Коробка передач транспортного средства

 

СОКЭЗ С08ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU» 140244 (58 4 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТНРЫТИЙ

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ -" . ц

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4083723/31-11 (22) 05 ° 05.86 (46) 15.06.88. Бюл. Р 22 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов, В.Н.Астафьев, А.С.Терехов и Г.Н.Шпитко (53) 629.113 (088.8) (56), Авторское свидетельство СССР

Ф 1318437, кл. В 60 К 17/06,02.01,86. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к трансмиссиям транспортных средств.

Цель изобретения — увеличение диапаI зона и количества передач. Для этого в корпусе 10 коробки передач (КП) со" осно расположены входной вал 1 и выI ходной вал 24, а также валы планетарного механизма. Муфта 2 на входе КП соединяет входной вал 1 с шестернями

3 или 4 привода промежуточного вала .

8 или с валом 5 солнечной шестерни или обеспечивает нейтральное положение. Муфты 9, 13, 20 на промежуточном валу выборочно останавливают элементы планетарного механизма относительно корпуса 10 КП или соединяют их с,промежуточным валом. Муфта 23 на выходе

КП выборочно соединяет один из элементов планетарного механизма с вы® ходным валом 24. 1 ил., 2 табл. а Щ

1402442

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин.

Целью изобретения является увели5 чение диапазона и количества передач.

На чертеже изображена схема коробки передач (IGI) с 26 ступенями переднего и 5 ступенями заднего хода.

Выходной вал 1 КП муфтой 2 может 10 соединяться с шестерней 3 или с шестерней 4, или с валом 5. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с пестерней 6, а шестерня 4 — с шестер ней 7. Шестерни 6 и 7 жестко закреп- 15 дены на валу 8. Муфта 9 соединяет

1 корпус 10 КП или вал 8 с шестерней

i11. Шестерня 11 находится в постоян,ном зацеплении с шестерней 12, жестко закрепленной на валу 5. Муфта 13 20 .соединяет корпус 10 КП или вал 8 с шестерней 14, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 15, Шестер.ня 15 жестко связана с водилом 16. Водило 16 с солнечной шестерней 17 25 и. эпициклом 18 соединяется при помо-! щй сателлитов 19. Муфта 20 связывает шестерню 21 с корпусом 10 .IGI или с, валом 8. Шестерня 21 находится в постоянном зацеплении с шестерней 22, 30 соединенной с эпициклом планетарного механизма 18. Муфта 23 в положениях

Х-III соединяет выходной вал 24 с элементами планетарного механизма

18-17. 35

Работа коробки передач поясняется табл. 1 и 2.

Первая передача.

От входного вала 1 через муфту 2 40 (положение 1), шестерни 3 и б крутящий момент передается на вал 8, далее муфтой 9 (положение III}, шестернями 11 и 12 — на вал солнечной шес- . терни 5. От солнечной шестерни 17 че-45 рез сателлиты 19 момент передается на водило 16. Муфта 23 (положение II) соединяет водило 16 с выходным валом

24. Муфта 20 (положение I) через шестерни 21 и 22 останавливает эпицикл

18 относительно корпуса 10 КП. Муфта

13 находится в нейтральном положении II.

Вторая передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение ХЧ), шестерни 4 и 7 крутящий момент передается на вал 8, далее — аналогично первой передаче.

Третья передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично I передаче. С вала 8 муфтой 20 (положение IEI) крутящий момент через шестерни 21 и 22 передается на эпицикл 18 и далее через сателлиты 19 на водило 16. Муфта 23 (положение II) соединяет водило 16 с выходным валом 24. Муфта 23 находится в нейтральном положении II а муфта 9 (положение I) соединяет солнечную шестерню 17 через вал 5 и шестерни 12 и 11 с корпусом 10 КП.

Четвертая передача.

До вайа 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче и далее — аналогично третьей.

Пятая передача.

До шестерни 22 крутящий момент передается аналогично третьей передаче. От шестерни 22 муфтой 23 (положение I) момент передается на выходной вал 24. Муфты 9 и 13 находятся в нейтральном положении II.

Шестая передача.

До шестерни 22 крутящий момент передается аналогично четвертой передаче, от шестерки 22 — аналогично пятой передаче.

Седьмая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично первой передаче. С вала 8 муфтой 13 (положение I) через шестерни 14 и 15 момент передается на водило 16 и муфтой 23 (положение

II) на выходной вал 24. Муфты 9 и 20 находятся в нейтральном положении II, Восьмая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче и далее " аналогично седьмой.

Девятая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично первой передаче. С вала 8 муфтой 9 (положение IEI), шестернями 11 и 12 крутящий момент пере-. дается на вал 5 солнечной шестерни и далее муфтой 23 (положение III) на выходной вал 24. Муфты 13 и 20 находятся в нейтральном положении II.

Десятая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче и далее — аналогично девятой.

Одиннадцатая передача.

От входного вала 1 муфтой 2 (положение III) крутящий момент передает ся на вал 5 солнечной шестерни и

1402442

Девятнадцатая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче, далее — аналогично восемнадцатой.

Двадцатая передача.

Крутящий момент суммируется на сателлитах 19, попадая туда по двум направлениям. Первое направление аналогично двенадцатой передаче, второе — . третьей. От сателлитов 19 крутящий момент передается на солнечную шестерню 17 и далее муфтой 23 (положение III) на выходной вал 24. Муфта 9 нахоДится в нейтральном положении II.

Двадцать первая передача.

Аналогична двадцатой передаче, но муфта 2 в положении IV.

Двадцать вторая передача.

Крутящий момент от входного вала

1 муфтой 2 (положение III) передается на вал 5 и через шестерни 12 и 11 и муфту 9 (положение Ш) на вал 8.

От вала 8 крутящий момент через муфту 13 (положение I), шестерни 14 и

15 передается на водило 16 и через муфту 23 (положение II) на выходной вал 24. Муфта 20 находится в нейтральном положении.

Двадцать третья передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично двадцать второй передаче, и далее через муфту 20 (положение Ш) шестерни 21 и 22, муфту, 23 (положение I) на выходной вал 24 .

Муфта 13 находится в нейтральном положении.

Двадцать четвертая передача.

Крутящий момент суммируется на сателлитах l9, попадая к ним двумя путями. Первый путь аналогичен двадцать второй передаче, второй — одиннадцатой. От сателлитов 19 крутящий момент передается на эпицикл 18 и далее через муфту 23 (положение I) на выходной вал 24.

Двадцать пятая передача.

Крутящий момент суммируется на сателлитах 19 попадая туда по двум направлениям. Первое направление соответствует двадцать третьей передаче, второе — одиннадцатой. От сателлитов

19 крутящий момент передается на водило 16 и муфтой 23 (положение II) на выходной вал 24.

Двадцать шестая передача.

До солнечной шестерни 17 крутящий момент передается аналогично одиннадцатой передаче, далее через сателлиты

30 далее муфтой 23 (положение III) на выходной вал 24. Муфты 9, 13 и 20 находятся в нейтральном положении II, Двенадцатая передача °

До водила 16 крутящий момент передается аналогично седьмой передаче, От водила 16 через сателлиты 19 крутящий момент передается на эпицикл

18 и далее муфтой 23 (положение I) на выходной вал 24. Муфта 9 (положение I) через шестерни 11, 12, вал 5 останавливает солнечную шестерню 17 относительно корпуса 10 КП. Муфта 20 находится в нейтральном положении II. 15

Тринадцатая передача.

До водила 16 крутящий момент передается аналогично восьмой передаче. далее — аналогично двенадцатой.

Четырнадцатая передача. 20

До сателлитов 19 крутящий момент передается аналогично двенадцатой передаче. От сателлитов 19 момент передается на солнечную шестерню 17 и далее муфтой 23 (положение III) на 25 выходной вал 24. Муфта 20 (положение

Е) через шестерни 21 и 22 останавливает эпицикл 18 относительно корпуса

10 КП. Муфта 9 находится в нейтральном положении II.

Пятнадцатая передача.

До сателлитов 19 крутящий момент передается аналогично тринадцатой передаче, далее — аналогично четырнадцатой.

Шестнадцатая передача.

Крутящий момент суммируется на сателлитах 19, поступая туда по двум направлениям. Первое направление аналогично первой передаче, второй — две-40 надцатой. От сателлитов 19 крутящий момент передается на эпицикл 18 и далее муфтой 23 (положение I) на выходной вал 24. Муфта 20 находится в нейтральном положении. IE. 45

Семнадцатая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче, далее — аналогично шестнадцатой.

Восемнадцатая передача. 50

Крутящий момент суммируется на сателлитах 19, попадая туда по двум на- правлениям. Первое направление аналогично первой передаче, второе — третьей. От сателлитов 19 крутящий-момент передается на водило 16 и далее муфтой 23 (положение II) на выходной вал 24. Муфта 23 находится в нейтральном положении ЕЕ.

1402442

Таблица 1

Соединяет

1,2,3,6,8

1,2,5

1,2,4,7,8

10,9,11,12,5,17

19 и водило 16 на муфту 23 (положение II) и выходной вал 24. При этом муфта 20 (положение I) останавливает эпицикл 18 относительно корпуса !О КП.

Задний ход» . Первая передача.

Крутящий момент до сателлитов 19 доходит аналогично первой передаче переднего хода. От сателлитов 19 кру- 10 тящий момент передается через эпицикл

18, муфту 23 (положение Т) на выходной вал 24.

Муфта 13 через шестерни 14 и 15 !

;останавливает водило 16 относительно корпуса 10 КП. Муфта 20 находится в нейтральном положении II.

Вторая передача.

До вала 8 крутящий момент передается аналогично второй передаче переднего хода, далее — аналогично пер- вой передаче заднего хода.

Третья передача.

До сателлитов 19 крутящий момент доходит аналогично одиннадцатой пере- 25 даче переднего хода, далее — анало гично первой передаче заднего хода.

Четвертая передача.

Крутящий момент до сателлитов 19 доходит аналогично третьей передаче . переднего хода. От сателлитов 19 кру,,тящий момент передается на солнечную шестерню 17 и далее муфтой 23 (поло жение III) на выходной вал 24. Муфта

13 (положение ТТХ) останавливает водило 16 аналогично первой передаче

35 заднего хода. Муфта 9 находится в нейтральном положении ХХ:

Пятая передача.

До вала 8 крутящий момент переда ется аналогично второй передаче переднего хода, далее — аналогично чет вертой передаче заднего хода.

Формула и з обретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус с размещенными на нем валами, шестернями внешнего зацепления, планетарным однорядным механизмом, муфтами переключения передач и остановки звеньев планетарного механизма, причем на валу солнечной шестерни расположен трубчатый вал водила планетарного механизма, валы входа и выхода потока мощности расположены соосно с валами планетарного механизма, муфта на выходе коробки передач установлена для связи одного из элементов планетарного механизма с выходным валом посредством трех муфт, расположенных на промежуточном валу, через шестерни соединены элементы планетарного механизма с промежуточным валом и корпусом коробки передач соответственно, отличающаяся тем, что, с целью увеличения диапазона и количества передач, на входном валу свободно установлены две шестерни внешнего зацепления, которые зацеплены с шестернями, жестко установленными на промежуточном валу, на входе коробки передач между свободно установленными шестернями расположена четырехпозиционная муфта для связки входного вала соответственно с одной из двух шестерен привода промежуточного вала, с валом солнечной шестерни и для нейтрального положения.

1402442

Продолжение табл.! ((г 3

8,9, 11, 12,5,17

8, 13, 14, 15,16

10, 13, 14, 15, 16

f0þ20 2fâ22ýf8

20

8,20,21,22,18

EII

22,23,24

16,23,24

1?,23,24

IIE

Таблица 2

Положения звеньев планетарного механизма и муфт переключения

Положения муфт

1 I

Пере- Привод Остан. Вывод дача

2 9 13 20 23

Передний хо д

ТТТ

ТТ . I

18

16

17

18

II II

II II

16

17

XI (прямая) II II

III ТТ

Т I

18

ХХI 16

II 17

III 18

IV 18

V 18

VI 18

VII 16

VIII 16

IX 17

IV ТТТ

I I

IV I

IV II

IU II

III

IV III

II I II

II ТТТ II

IE III II

EI III I

II III I

1402442

Продолжение табл.2

Пополнения звекъеэ влакетарыого неханкэн» и муфт аереклвчеикя

Пере дача ривод Остан.

9 13 . 20 23

I II

17

18

XVII 17

IV III

Х7Ш 17

I Ш

II II

XIX 17

II EII II

16

IV I/I

XX 16

III III

ХХХ 16

17

XXI I 16

XXIII 18

18

XXIV 17

III III

II I

XXV 17

16

III Ш

EII II

EI III II

16

II I

18

II . 17

III 17

XIII 16

XIV 16

XV 16

XUE 17

XXVI 17

Задний ход

IV I

II .

IV II

I IIE

IV II

III Х? Е

III Ш

I EII

IV III

III III

III I II

II II

III I

IEI II

III Tl

I IT 11

fl l2

Продолж ание табл. 2

Положения звеньев планетарного механизма и муфт переключения

1402442

Положения муфт

Л Т стан.

Пере- Пр дача од

9 13 20 23

IV 18

II III Ш Ш

17

III III III

IV

Составитель С.Белоусько

Редактор Л.Веселовская Техред Л,Сердюкова Корректор В.Бутяга

Заказ 2811/9

Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к об тасти автотракторостроения и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторюв

Изобретение относится к траиснортио- .му машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах, т-аких как автомобили , тракторы и др

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой , коробкам передач, используемым , например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к конструкциям коробок передач и может быть использовано , например, в трансмиссиях тракторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх