Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в устройствах управления трансмиссиями транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач. Устройство содержит ползуны 34-36 включения ступеней в основной коробке передач, в том числе по меньшей мере один ползун 36, перемещаемый в рабочее положение только на нижнем диапазоне дополнительной коробки передач, ползун 37 переключения диапазонов дополнительной коробки передач, перемещаемый между рабочими положениями включения высшего и низшего диапазонов силовым цилиндром 38 двойного действия, и рычаг ручного управления. Ползун 36 включения ступеней в основной коробке передач, перемещаемый только на низшем диапазоне дополнительной коробки передач, снабжен упором 43, взаимодействующим с ползуном 37 переключения диапазонов дополнительной коробки передач, перемещающим его в положение включения низшего диапазона при перемещении первого указанного ползуна из нейтрального положения и свободным в нейтральном положении первого указанного ползуна от взаимодействия со вторым указанным ползуном во всех положениях последнего. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (Н!

А1 (51)4 В 60 К 20/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕККЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3989988/27-11 (22) 13.12.85 (46) 23.08.89. Бюл. У 31 (71) Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) Ф.Н.Бородин, С.И.Горфинкель и И.А.Курзель (53) 629.113 С088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 727485, кл. В 60 К 20/02, 1973. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ

СТУПЕНЧАТОЙ РЕВЕРСИВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДВУХДИАПАЗОННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс2 портной технике и может быть Использовано в устройствах управления т(нсмиссиями транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач. Устройство содержит полэуны 34-36 включения ступеней в основной коробке передач, в том числе ло меньшей мере один полэун 36, перемещаемый в рабочее положение только на нижнем диапазоне дополнительной коробки передач, полэун 37 переключения диапазонов дополнитель- а ной коробки передач, перемещаемый чення высшего и низшего диапазонов силовым цилиндром 38 двойного действия, и рычаг ручного управления.

Ползун 36 включения ступеней в основной коробке передач, перемещаемый только на низшем диапазоне дополнительной коробки передач, снабжен упором 43, взаимодействующим с полэуном 37 переключения диапазонон

3 15024 между рабочими положениями вклю12 4 дополнительной коробки передач, перемещающим его н пс ложенпе включения низшего диапазона при перемещении первого укаэанного ползуна иэ нейтрального положения и свободным н нейтральном положении перного укаэанного ползуна от взаимодействия с вторым указанным ползуном, во всех положениях последнего. 1 э.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано н устройствах управления трансмиссиями транспортных средств,преимущественно грузовых автомобилей. 20

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения воэможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач.

На фиг.1 показана кинематическая схема основной ступенчатой реверсивной коробки передачи и дополнительной двухдиапазонной коробки передач; на фиг.2 — основная ступенчатая ре- 30 версивная коробка передачи и дополнительная двухдиапазонная коробка передач с устройством управления,разрез; на фиг..3 — разрез А-А на фиг.2 (нейтральное положение основной коробки передачи на низшем диапазоне дополнительной коробки передач); на фиг.4 — то же, на высшем диапазоне дополнительной коробки передач; на фиг.5 - то же, в положении принуди-, 40 тельного включения низшего диапазона дополнительной коробки передач; на фиг.6 — то же, в положении принудительного нключения нейтрали н дополнительной коробке передач; на 45 фиг.7 — то же, другой вариант; на фиг.8 — схема положений головки рычага управления переключения передач.

Основная ступенчатая реверсив— ная коробка 1 передач и дополнительная днухдиапаэонная коробка 2 передач имеют общий Картер 3, с которым соединен дополнительный картер 4 (фнг.2) . В картерах установлены вращающиеся ведущий нал 5, промежуточный вал 6 основной коробки передач, ведомый вал 7 основной коробки передач, являющийся ведущим валом дополнительной коробки передач, и расположенный соосно с валом

5, и ведомый вал 8 дополнительной коробки передач, расположенный соосно с налом 7. Валы 5 и 6 связаны шестернями 9 и 10 постоянного зацепления. На промежуточном валу 6 закреплены шестерни 11-14.

На ведомом валу 7 установлены шестерни 15-19. Шестерни 15-18 находятся и постоянном зацеплении соответственно с шестернями 11-14 вала 6. Шестерня 19 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 20, которая, в свою очередь, находится в зацеплении с шестерней 14 вала 6. На валу 7 установлены переключающие муфты 21-.23 предназначенные для соединения с валом 7 вала 5 и шестерен 15-19; На конце вала 7 закреплена солнечная ведущая шестерня 24 дополнительной днухдиапазонной коробки 2 передач. С шестерней 24 находятся в зацеплении сателлиты 25, установленные на водиле 26, которое жестко соединено с ведомым валом 8. С сателлитами 25 находится н зацеплении коронная шестерня 27. Дополнительная коробка 2 передач снабжена переключающей муфтой 28, предназначенной для соединения коронной шестерни 27 с валом

8 или проставкой 29, которая жестко соединена с картерами 3 и 4. С переключающими муфтами 21, 22, 23 и

28 связаны вилки 30-33.

Устройство управления основной реверсинной коробкой передач и до полнительной двухдиапазонной коробкой передач содержит ползуны 34-36 включения ступеней н основной коробке 1 передач, связанные с вилками

30-32,и ползун 37 переключения диапазонов н дополнительной коробке 2 передач, связанный с вилкой 33 сило5 1" вой цилиндр 38 двойного действия, имеющий поршень 39, соединенный с полэуном 37 и приводимый давлением рабочей среды, подаваемой через управляющий клапан 40, и управляющий элемент 41, перемещаемьп вдоль оси

42, проходящей поперек полэунов 3436 (перпендикулярно плоскости чертеJKa) и поворачиваемый вокруг оси 42 управляющил1 рычагом (не показан).

Ползуны 34-36 установлены рядом один с другим. Полэун 36, производящий включение низшей ступени переднего хода и ступени заднего хода, снабжен упором 43, взаимодействующим с ползуном 37. В варианте, показанном на фиг.3-6, ползуны 36 и 37 расположены соосно. В другом варианте (фиг.7) между упором 43 ползуна 36 и ползуном 37 установлен механизм односторонней передачи усилий и перемещений, выполненный в виде коромысла 44, поворачивающегося на оси 45.

Устройство работает следующим образом.

Для выбора и включения передач водитель транспортного средства перемещает головку управляющего рычага по схеме, показанной на фиг.8. В исходном положении в дополнительной коробке 2 передач включен низший диапазон. При поперечном перемещении головки управляющего рычага (фиг.8) происходит перемещение управляющего элемента 4 1 поперек ползунов 34-36 и выбор ступени, а также переключение клапана 40. При продольном перемещении головки управляющего рычага происходит продольное перемещение ползунов 34-36 управляющим элементом

41 из нейтрального в рабочие положения и включение выбранных ступеней, При установке головки управляющего рычага в положения 1-4 (фиг.8) происходит включение четырех основных низших передач, получающихся в результате сочетания четырех ступеней основной коробки 1 передач и низшего

Диапазона дополнительной коробки 2 передач. При поперечном перемещении головки управляющего рычага из положения низших передач и в положение высших передач (фиг.8) сначала в результате срабатывания клапана

40 и перемещения ползуна 37 поршнем

39 силового цилиндра 38 происходит перемещение муфты 28 дополнительн

02412 6 коробки ? передач и переклю II. .IIIIP. c низшего на высший диапазон, а затем в реэультате перемещения ползунов

34 и 35 — включение четырех высших передач, получающихся в результате сочетания четырех ступеней основной коробки передач и высшего диапазона дополнительной коробки 2 передач.

Пля включения заднего хода К и дополнительной низшей передачи переднего хода С водитель перемещает головку управляющего рычага в соответствующие положения (фиг.8). При этом он воздействует на полэун 36, перемещаемый иэ нейтрально о в рабочие. положения только на низшем диапазоне коробки 2 передач, и происходит включение указанных передач, полу20 чающихся в результате сочетания соответствующих ступеней основной ко.= робки передач и низшего диапазона дополнительной коробки передач. При нормальной работе силового цилинд25 ра 38 ползун 37 свободен от взаимодействия с упором 43 ползуна 36.

В случае выхода иэ строя силового цилиндра 38 дополнительная коробка передач может оказаться в положении включения высшего диапазона, на котором невозможно трогание транспортного средства с места. Для принудительного включения низшего диапазона в дополнительной коробке 2 передач водитель перемещает головку управляющего рычага в положение С для варианта устройства, показанного на фнг.3-6, или в положение R для варианта устройства, показанного на фиг.7. При этом упор 43 полэуна 36 непосредственно или через коромысло

44 перемещает полэун 36 в положение включения низшего диапазона. После этого водитель возвращает головку управляющего рычага в нейтральное положение, а полэун 37 остается в положении включения низшего диапазона, и появляется воэможность движения транспортного средства с использоВанием низших передач.

В ряде случаев, например при буксировке поврежденного транспортного средства, целесообразно включать нейтраль в дополнительной коробке 2 передач. Для этого водитель должен от55 ключить силовой цилиндр 38. Затем он перемещает головку управляющего рычага в положение N (фиг.8) . При этом упор 43 рычага 36 перемешает

1502412 ползун 37 в положение нейтрали, показанное на фиг.Ь. Аналогично может быть включена нейтраль в варианте устройства (фиг.7) путем перемещения головки управляющего рычага в положение, не доходящее до положения R.

После устранения дефекта нет необходимости производить дополнительные операции для восстановления нормальной работы устройства управления.

Формула изобретения

1. Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства, содержащее полэуны включения ступеней переднего хода и полэун включения ступени задНего хода в основной коробке передач, полэун включения низшего и высшего диапазонов в дополнительной коробке передач, механизм ручного перемещения полэунов включения ступеней в основной коробке передач из нейтрального в рабочие положения и силовой цилиндр, свя- 1 занный с полэуном включения низшего и высшего диапазонов в дополнитель ной коробке передач, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач, устройство снабжено установленным между полэуном включения ступени заднего хода в основной коробке передач и ползуном включения низшего и высшего диапазонов в дополнительной коробке передач передаточным механизмом одностороннего действия, включающим в себя выполненный на первом укаэанном полэуне упор и выполненный на втором указанном полэуне элемент, установленный с возможностью взаимодействия с упором при перемещении первого укаэанного ползуна из нейтрального в рабочее положение.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что передаточный механизм одностороннего действия дополнительно включает в себя рычаг, установленный между упором, выполненным на первом указанном ползуне, и элементом, выполненным на втором укаэанном полэуне.

1502412

i @ «iz фиг. 3

ud .

1 50241 2

Фиа Ю

Составитель А.Барыков

Редактор И.Шмакова Техред Л.Олийнык,, Корректор С.Шекмар

Тирам 528

Заказ 5025/25

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства Устройство управления основной ступенчатой реверсивной коробкой передач и дополнительной двухдиапазонной коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к испытательным стендам для коробок перемены передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач автомобилей с ручным приводом управления механизмом переключения передач

Изобретение относится к системам управления агрегатами трансмиссий , в частности к механизмам переключения ступеней коробок передач с использованием пневматических устройств

Изобретение относится к средствам для соединения тяг и рычагов преимущественно механизмов управления транспортных средств Цель изобретения - повьпиение долговечности шарнирного соединения тяг управления Шарнир для соединения тяг управления содержит вилку 9, связанную с тягой 6и рычагом 3 посредством пальца Ю, При этом на наружной цилиндрической поверхности вилки имеются кольцевые канавки 11 и 12

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено преимущественно применения на легковых автомобилях с ручным дистанционным приводом управления механизмом переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к коробкам передач

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, преимущественно к устройствам управления коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач машины

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств
Наверх