Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение экономичности. Коробка передач представляет собой узел с коническими зацеплениями , в котором имеется общее звено переднего и заднего хода - ведомое коническое колесо 14, способное зацепляться с двумя ведущими коническими колесами 3, 6 - одно переднего 3, другое заднего хода 6, расположенными на валу 1 противоположно по диаметру ведомого конического колеса 14. Незацепляющееся, постоянно ведущее коническое колесо 6 (щестерня) заднего хода с общим звеном переднего и заднего хода - колесом 14 вводится в зацепление только на время работы этой передачи. При передаче крутящего момента щестерня 6 будет прижиматься к выступу на валу 1 (вследствие выбранной геометрии зубчатого зацепления относительно направления вращения вала 1 возникает осевая сила, которая действует на шестерню 6), а значит обеспечивает непрерывную передачу крутящего момента данной зубчатой пары. 1 з. п. ф-лы, 12 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (50 4 В 60 К 17 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4096651/27-11 (22) 30.07.86 (46) 23.07.88. Бюл. ¹ 27 (75) К. А. Коробка (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1177179, кл. В 60 К 17/08, 1983. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения повышение экономичности. Коробка передач представляет собой узел с коническими зацеплениями, в котором имеется общее звено переднего и заднего хода — ведомое коническое колесо 14, способное зацепляться с двумя ведущими коническими колесами 3, „„Я0„„1411168 А 1

6 — одно переднего 3, другое заднего хода 6, расположенными на валу 1 противоположно по диаметру ведомого конического колеса 14.

Незацепляющееся, постоянно ведущее коническое колесо 6 (шестерня) заднего хода с общим звеном переднего и заднего хода— колесом 14 вводится в зацепление только на время работы этой передачи. При передаче крутящего момента шестерня 6 будет прижиматься к выступу на валу I (вследствие выбранной геометрии зубчатого зацепления относительно направления вращения вала 1 возникает осевая сила, которая действует на шестерню 6), а значит обеспечивает непрерывную передачу крутящего момента данной зубчатой пары. 1 з. п. ф-лы, 12 ил.

1411168

Изобретение относится к машинам с устройствами, передающими крутящий момент зубчатыми передачами, преимущественно к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным коробкам передач.

Цель изобретения — повышение экономичности.

На фиг. 1 показана кинематическая схема коробки передач транспортного средства, первый вариант; на фиг. 2 — то же, второй вариант, общий вид; на фиг. 3 — — сечение А-Л на фиг. 2; на фиг. 4 — средство управления коробки передач; на фиг. 5 — схема вклю, чения передач; на фиг. 6 — коробка передач, третий вариант, общий вид; на фиг. 7 — вид Б на фиг. 6; на фиг. 8 — сечение В-В на фиг. 6; на фиг. 9 — вид Г на фиг. 6; на фиг. 10 — — вариант исполнения входной муфты; на фиг. 11 — вид Д на фиг. 10; на . фиг. 12 — схема включения передач.

Короока передач (фиг. 1) содержит первичный вал 1, который, получая крутящий момент от ведомого диска 2 сцепления, жестко с ним связан и может передавать его коническим шестерням 3 и 4 переднего хода посредством зубчатой синхронизированной муфты 5 и конической шестерне 6 заднего хода. При этом последняя,. сидит на валу на шлицах и может перемещаться вдоль оси вала для зацепления с сопряженным колесом. Между ступицами конических шестерен переднего хода расположены игольчатый 7 и радиально-упорный 8 подшипники, предотвращающие трение между ступицами и ва, лом. Также имеются опоры — — радиально упорные подшипники 9 и 10. Вторичный вал 11, он же первичный вал главной пере1 дачи, перпендикулярен к первичному валу 1, в горизонтальной плоскости, но жестко с ним не связан и может вращаться с угловой скоростью, отличной от угловой скорости перви.ного вала 1. Его опорные подшипники — 12 и 3. На этом валу жестко посажены конические колеса 14 и 15 и расположены цилиндрические шестерни 16 — -18 главной передачи. Связь шестерен 16 и 17 со своим валом осуществляет синхронизированная муфта 19. Выходной вал 20 параллелен свое— му первичному валу 11, но расположен над входным валом 1 (первичным), перекрещиваясь с ним. Этот вал имеет цилиндрические колеса 21 и 22, жестко с ним связанные, и колесо 23, обкатываемое на нем и связываемое с ним посредством синхронизированной муфты 24. Являясь выходным валом коробки передач транспортного средства, этот вал имеет дифференциал 25.

Работа коробки передач основана на сочетании совместных действий конических пар начальной передачи с цилиндрическими парами конечной (главной) передачи.

Получение передач (ступеней) переднего хода - как в известных коробках передач.

Первая передача получается при совместном

Г

45 действии конической пары 3 и 14 с цилиндрической парой 18 и 23, вторая передача— коническая пара 3 и 14 и цилиндрическая пара 16 и 21, тогда как предыдущая цилиндрическая пара 18 и 23 выводится в нейтральное положение посредством муфты 24, третья передача — коническая пара 4 и 15, для чего предыдущая коническая пара 3 и 14 нейтрализуется посредством общей муфты 5, и цилиндрическая пара 18 и 23 — аналогично первой передаче, четвертая передача — коническая пара 4 и 15 и цилиндрическая пара 16 и 21, пятая передача — коническая пара 4 и 15 и цилиндрическая пара 17 и 22.

Схема зубчатых зацеплений позволяет иметь несколько передач заднего хода. Первая передача (одна из них) получается сочетанием действий конической пары 6 и 14 с цилиндрической парой 18 и 23. Передачи заднего хода имеются при условии. что шестерни 3 и 4 переднего хода нейтрализованы муфтой 5. Таким образом, перемещая коническую шестерню 6 заднего хода по шлицам вала 1, вводят ее в зацепление с сопряженным колесом 14 (включение не вызывает затруднений, так как указанная передача начинается троганием с места и все элементы коробки передач находятся в покое), в результате чего образуется передающая крутящий момент зубчатая пара начальной передачи. Подобному включению способствует тот факт, что зацепляющиеся зубья— конические, т. е. данная геометрия не требует дополнительных скосов как, к примеру, с таким же способом включения передач цилиндрических зацеплений. Когда транспортное средство трогается с места, в зубчатой паре 6 и 14 возникает осевая сила, направленная в сторону. упора на первичном валу 1, чем удерживает шестерню 6 в зацеплении с колесом 4, фиксирует расчетный радиальный зазор между контактирующими зубьями. Ускоренный задний ход получается сменой передаточного числа главной передачи без изменения начальной, т. е. во время движения с использованием синхронизированной муфты 19, которая включает пару 16 и 2! . После прекращения работы заднего хода шестерня 6 выводится в нейтральное положение.

Начальная и конечная (главная) передачи расположены в двух горизонтальных плоскостях (фиг. 3), что свидетельствует об относительном распсложении элементов коробки передач. В верхней секущей плоскости (фиг. 2) имеется выходной вал (планетарный механизм), опирающийся на подшипники и 2. Его основными частями являются корпус дифференциала 3, сателлиты 4 и 5 на оси 6, полуосевые шестерни 7 и 8 на полуосях 9 и 10. Имеются также цилиндрические зубчатые колеса 11 в 13 главной передачи и синхронизированная муфта 14.

Указанный вал параллелен своему первич14 ному валу 15 и находится с ним в одной вертикальной IlJIocKocTH, наклоненной к механизму сцепления для компактности конструкции в целом. Вал 15 одновременно является вторичным для начальной передачи.

Он опирается на подшипники 16 и 17, содержит цилиндрические шестерни 18 — 20 главной передачи и синхронизированную муфту 21. Вне работы какой-либо пары главной передачи один из ее элементов (шестерня или колесо) для надежной работы может обкатываться на своих валах посредством игольчатых подшипников 22 — 24. На этом валу установлены на шлицах конические колеса 25 и 26. Весь вал (в сборе) расположен в нижней секущей плоскости, что выражает последовательность передачи крутящего момента от начальной передачи. Тогда, указанные конические колеса могут передавать крутящий момент своему валу от конических шестерен 27 и 28 переднего хода и шестерни 29 заднего хода. Конические шестерни 27 — 29 расположены на первичном валу 30, опирающемся на подшипник 31 и посредством подшипников 32 и 33 между ступицами конических шестерен переднего хода на подшипник 34. Первичный вал жестко связан с ведомыми дисками сцепления посредством зубчатого венца,35. Входная муфта 36 распределяет крутящий момент коническим шестерням переднего хода через их ступицы с входными зубчатыми венцами 37 и 38. Входная муфта синхронизирована, ведущая ее часть выступает в качестве ступицы ведомого диска 39 сцепления.

Механизм сцепления в целом известен, но имеет своеобразную связь. В основе его лежит использование наиболее эффективных дисковых фрикционов, для чего ведомый диск 39 сжат между упорным диском 40, размещенным жестко в кожухе 41, который связан с маховиком 42, и нажимным диском 43. Для гашения крутильных колебаний служат демпферные пружины 44. Сжатие дисков осуществляется диафрагменной пружиной 45, зафиксированной на маховике внутренним кольцом 46 с кольцевыми пружинами 47 и 48. Для выключения сцепления центральную часть пружины перемещают от маховика через выжимные толкатели 49 с шайбами 50 и 51, воспринимающие давление перемещения от выжимного подшипника 52. Для воздействия на выжимной подшипник используется вилка 53. Сцепление связано с коленчатым валом 54 двигателя посредством ступицы 55 маховика и направляющей втулки 56 выжимного подшипника, связанных между собой шлицами для радиальной фиксации и гайкой 57 для осевой фиксации.

Коробка передачи содержит уплотнения

58 — 60, предотвращающие утечку масла в картер 61 сцепления, картер 62 коробки передач и перегородку 63. Картер главной

11168

55 передачи образуется присоединением боковой крышки 64 к картеру коробки передач.

Имеется упорный шарик 65, фиксирующий при накате передним ходом первичный вал.

На фиг. 3 показана связь коробки передач с двигателем, а также средство управления коробки передач, содержащее распределительный шток 66. Вилка 67 на штоках 68 и 69 перемещает коническую шестерйю зад,него хода, вилка 70 на штоках 71 и 72 перемещает входную зубчатую муфту. Коробка передач транспортного средства содержит привод спидометра 73, включатель 74 светового сигнала «Задний ход», пробки для залива и слива 75 масла, а также «окно контакта» 76 и заднюю крышку 77.

Распределительный шток 66 (фиг. 4) имеет толкатели а, h и с, выполненные заодно с ним, и закрепленные жестко толкатели 78 и 79, шток 80 имеет вилку (d) и переводную головку. 81, шток 82 — вилку (е) и переводную головку 83. Переводная головка 84 шарнирно на оси 85 связана с переводной головкой 81 штока 80.

Имеется пять ступеней переднего и две ступени заднего ходов (фиг. 5), Работа коробки передач для лучшего использования мощности двигателя основана для использования ряда общих передаточных чисел трансмиссии, подчиняющегося закону геометрической прогрессии. В работе коробки передач используются зубчатые муфты с пальцевыми синхронизаторами, которые позволяют быстро синхронизировать сопряженные части (значит, быстро включать передачи) и исключать замки для предупреждения одновременного включения двух передач.

Муфты главной передачи перемещаются штоками посредством переводных головок, с которыми взаимодействуют толкатели распределительного штока, т. е. входят в пазы переводных головок, образованные выступами для включения и выступами для нейтрализации указанных муфт.

В предлагаемой коробке передач первая передача относится к совместной работе конической пары 27 и 26 с цилиндрической парой 18 и 13. При этом распределительный шток 66 переводят по оси Х-Х слева направо.

Его толкатель 79 перемещает вилку 70 муфты 36 (фиг. 3), зацепляя ее входным зубчатым венцом 37 (фиг. 2) конической шестерни 27 переднего хода, постоянно зацепленной с коническим колесом 26. Коническая пара

27 и 26 включается. Для включения цилиндрической пары 18 и 13 распределительный шток 66 переводят по оси Y-Y от себя. Его толкатель с давит на включающий выступ переводной головки 83 штока 82 с вилкой е муфты 14, зацепляя ее с боковым зубчатым венцом колеса 13, постоянно зацепленного с шестерней 18. Замыкается звено начальной и конечной передач первой ступени движения.

14

Вторая передача относится к совместной работе конической пары 27 и 26 с цилиндрической парой 20 и 11. При этом распределительный шток 66 переводят по оси Y- Y к себе до упора. Его толкатель с выводит муфту 14 в нейтральное положение, а толкатель а сразу после этого давит на правый удлиненный включающий выступ переводной головки 81 штока 80 с вилкой d муфты 21 (фиг. 2) „ зацепляя ее с боковым зубчатым венцом шестерни 20, постоянно зацепленной с колесом 1!. Таким образом, изменяя передаточное число главной передачи без изменения начальной передачи, получают вторую пе редачу.

Третья передача относится к совместной работе конической пары 28 и 25 с цилиндри ческой парой 18 и 13. Распределительный шток 66 переводят по оси Y- Y от себя до нейт:рального положения, далее по оси Х-Х справа налево до упора и окончательно по оси Y-Y от себя до упора. В результате переход на третью передачу осуществляют толкатели: толкатель а при первом переводе распределительного штока 66 по оси Y-Y выводит муфту 21 в нейтральное положение, толкатель 79 при переводе по оси Х-Х выводит муфту 36 (фиг. 2) из зацепления с зубчатым венцом 37, зацепляя ее с входным венцом 38 шестерни 28 (в результате чего происходит смена передаточного числа начальной пере,дачи), толкатель с при втором переводе vo оси Y Y аналогично первой передаче вклю чает муфту 14, зацепляя ее с входным зуб чатым венцом колеса 13 в паре с шестерней 8.

Четвертая передача относитя к совмест ной работе конической пары 28 и 25 с ци линдрической парой 20 и 11. Для этого рас пределительный шток 66 переводят по оси

; Y-Y к себе до упора.

В этом случае работа толкателей аналогична работе включения второй передачи, но толкатели воздействуют на крайние левые части своих переводных головок. В итоге муфта 14 выводится в нейтральное положение, а муфта 21 зацепляется с боковым зубчатым венцом шестерни 20 с колесом 1 1, в результате чего сменяется передаточное число третьей передачи на передаточное число четвертой передачи.

Пятая передача относится к совместной работе конической пары 28 и 25 с цилиндрической парой 19 и 12. Включение осушествляет толкатель b распределительного штока бб, воздействуя на переводную головку 84.

Вследствие этого распределительный шток бб нужно установить в нейтральное положение, что ориентирует толкатель b напротив включающего выступа переводной головки 84 (фиг. 4).

Переводят распределительный шток бб по оси Y-Yксебе,,толкатель b давит на включающий выступ переводной головки 84, 11168

«5

5 !

О !

ЗО

6 которая воздействует через шарнир на шток

80 с вилкой d муфты 2!. В этом случае последняя зацепляется с боковым зубчатым венцом шестерни 19 в паре с колесом 12 (фиг. 2). Окончательно переводят распределительный шток 66 (фиг. 4) по оси Х-Х справа налево, чем включают посредством толкателя 79 и вилки 70 (фиг. 3) зубчатую муфту 36, зацепляя ее с входным зубчатым венцом 38 конической шестерни 28 (фиг. 2) в паре с колесом 25.

Задний ход R начинается ак же, как пятая передача — с центра нейтрального положения и первоначальным включением цилиндрической пары главной передачи.

Работает совместно коническая пара 29 и 26 с цилиндрической парой 18 и 13 (фиг. 2).

Тогда распределительный шток 66 с его толкателем с переводят (фиг. 5) по оси Y-Y от себя до упора, а значит и переводную головку 83 штока 82 с вилкой е и муфту 14, зацепляя ее боковым зубчатым венцом колеса 13 в паре с шестерней 18 (фиг. 2).

При осевом перемещении по оси Х-Х слева направо толкатель 79 не воздействует на вилку 70, проходя через паз в ней, а толкатель 78 перемещает вилку 67, связанную с конической шестерней 29 заднего хода, перемещая ее до полного зацепления с колесом 26. Отсюда линия перемещения по оси

Х-Х для заднего хода длиннее, чем соответствующие линии для переднего хода по оси

Х-Х в схеме фиг. 5. Осевое перемещение конической шестерни 29 при включении передачи совмещено с поворотом ее вокруг оси первичного вала 30 вследствие косых шлиц, угол наклона которых зависит от угла поворота конической шестерни 29 в момент ввода ее в зацепление с колесом 26, что направлено на ускорение включения данной передачи (фиг. 2).

Ускоренный задний ход Rv-. характеризуется лишь сменой передаточного числа главной передачи. Распределительный шток

66 переводится по оси Y-Y из конечной точки включения передачи (R) — задний ход к сеое до упора (фиг. 5 и 4). Вначале перемещения по оси Y-Y работает толкатель с, выводя муфту 14 в нейтральное положение, а далее толкатель а переводит муфту 21, включая пару главной передачи 20 и 11.

В третьем варианте исполнения коробки передач вход крутящего момента — со стороны конической шестерни заднего хода и имеется известное сцепление с дисковыми фрикционами.

Коробка передач (третий вариант) содержит два вала: входной вал 1;жестко связанный с ведомым диском сцепления, от которого получает крутя;ций момент. и вал 2, соосный входному валу, но жестко с ним не связанный, т. е. он может отъединяться посредством зубчатой муфты 3 (фиг. 6) .

Исходя из назначения, его можно назвать

14!1168 валом шестерен переднего хода. Входной вал опирается на подшипники 4 и 5, имеет удлинитель 6 для связи с ведомым диском сцепления (совместный их монтаж с помощью шлицевой втулки 7 преследует цель осевой фиксации этого вала при работе конической шестерни 8 заднего хода), установленный на скользящих шлицах указанного вала. Вал шестерен переднего хода опирается на подшипники 9 и 10. На последний опираются через подшипники 11 и 12 разделяющие ступицы шестерен, т. е. конических шестерен 13 и 14. Зубчатая муфта 15 с пальцевыми синхронизаторами имеет ведущую часть — шлицевую втулку 16, жестко, посредством зубчатого венца 17 связанную с валом шестерен переднего хода, по шлицам которой, перемещаясь в обе стороны от нейтрального положения, может зацепляться с входными зубчатыми венцами 18 и 19 указанных шестерен переднего хода. Зацепление конических шетерен переднего хода с коническими колесами 20 и 21, установленными на шлицах первичного вала 22 главной передачи постоянно. На вале 22 также размещены цилиндрические шестерни 23 — 25 главной передачи и зубчатая муфта 26 с пальцевыми синхронизаторами. Шестерни главной передачи постоянно зацеплены с колесами соответственно 27 — 29 выходного вала.

Средство управления коробки передач содержит распределительный шток 30 с толкателями а, b, с, d.

Толкатели а, b и с входят в переводные головки соответственно 31, 32 и 33, принадлежащие штокам 34 и 35 с вилками 36 и 37 для муфт главной передачи. Толкатель d служит для включения передачи «Задний ход». Перемещение конической шестерни заднего хода ссуществляется штоком 38 с вилками 39 и 40.

Шарики 41 и 42, пружина 43 плунжер 44 образуют замок, определяющий местоположение конической шестерни заднего хода в работе и вне ее.

Картеры сцепления 45 и коробки передач

46 выполнены за одно целое, а картер главной передачи образован присоединением боковины 47 к картеру коробки передач.

Имеются перегородки 48 и 49 и крышка 50, а также выжимной подшипник 5! на направляющей втулке 52 и выжимная вилка 53.

Планетарный механизм содержит корпус дифференциала 54, сателлиты 55 на оси 56, полуосевые шестерни 5? с полуосями 58 и 59.

Помимо указанных зубчатых колес имеется муфта 60 зубчатая с пальцевыми синхронизаторами. Весь механизм опирается на подшипники 61 и 62. Имеется вилка 63.

Перегородка 49 смонтирована следующим образом: вверху скобой 64, внизу задней крышкой 50. Коробка передач транспортного средства содержит привод 65 спидометра и включатель 66 светового сигнала

«Задний ход» (фиг. 9).

Работа коробки передач основана на последовательном сочетании зубчатых зацеплений начальной передачи с зубчатыми зацеплениями конечной (главной) передачи, т. е. работают следующие зацепления: первая ступень — коническая пара 13 и 20 с цилиндрической парой 25 и 29, вторая ступень — коническая пара 13 и 20 с цилиндрической парой 23 и 27, третья ступень — коническая пара 14 и 21 с цилиндрической парой 25 и 29, четвертая ступень — коническая пара 14 и 21 с цилиндрической парой

23 и 2?, пятая ступень — коническая пара 14 и 21 с цилиндрической парой 24 и 28, задний ход R — коническая пара 8 и 20 с цилиндрической парой 25 н 29, ускоренный задний ход R,- — коническая пара 8 и 20 с цилиндрической парой 23 и 27.

Передача крутящего момента коническим

20 шестерням 8, 13 и 14 в их рабочих режимах происходит следующим образом.

В предлагаемой коробке передач (фиг. 6) вал 2 может отъединиться от вала посредством муфты 3 на время работы заднего хода. Указанное свойство направлено на получение оптимальных нагрузок на опорные подшипники этих валов.

При работе заднего хода (фиг. 1) подшипник между первичным валом и малой конической шестерней переднего хода вос30 принимает нагрузку с увеличением оборотов вдвое, по сравнению с оборотами первичного вала. Хотя суммарная нагрузка на этой ступени движения за весь срок службы невелика, но и ее можно ликвидироватЬ, чем повышается срок службы указанного подшипника, не говоря о двух других (подобных 10 и 12 на фиг. 6). Тогда при работе переднего хода подн ипники 4 и 5 (фиг. 6) входного вала 1 вообще не воспринимают нагрузок, так как предъявляются к ним менее строгие требования по грузоподъемности.

Действуя распределительным штоком 30 вдоль его оси к себе и обратно до упора (фиг. 12 и 6), тем самым и его вилкой 63 (фиг. 7 и 8), жестко связанной с ннм, пере45 мещают муфту 15, зацепляя ее с входными зубчатыми венцами соответствеIIHo шестерен 13 и 14. При таких действиях распределительного штока 30 его толкатель d (фиг. 7) не входит в переводной паз на вилке 40, а значит валы 1 и 2 связаны муфтой 3, т. е. крутящий момент может передаваться на конические шестерни 13 и 14 переднего хода, осуществляя работу пяти ступеней движения переднего хода.

Задний ход начинается троганнем с места, когда зубчатые зацепления находятся в состоянии покоя. Распределительный шток

30 (фиг. 12) находится в центральном нейтральном положении, и его толкатель d конструктивно сориентирован напротив пере14 водного паза вилки 40 (фиг. 7), но еще с ним не контактирует. Переводят распределительный шток 30 справа налево от нейтрального положения. Ф

Этим действием толкатель а воздействует на переводную головку 3! на штоке 34 с вилкой 36, а значит, и на муфту 60, зацепляя с боковым зубчатым венцом колеса 29 в паре с шестерней 25 (т. е.,включает пару главной передачи), а толкатель d входит в паз на вилке 40(фиг. 6 и 7). Далее (фиг. 12) осевым перемещением распределительного штока 30 к себе до упора толкатель d перемещает шток

38 посредством вилки 40 и, следовательно,,коническую шестерню 8 заднего хода и муф ту 3. Величина перемещения такова, что шестерня 8 полностью зацепляется с коле,сом 20, а муфта 3 разъединяет валы 1 и 2.

Замыкается звено начальной и конечной

;передач крутящего момента передачи зад него хода (R). Переключение на ускоренную

Передачу заднего хода (В") осуществляет ся (фиг. 12) последовательной работой элеМентов средства управления, аналогично

Предшествующему варианту.

При первоначальном действии распределительного штока 30 (когда включается задний ход) вилка 63 (фиг. 7) выходит из кольцевого паза муфты 15, оставляя ее в нейтральном положении при осевом (следую)цем) перемещении распределительного што1 а 30. Можно не выводить вилку 63 из муфы 15, так как при дальнейшем действии аспределительного штока 30 муфта 3 уже ейтрализует весь этот узел, но,так как переещение муфты 15 в зацеплении с входным убчатым венцом шестерни 13 и перемещеНие шестерни 8 в зацеплении с колесом 20 отличаются по величине, предусматривается указанное конструктивное исполнение.

Муфта (фиг. 10 и 1) имеет свои конст1 уктивные отличия (в сравнении с муфтой 15 на фиг. 6), направленные на компактность той части коробки передач. Задняя крыша 50 представляет собой полость, в которсй

Происходит вывод вилки 63 из муфты 15.

Распределительный шток 30 (фиг. 10) имеет в месте крепления вилки 63 кольцевой выступ, который заставляет перемещаться вилку 63 в осевых перемещениях распределительного штока 30. В то же время вилка 63 монтируется так, что при боковых поворотах

11168

5

Формула изобретения

45 распределительного штока 30, остается неизменной относительно муфты 15, т. е. по посадке с зазором. Возможность осевого перемещения при включении заднего хода решает конструктивное исполнение муфты 15 (фиг. 10) с несимметричным расположением относительно входных зубчатых венцов конических шестерен 13 и 14 переднего хода.

В итоге, включая задний ход, муфта 15 перемещается вдоль оси на величину перемещения конической шестерни 8 заднего хода (фиг. 6), но одновременно нейтрализуется муфтой 3. Таким образом, о величине полости задней крышки 50, можно судить по фиг. 11. Сравнение узлов показывает, что муфта 15 с вилкой 63 (фиг. 6 и 7) оольше подходят для первого варианта исполнения коробки передач, так как в ней первичный вал цельный.

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая жестко связанный с ведомым валом сцепления входной вал со свободно установленными ведущими коническими зубчатыми колесами переднего и заднего хода, перпендикулярно ему размещенный вторичный вал с ведомыми коническими колесами и цилиндрическими шестернями главной передачи, постоянно зацепленными с колесами выходного вала, расположенного параллельно вторичному валу, а также входная управляемая муфта для связи ведущих конических колес переднего хода с входным валом, при этом конические колеса выполнены косозубыми, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности, ведущее коническое зубчатое колесо заднего хода установлено на входном валу с возможностью осевого перемещения до упора в выполненный на входном валу бурт при вводе ее в зацепление с ведомым коническим колесом, а входной вал выполнен разрезным в зоне между ведущими коническими колесами переднего и заднего хода и снабжен управляемой муфтой для связи частей этого вала между собой.

2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что ведущая часть входной муфты для передачи крутящего момента ведущим коническим колесам выполнена в виде ступицы ведомого диска сцепления.

1411168

4807 4б 09 56

79 U /б а 81 as ууууу угу

1411168

27

Z1

es

53

57

Фиг 6 д д подернуто

1411168

Фиг. 9

1411168

BuQ

Фиг. 77

1411168

Составитель С. Белоусько

Редактор И. Горная Техред И. Верес Ко рректор В. Бу т яга

Заказ 3604/15 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I l 3035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4,5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин

Изобретение относится к об тасти автотракторостроения и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторюв

Изобретение относится к траиснортио- .му машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах, т-аких как автомобили , тракторы и др

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой , коробкам передач, используемым , например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх