Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

Изобретение позволяет повысить точность контроля. Измеряют т-ру охлаждающей жидкости и приращение этой т-ры, вызванное изменением т-ры охлаждающей жидкости. Измеряют также т-ру отработавших газов в вьтускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме. Затем включают двигатель, определяют градиент нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания т-ры к подогреву на установившемся режиме. О тепловом состоянии двигателя судят по соотношению между температурой отработавших газов,подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями,Устройство для осуществления способа содержит датчики 24 и 20,21,22 т-ры отработавших газов и охлаждающей жидкости соответственно,, соединенные через вторичные преобразователи (П) 25,26,27 с функциональным П 28, выход которого через блок 30 анализа и сравнения подключен к блоку 32 индикации . Функциональный П 28 вьтолнен. с дополнительным входом, к которому подключен задатчик 29 времени, а к второму входу блока 30 подключен выход блока 31 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров. 2 с.п. ф-лы, 2 ил. (Л 4 00 ч ч

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5и 4 С 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{21) 4125607/25-06 (22) 02.07,86 (46) 15.11.88. Бюл, У 42 (71) Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Д,Я.Носыров и С.А.Серпов (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 56?990, кл. G 01 M 15/00, 1976.

Малышкин 10.С. и др. Автоматизированная система измерения темпера тур для дизеля. — Двигателестроение, 1985, В 2, с. 29-30. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО СОС-, ТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить точность контроля, Измеряют т-ру охлаждающей жидкости и приращение этой т-ры, вызванное изменением т-ры охлаждающей жидкости. Измеряют также т-ру отработавших газов в выпускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме. ива а 4377! 7 А 1

Затеи включают двигатель, определяют градиент нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания т-ры к подогреву на установившемся режиме. О тепловом состоянии двигателя судят по соотношению между температурой отработавших газов, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями.устройство для осуществления способа содержит датчики 24 и 20,21,22 т-ры отработавших газов и охлаждающей жидкости соответственно, соединенные через вторичные преобразователи (П)

25,26,27 с функциональным П 28, выход которого через блок 30 анализа и сравнения подключен к блоку 32 индикации. Функциональный П 28 выполнен с дополнительным входом, к которому подключен задатчик 29 времени, а к второму входу блока 30 подключен выход блока 31 хранения эталонных н вычисленных значений контролируемых параметров. 2 с.п. лы, 2 ил.

1437717

Изобретение относится к диагностированию двигателя внутреннего сгорания, в частности к контролю теплового состояния двигателя.

Цель изобретения — повышение точносги контроля теплового состояния двигателя.

На фиг.l показана схема системы ;.охлаждения двигателя типа Д100; на 1О фиг.2 — блок-схема устройства для контроля теплового состояния двигате++а

Способ осуществляют следующим образом. 15

Измеряют температуру продуктов сгорания и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся тепловом режиме работы двигателя, Затем выключа1 ,:ют двигатель и определяют градиент 20

; нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из двига-åëÿ,,IIo с о о тн ошепию между температурой пр одуктов сгорания, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом температуры 25 и их эталонными значениями контролируют техническое состояние двигателя. устройство для.контроля теплового состояния двигателя внутреннего сго,рания содержит цилиндровую втулку 1 с поршнями 2 и 3. Цилиндровая втулка 1 запрессовапа в рубашку 4, которая образует с цилиндровой втулкой 1 кольцевую полость 5, заполненную охлаждающей жидкостью, В верхней части цилиндровой втулки 1 расположепы впускные окна б, а в нижней части— выпускные окна 7, Впускные окна соединяют рабочий объем камеры 8 сгора-, ния, образованпый цилиндроной втулкой,0

1 и поршнями 2 и 3, с воздушным ресивером (не показан), выпускные окна 7 соединяют этот объем с охлаждающим выпускным. коллектором 9. Полости 10 и 11 охг аждения выпускного коллектора 9 соединены между собой, а переходниками 12 и 13 — с кольцевой полостью 5, В верхней части кольцевая полость 5 соединена верхним переходником 14 с коллектором 15 охлаждающей жидкости, соединенным трубопроводами с расширительным баком 16 и секцией холодильггика 17. IIa расширительном баке 16 установлена пробкасапун 18, Расширительный бак 16 и хо55 лодильник 17 соединены с насосом 19, который соединен трубопроводами с полостями 10 и 11 охлаждения выпускного коллектора 9. В переходниках 12, 13 и 14 установлены датчики 20, 21 и

22 температуры охлаждающей жидкости.

На стенке выпускного коллектора 9 выполнено гнезда 23, в котором установлен датчик 24 температуры, предназначенный для измерения температуры продуктов сгорания в выпускном коллекторе. Датчики 20,21 и 22 температуры охлаждающей жидкости и датчик 24 температуры продуктов сгорания соединены с входами вторичных преобразователей 25, 26 и 27, выходы которых соединены с входами функционального преобразователя 28. Один из входов функционального преобразователя 28 соединен с задатчиком 29 времени, а выход — с выходом блока 30 анализа и сравнения, один из входов которого соединен с блоком 31 хранения эталонных и вычисленных. значений контролируемых параметров, а выход — с блоком 32 индикации и отображения результатов измерений.

При рабате двигагеля температура продуктов сгорания в выпускном коллекторе 9 измеряется датчиком 24, установленным в гнездо 23, В стенку цилиндровой втулки 1 при этом передается тепловой поток от нагретых продукТоВ сгорания. Этот тепловой поток передается в охлаждающую жидкость, которая циркулирует в кольцевой полости 5, образованной цилиндровой втулкой 1 и рубашкой 4, Из кольцевой полости 5 охлаждающая жидкость поступает через верхний переходник 14 в коллектор. 15, а из коллектора 15 по трубопроводам — в расширительный бак 16 и секцию холодильника 17, Пары охлаждающей жидкости и воздух отводятся из расширительного бака 16 в окружающую среду через пробку-сапун 18. В секции холодильпика 17 охлаждающая х идкость отдает тепло и по трубопроводу поступает в насос 19, в который поступает охлаждающая жидкость из расширительного бака 16. Из насоса

19 охлаждающая жидкость под давлением поступает по трубопроводам в полости 10 и 11 выпускного коллектора

9, охлаждает его и через переходники 12 и 13 поступает в кольцевую полость 5. Температуру охлаждающей хидкости на входе в кольцевую полость

5 измеряют датчиками ?0 и 21, а па выходе из нее — датчиком 22. Сигналы от датчиков 20,21 и 2? температуры поступают на входы вторичных преобраз 143771 эователей 25 и 2б. Температуру продуктов сгорания измеряют датчиком 24, сигналы от которого поступают на

J вход вторичного преобразователя 27.

Усиленные и нормированные сигналы с выходов вторичных преобразователей

25,26 и 27 поступают на вход функционального преобразователя 28, один из входов которого соединен с задатчи- 1О ком 29 времени, сигналы которого используются при вычислении градиента нарастания температуры охлаждающей жидкости в кольцевой полости 5. Из функционального преобразователя 28 15 сигналы поступают в блок 30 анализа и сравнения, где вычисленные подогрев, градиенты температуры, отношения градиентов температуры к подогреву и измеренные температуры срав- 20 ниваются с эталонными значениями,которые хранятся в блоке 31 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров. Результаты выводятся на блок 32 индикации.

По измеренным параметрам, а именно температуре отработавших газов (Т ) в выпускном коллекторе, подогреву охлаждающей жидкости (аТ„), градиенту нарастания температуры 30 (dT®/d.i) охлаждающей жидкости и отношению градиента нарастания температуры к подогреву (67

Формула изобретения

1, Способ контроля теплового сос- 4р тояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении температуры охлаждающей жидкости и приращения этой температуры, вызванного

4 изменением температуры охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют температуру отработавших газов в выпускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме, выключают двигатель, определяют градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания тем" пературы к подогреву на установившемся режиме и судят о тепловом состоя-а нии двигателя по соотношению между температурой отработавших газов, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания температуры ох" лаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями.

2. Устройство для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчики температуры отработавших газов и охлаждающей жидкости, соединенные через вторичные преобразователи с функциональным преобразователем, выход которого через блок анализа и сравнения подключен к блоку индикации, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, устройство дополнительно содержит задатчик времени и блок хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров, а функциональный преобразователь выполнен с дополнительным входом, задатчик времени подключен к дополнительному входу функционального преобразователя, а выход блока хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров подключен к второму входу блока анализа и сравнения.

1437717

Составитель В;Горбунов

Техред Л. Сердюкова Корректор В.Гирняк

Редактор А.Лежнина

Заказ 5884/42

Тираж 847 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительно-дорожной технике

Изобретение относится к испытательным стендам

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения надёжности восстановленных деталей конструкции в условиях эксплуатации после ее ремонта

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх