благоприятно сказывается на вибрационном состаннии лобовых частей обмотки стаСоставитель А.Кузьмин

Техред Л.Олийнык Корректор Г.Решетник

Редактор Н. Слободяник

Заказ 6374/49- Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 1363380 В тей катушки, шихтованный сердечник териалоемкости, элементы крепления с полюсным башмаком и хвостовиком ; лобовых частей катушки выполнены и продольные стержни с резьбовыми в виде стержней прямоугольного сече. отверстиями расположенные внутри

5 ния, которые размещены в выполненсердечника и служащие для крепления ных по длине полюса отверстиях, а ,к остову, отличающийся концевые части этих стержней имеют тем, что, с целью повышения техноло- уступы, к которым примыкают лобовые гичности изготовления и снижения ма- части катушки.

Полюс ротора синхронного генератора Полюс ротора синхронного генератора Полюс ротора синхронного генератора Полюс ротора синхронного генератора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей

Изобретение относится к конструкции электрических машин, в частности к устройствам для крепления катушки к сердечнику полюса

Изобретение относится к электротехнике , а именно к конструкциям синхронных явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными 2 и добавочными 5 полюсами и якорем

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности статора машины постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх