Коробка передач

 

Изобретение относится к об тасти автотракторостроения и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторюв. Цель изобретения повьшение зксплуатационных характеристик 10 за счет расширения и кинематического диапазона. Коробка передач включает соосно расположенные между собой ведущий 1 и ведомый 2 валы, параллельные им промежуточный 3 и дополнительные 4 валы, шестерни 10, установленные на ведущем валу 1 свободно, соединяющиеся с ним посредством переключающихся устройств 6, например синхронизаторов, и зацепленные с шестернями 11, жестко размещенными на промежуточном валу 3. На реверсивном валу 5 шестерни 12, 13 и 14 установлены свободно и соединяются с ним зубчатыми муфтами 8 и 9. На ведомом валу 2 шестерня 15 одновременно зацеплена с шестернями 13 и 17, последияя с S 15 16 (Л

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1381010 А 1 (50 4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 41 18394/30-1 1 (22) 16.09.86 (46) 15.03.88. Бюл. У 10 (71) Минский тракторный завод (72) П.А. Амельченко,: В. М. Яцковский, М. Г, Мелешко, И. И. Болвако и И. Н Мойсейчук (53) 629.113(088.8 ) (56) Авторское свидетельство СССР

11 398422, кл. В 60 H 17/08, 1972. (54) КОРОВКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области автотракторостроения и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов. Цель изобретения - повьинение эксплуатационных характеристик за счет расширения и кннематического диапазона. Коробка передач включает соосно расположенные между собой ведущий 1 и ведомый 2 валы, параллельные им промежуточный 3 и дополнительные 4 валы, шестерни 10, установленные на ведущем валу 1 свободно, сое-, диняющиеся с ним посредством переключающихся устройств 6, например синхронизаторов, и зацепленные с шес тернями 11, жестко размещенными на промежуточном валу 3 ° На реверсивном валу 5 шестерни 12, 13 и 14 установлены свободно и соединяются с ним зубчатыми муфтами 8 и 9. На ведомом валу 2 шестерня 15 одновременно зацеЖ плена с шестернями 13 и 17, последняя

1381010 связана с промежуточным валом 3 зубчатой муфтой 7, шестерня 18 вала 4, соединяемая с промежуточным. валом зубчатой муфтой 7, одновременно эацеплена с шестернями 16 и 12. На шестерне 14 выполнен зубчатый венец 22 коронной шестерни, зацепленный с сателлитом 21, установленный на водиле 20, которое жестко закреплено на реверсивном валу 5, солнечная шестерня 23 связана с тормозом Т. Коробка передач обеспечивает 16 передач переднего и 8 передач заднего хода и работает следующим образом. Шестерни

IO, свободно сидящие на ведущем валу

1, поочередно включаются синхронизаторами 6 и передают вращение на промежуточный вал 3. При соединении промежуточного вала 3 зубчатой муфтой 7 с шестерней 18 или с шестерней 17 получаем соответственно транспортный

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в транссмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов. 5

Цель изобретения — повышение эксплуатационных характеристик эа счет расширения улучшения распределения передаточных чисел.

На фиг, 1 изображена кинематичес- 10 кая схема коробки передач, где солнечная шестерня связана с тормозом; на фиг. 2 — кинематическая схема коробки передач, где эпициклическая шестерня связана с тормозом.

Коробка передач содержит соосные между собой ведущий 1 и ведомый 2 валы, промежуточный 3 и дополнительный

4 валы, параллельный им реверсивный вал 5 ° IIa ведущем валу 1 расположены переключающие устройства 6. В качестве переключающих устройств могут быть использованы синхронизаторы, фрикционные, зубчатые муфты и др.

На промежуточном 3 и реверсивном 5 валах установлены зубчатые муфты 7, 8 и 9.

На ведущем валу 1 свободно сидящие шестерни IO постоянно зацеплены

30 или рабочий диапазон передач. Зубчатые муфты 8 и 9 при этом выключены.

Для получения пониженного рабочего диапазона передач переднего и эаднего хода необходимо с помощью зубчатых муфт 9 и 8 включить шестерни 19, 14 и 13, 15 — передний ход и шестерни

l9, l4 и 12, 18, 16 — задний ход.

Зубчатая муфта 7 в этом случае вьгключена. Для получения технологического диапазона передач переднего и заднего хода необходимо зубчатые муфты 7 и 9 выключить, а с помощью зубчатой муфты 8, тормоза Т планетарного ряда включить шестерни 19, 14 и

22, 23 сателлиты 21 и водило 20, шестерни 13, 15 — передний ход, шестерни 19, 14 и 22, 23 сателлиты 21, водило 20, шестерни 12, 18, 16 - задний ход. 2 ил.

2 с шестернями Il жестко установленными на промежуточноы валу 3. На реверсивном валу 5 свободно установлены шестерни 12, 13 и 14 и со епиняются с ним соответственно зубчатыми муфтами 8 и 9. Шестерни 15 и 16, установленные на ведомом валу 2, жестко эацеплены: одновременно - шестерня 15 эацеплена с шестерней 13 и шестерней 17, последняя свободно установлена на промежуточном валу 3 и соединяется с ним зубчатой муфтой 7, а шестерня 18 дополнительного вала

4, соединяемая с промежуточным валом

3, зубчатой мутфы 7 одновременно эацеплена с шестерней 16 ведомого вала 2 и с шестерней 12 реверсивного вала 5. На одной из шестерен 10 ведущего вала 1 установлен зубчатый венец 19, который зацеплен с шестерней 14.

На реверсивном валу 5 жестко установлено водило 20 планетарной передачи. На водиле 20 установлены сателлиты 21, одновременно эацепленные с эпициклической 22 и с солнечной 23 шестернями. При этом эпициклическая шестерня 22 выполнена заодно с шестерней 14 или соединена с ней, а сол» нечная шестерня 23 связана с тормозом

Т (корпус коробки) фиг. I или солнечная шестерня 23 выполнена заодно с шестерней 14 или соединена с ней, а эпициклическая шестерня 22 связана с тормозом Т, (корпус коробки) фиг. 2.

Коробка передач работает следующим образом.

Вращение от коленчатого вала двигателя передается на ведущий вал I.

Шестерни 10, свободно сидящие на ведущем валу I, поочередно включаются переключающими устройствами 6, например синхронизаторами, и передают крутящий момент на промежуточный вал

3. Для получения транспортного и рабочего диапазонов передач необходимо с помощью зубчатой муфты 7 включить соответственно шестерни 18, 16 и 17, IS, при этом промежуточный вал 3 соединяется с шестерней 18 и 17 зубчатой муфты 7. Зубчатые муфты 8 и 9 в этом случае выключены. 25

Для получения пониженного рабочего диапазона передач переднего и заднего хода необходимо с помощью зубчатых муфт 9 и 8 включить шестерни

19, 14 и 13, 15 - передний ход и шестерни 19, 14 и 12, 18, 16 - задний ход. При этом зубчатая муфта 7 выключена.

Для получения технологического диапазона передач переднего и заднего хода необходимо с помощью зубчатой муфты 8 включить шестерни 13, 15 и

12, 18, 16. При этом зубчатая муфта

9 и 7 выключены, солнечная шестерня

23 заторможена (фиг. 1). В этом случае крутящий момент от ведущего 1 вала передается к ведомому валу 2 через шестерни 19, 14 и 22, 23 сателлиты 21 и водило 20, шестерни 13, 15 передний ход ct через шестерни 45

19, 14 и 22, 23 сателлиты 21 и водило

20, шестерни 12, 18, 16 - задний ход.

Для получения технологического пониженного диапазона передач переднего и заднего хода с более высокими передаточными числами (более низкими

50 скоростями) необходимо затормозить эпициклическую шестерню 22 (фиг. 2), тогда крутящий момент от ведущего 1 вала к ведомому валу 2 передается через шестерни 19, 14 и 23, 22 сателлиты 21, н водило 20, шестерни 13, 15 - передний ход, а через шестерни

l9, 14 и 23, 22 сателлиты 21, и водило 20, шестерни l2, 18, 16 — задний ход.

Планетарный ряд, выполненный с заторможенной шестерней 22, позволяет уплотнить распределение передаточных чисел технологического диапазона.

При выполнении планетарного ряда с заторможенной шестерней 22 можно расширить диапазон передаточных чисел, т.е. получить на тракторе более низкие скорости движения. Выбор планетарного ряда с торможением солнечной или коронной шестерни будет определяться машинами, с которыми трактор будет агрегатироваться с учетом качественного выполнения при этом технологического процесса.

Формула изобретения

Коробка передач преимущественно для трактора, содержащая соосные ведущий и ведомый валы, параллельные им реверсивный и промежуточный валы, шестерни постоянного зацепления, установленные на ведущем и промежуточном валах и соединяемые с ведущим валом при помощи переключающих устройств размещенных на ведущем валу, шестерни установлены на реверсивном валу свободно и связаны с ним с помощью зубчатой муфты, на ведомом валу шестерни установлены жестко, одна иэ них одновременно зацеплена с шестерней, установленной на реверсивном валу, и с шестерней, свободно установленной на промежуточном валу и со" единяемой с этим валом с помощью зубчатой муфты, шестерня дополнительного вала, соединяемая с промежуточным валом с помощью зубчатой муфты, одновременно зацеплена с другой шестерней ведомого вала и с шестерней реверсивного вала, а реверсивный вал кинематически связан с ведущим валом отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик путем расширения кинематического диапазона, она снабжена планетарной передачей, водило которой закреплено на реверсивном валу, одно из оставшихся звеньев которой связано с тормозом, а другое звено соединено с шестерней реверсивного вала, которая зацеплена с дополнительным зубчатым венцом, установленным на шестерне ведущего вала.

1 88101 0

Составитель Н. Николева

Редактор А, Долинич Техред Л.Олиднщ Корректор В. Бутяга

Заказ !!53/20

Тирах 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!!303$, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Уигород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к траиснортио- .му машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах, т-аких как автомобили , тракторы и др

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой , коробкам передач, используемым , например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к конструкциям коробок передач и может быть использовано , например, в трансмиссиях тракторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх