Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к системам автономного дистанционного электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность. Схема дополнительно содержит реле 7 времени, позволяющее повысить надежность запуска двигателя (Д) путем обеспечения режима «сопровождения, второй двухвходовый логический блок (Б) И 5 и пороговое устр-во 8. К третьему Б ИЛИ 6 подключен выход Б И 5, первый вход которого соединен с выходом компаратора 9, а второй вход Б И 5 - к другому выходу стартера (С) 2. Предложенная схема предотвращает длительное включение С 2 в случае вращения ротора до момента зацепления с валом Д, ограничивает число самопроизвольных включений и выключений С 2 при запуске Д, автоматически отключает С 2 после запуска Д. Это, в свою очередь, увеличивает срок службы С 2, контактора 11. аккумулятора I и механической передачи от ротора С 2 к валу Д. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4 F 02 N ll/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1372091 (2!) 3959021/25-06 (22) 01.10.85 (46) 15.09.88. Бюл. ¹ 34 (75) Б. Д. Шумаков (53) 621.431.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1372091, кл. F 02 N 11/08, 1983. (54) СХЕМА СТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к системам автономного дистанционного электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность. Схема дополнительно содержит реле 7 времени, позволяющее повысить надежность запуска

„„Я0„„1423774 А 2 двигателя (Д) путем обеспечения режима

«сопровождения», второй дв хвходовый логический блок (Б) И 5 и пороговое устр-во 8.

К третьему Б ИЛИ 6 подключен выход Б И 5, первый вход которого соединен с выходом компаратора 9, а второй вход Б И 5 к другому выходу стартера (С) 2. Предложенная схема предотвращает длительное включение

С 2 в случае вращения ротора до момента зацепления с валом 3„ограничивает число самопроизвольных включений и выключений

С 2 при запуске Д, автоматически отключает

С 2 после запуска Д. Это, в свою очередь, увеличивает срок службы С 2, контактора 11, аккумулятора и механической передачи от ротора С 2 к валу Д. 1 ил.

1423774

Изобретсние относится к двигател«стро(нию, к системам автономного,дистанционного электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является fioabl Ill«flHE надежности схемы стартерного запуска двигателя внутреннеьх> сгорания за сч(T ««опровождения» стартером запускаемого двигателя и повышения вероятности E I () запуска.

113 черт(жс llohaзана «х«ма старт pHol0 запуска двигателя нпутреннегo сгорания. (.х«ча старт«рното запуска двигателя

BIfi TP«п него f oPч;1 т«ль 3

«Tка 11: 1:< J) выи 4 и нт<>рой 5, каждый пз которых 1<х>««т

LH;l нхо Ia и () 1ип выхо (,,1()л< ц(кий 6rloK

l1, ill 6 « I J)« IH Hx<>;L,ivff и о LIIHv выхо L<>», р(л«7 Bp(. м«пи, п<>рол>ное l < тJ)off< ТВо 8, Koi(fпара т<>р 9, (1>орчнров<>т«ль 10 длит< I»fin«TH вк.lK)H flHH (. т;>р I E. p3 2, KOIIT3KTOp 1 1, (.о "l OHIILH1l H.1 I I < kOf1 f a KTO B 1 2 .L. IH п<)д«O«. 1ин«пия <"I 3ðò«ра 2 к <>ккумхлятору 1, обмотки 13 и 1L«IfH у правл« ия, прич«м одна клеч3 к к) %1 (< . I HTO pa 1, «ди н Bbf (O, т СТ3 pTE 1)<1 2 и один нывод цепи х яр<>вления контактора 11 присос.<инены к «чассе», формировате.>ь 10 разчещ«н ч(ждх вклк>чат«л«м 3 и ll<. рным

BKo;Los< 14 олока И.1И 6, первый Bxo;I, 15 блока 11;> подклк)ч«н к выходу 16 блока

ИЛ11 6, второй Bxo.i 17 6 IHK;i И 5 с(>«,LHH< через вклк>ч,<т(ль 3 «IapT«p;i 2 с второй клеммой аккучу.>япора J, на нтol)()H вход 18 блока

11ЛГ! 6 подклк>чен вых<>д 19 компаратора 9, выход 20 6.10Kd 11 5 подсоедин«H к обчотке

KoHTaKTopккх мулятора 1 и второму выходу старт< ра 2, к третьечу входу 23 блока ИЛИ 6 подключен выход 24 второго блока И 4, первый вход 25 ко<орого соединен

1«рез реле < времени с выходом 19 кочпаратора 9, а второй вход 26 через пороговое устройство 8 подключен к второчу выходу 27 стартера 2.

<..хе»13 стар терного щич образом.

11ри замыкании включат«ля 3 стартера 2 срабатывает формиронат«ль 10 длительности вк.ffo««HHH стартера 2. Функцией формирователя 10 являет«H ограничение длительности управляющего сигна,13 от включате 1H 3 до BEличины, достаточной 1пя вхождения в зацепление шестерни ротора стартера 2 с валом двигателя и начала их совместного вращения. В «.>учае прекращения Hl Hd13 от включателя 3 ситHd.l с формирователя 10 также исчеза«т.

Ги гнал с форм ировате.lя 10 пост пает на вход 14 логическоп> блока 11ЛИ 6,;l:затем через него — — íà вх<>д 15 ..of è

l1 4. Если одновременно «а вход блока И 4 постуllafoT сигналы в блока ИЛИ 6 и «вклн>чателя 3, то блок И 4 срабатывает, в эточ

55 случае по управляющей цепи и обмотке 13 контактора 11 начинает протекать ток и контакты 12 замыкаютс>1. Г1редварительно перед замыканием контактов 12 шестерня ротора стартера 2 с помощью механической передачи вводится в зацепление с валом двигателя.

При замыкании контактов 12 на стартер 2 подается напряжение от аккумулятора 1, и стартер 2 начинает вращать вал двигателя, при этом по силовой цепи от аккумулятора 1 до стартера 2 протекает ТоК значительной величины, что сопровождается возпикповснием разности электрических потенциалов между клеммой аккумулятора 1 и вы одом стартера 2. От разницы потенциалов срабатывает компаратор 9, который

<>стае т H B данном состоянии, пока по силовой ц«пи стартера 2 протекает ток, превыf1>3K)IiLHfi ток холостого хода стартера 2, что

:ia;L;ier«H надстройкой входных цепей компаратора 9. (.игнал с вклк>чившегося компаратора 9 поступает па первый вход 18 блока ИЛИ 6 и Hii вход реле 7 времени, с выхода которого через блок И 5 он проходит на второй вход 23 блока ИЛИ 6. На выходе блока ИЛИ 6 в течение времени задержки сигнала реле 7 времени сохраняется сигнал включения блока

И 4 и контактора 11 даже в случае прекращения сигналов от формирователя 10 длительности включения стартера 2 или компаратора 9. Вклк)ченное состояние блока И 4 и контактора 11 сохраняется при включенном состоянии включателя 3, т. е. при сигнале от включателя 3 на втором входе блока

И 4, и при одновременном присутствии сигнала на нервом входе блока И 4 с выхода блока ИЛИ 6.

При запуске охлажденного двигателя стартер 2 должен некоторое время «сопровождать» работающий двигатель. Это объясняется тем, что в цилиндрах двигателя происходят отдельные вспышки топливной смеси и э пер 1.и и холодного двигателя недостаточно для его надежной работы. Поэтому ««.1и стартер 2 отключить, то двигатель заглохнет. Для повышения надежности запуска двигателя путем обеспечения режима «сопровождения» в схеме имеется реле 7 времени которое после обратного срабатывания компаратора 9 (при уменьшении протекающего тока ffo силовой цепи) вырабатывает сигнал, удерживаю<ций стартер 2 во включенном состоянии в течение 2 3 с после обратного срабатывания компаратора 9. (.игнал с реле 7 времени поступает на третий вход блока ИЛИ 6 через блок И 5, который пропускает данный сигнал, пока на его втором входе имеется разрешаю<ций сигнал от порогового устройства 8, Пороговое устройство 8 подключено на входе к силовой цепи между стартером 2 и силовыми контактами 12 и выдает запрещающий сигнал на второй вход блока И 5 только в случае

1423774

Формула и.зой<)(г(и«»

ВНИИПИ Заказ 4(> )) ЗН Тнр»>н:)I)B I Ii> I >i » «

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Пр<)ситная, 4 отсутствия напряжения на указанном участке цепи, т. е. при разомкнутых силовых контактах 12.

Выключение контактора 1l и стартера 2 после включения включателя 3 происходит в следующих случаях.

l. Ротор стартера 2 начал вращение до момента зацепления с маховиком двигателя.

В этом случае маховик не вращается и возможна «выфрезеровка» шестерен. Ток в силовой цепи стартера 2 незначителен и компаратор 9 не срабатывает, поэтому выключение стартера 2 контактором 11 происходит по окончании сигнала с формирователя 10. Повторное включение формирователя 10 может произойти лишь после отключения и повторного включения включателя 3, на что требуется время, за которое ротор стартера останавливается. Так как сигнал с формирователя 10 незначителен по продолжительности (не более 2 с), то также незначителен и износ шестерен, одновременно этим предупреждается и более значительные неисправности механизмов, могущие произойти в данном случае при длительном включении стартера.

2. Стартер 2 после его включения начал вращать вал двигателя. В силовой цепи стартера 2 протекает значительный ток и компаратор 9 срабатывает.

Как только двигатель начинает работать самостоятельно, стартер 2 переходит в режим холостого хода и потребляет в 5 в 10 раз меньший ток, при этом компаратор 9 возвращается в исходное состояние. Реле 7 времени поддерживает еще в течение 2 3 с стартер 2 во включенном состоянии за счет задержки сигнала выключения компаратора 9 на своем выходе. Если за данное время не произойдет повторного включения компаратора 9, которое может произойти лишь при уменыпении оборотов вала двигателя и увеличении тока н силовой цепи, то на втором и третьем входах блока ИЛИ 6 появляются сигналы выключения стартера 2 и последний выключается, так как на первом входе блока ИЛИ 6 сигнал включения стартера 2 появляется от формирователя 1О лишь при замыкании включателя 3 на время 2 3 с

3. После включения стартера 2 и начала вращения вала двигателя происходит самопроизвольное отключение стартера 2 из-за значительного уменьшения напряжения на разряженном или переохлажденном аккумуляторе 1, т. е.. происходит самопроизвольное отпускание контактов 12 контактора ll и, кык следствие, выключение стартера 2.

В момент самопроизвольного отпускания си1()ttblx контактов 12 пороговое устройстно 8 и компаратор 9 также выключаются, тем самым на втором и третьем входе блока

ИЛИ 6 исчезают сигналы включения стар15

55 тера 2, чем предотнрыпган) гся понторныс самопроизвольные многократньц нклкнц ния и выключения стартера 2 при 3ычк)) 1о)3 включателе 3. Сигнал порогоного ),(1p<)tt(l ва 8 с помощью блока И 5 запрещгст прохождение сигнала от реле 7 Bp«l>I«IIII «p<).33 с момента отпускания силовых конг;Ihl ()II 12), т. е. режим «сопровождения» дни г;> 3«ля стартером 2 в данном случас отсу T(ã(3) (T.

4. Стартер 2 после его нключсния нр;3щает вал двигателя, но последний )ц 3))пускает, например, из-за неисправности h;lhllxлибо его систем. В этом случае откли>чеllll( стартера 2 происходит лишь послс снятия команды включения с включатс IH 3. 13.)<)h

И 4 после размыкания включателя 3 H(. разрешает поддерживать стартер 2 но нкдк)чепном состоянии даже в случае наличия сигнала от компаратора 9.

Для снижения веса, габаритон и повышения надежности схемы компаратор, пороговое устройство, формирователь длит«льности включения стартера, блоки И и 11, 111 целесообразно выполнять электронными с использованием типовых интегра IbHblx микросхем. Входящие в схему элементы (компаратор, пороговое устройство и т. д.) являются широко известными.

Таким образом, предложенная схема стартерного запуска предотврыщет длительное включение стартера в случае вращения ротора стартера до момента зацепления с валом двигателя; ограничивает число самопроизвольных включений и выключений стартера при запуске двигателя от разряж Htl<)t() или переохлажденного аккумулятора; <)6««печинает режим «сопронождения» (Tыртером вала двигателя при его запуске; ынтомыгически отключает стартер после запуска двигателя.

Указанные свойства cx(мы ноны >п<)к)т надежность запуска двигателя, увел)3><)3(3ыи)) срок службы стартера, контакторы, (Ihh мулятора и механической передачи от p<) t<)p;I стартера к валу двигателя.

Схема стартерного запускы двигателя внутреннего сгорания по авт. сн. Лв 137"091, от,гичающаяся тем, что, с целью l1()I3l lilt(ния надежности, схема дополни гельно содс р)к)<т реле времени, второй двухнх<>доной I()l H вский блок И и пороговое устройство, B .и>гический блок ИЛИ снабжен третьим 3)ходом причем к третьему Bx(), (у блок;3 И. 111 II(>.Iключен выход второго блокы 11, первый ()ход которого соединен через p(. с времени с выходом компаратора, а BTopoH Bx<)J, I3T()f)()I блока И через пороговое устройство II();thлк) чен к другому выходу стартера.

Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на передвижных установках при частых пусках дизельных, карбюраторных или газотурбинных двигателей

Изобретение относится к системам электрического запуска двигателя и энергоснабжения потребителей объектов бронетанковой техники, преимущественно к основным танкам и объектам на их базе

Изобретение относится к электрооборудованию объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и может быть использовано в составе передвижных танкоремонтных мастерских

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для облегчения пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания? и позволяет повысить надежность пуска двигателя в любых погодных условиях к увеличить срок службы устройства

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и предназначено для предпускового подогрева масла
Наверх