Способ оценки технического состояния плунжерной пары

 

Изобретение относится к топливовпрыскивающей аппаратуре высокого давления для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения технического состояния плунжерной пары топливного насоса высокого давления распределительного типа. Целью изобретения является повышение эффективности оценки технического состояния. К факторам, влияющим на техническое состояние плунжерной пары и которые можно выявить и оценить, можно отнести следующие: во-первых , это отклонение положения верхних кромок 17 наполнительных отверстий 10 от общей горизонтальной плоскости, перпендикулярной оси втулки, во-вторых, это перпендикулярность торцовой поверхности 13 плунжера 2 его оси

в-третьих - это износ взаимодействующих между собой участков кромок торцовой поверхности плунжера и наполнительных отверстий втулки 1. Сущность способа заключается в том, что устанавливают дозатор 3 в положение максимальной подачи, плунжер устанавливают в положение нижней мертвой точки /НМТ/, прокачивают технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие 9, перемещают плавно плунжер к верхней мертвой точке /ВНТ/ до прекращения течи топлива из какого-либо наполнительного отверстия, отмечают это положение плунжера как исходное, перемещают плунжер дальше к ВМТ до прекращения течи топлива из последнего наполнительного отверстия /при их числе, равном 2/. Повторяют эти операции для каждого кругового положения плунжера, соответствующего сообщению распределительного канала с каждым нагнетательным каналом. Для каждого кругового положения плунжера вычисляют разность величины хода между его исходным и новым положениями и по этим разностям оценивают техническое состояние плунжерной пары. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 щ) g F 02 M 65/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР р. н вто ском саидктельствм

1. (21) 4315269/25-06 (22) 09, 10. 87 (46) 30. 04. 90. Бюл. 916 (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (72) Ю.Н.Доброхотов и И.М.Кулаков (53) .621.436.038(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1059244, F 02 M 65/00, 1982. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ (57) Изобретение относится к топливовпрыскивающей аппаратуре высокого давления для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано цля определения технического состояния плунжерной пары топливного насоса вы" сокого давления распределительного типа. Целью изобретения является повышение эффективности оценки технического состояния. К факторам, влияющим на техническое состояние плунжерной пары и которые можно выявить и оценить, можно отнести следующие: во1560771 первых, это отклонение положения верхних кромок 17 наполнительных отверстий 10 от общей горизонтальной плос-кости, перпендикулярной оси втулки, во-вторых, это перпендикулярность торцовой поверхности 13 плунжера 2

его оси; в-третьих — это износ взаимодействующих между собой участков кромок торцовой йоверхности плунжера и наполнительных отверстий втулки 1.

Сущность способа заключается в том, что устанавливают дозатор 3 в положение максимальной подачи, плунжер устанавливают в положение нижней мер- 15 твой точки (НИТ), прокачивают технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие 9, пере мешают плавно плунжер к верхней мертИзобретение относится к машиностроению, конкретно к области двигателестроения, а именно к топливовпрыскивающей апаратуре для двигателей внутренйего сгорания, и может быть использовано для оценки технического состояния плунжерной пары насосной секции распределительного топливного насоса высокого давления.

Пелью изобретения является повышение эффективности оценки технического состояния плунжерной пары.

На фиг.1 изображена схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг.2 — торец плунжера, перпендикулярный к его оси, а верх- 40 ние точки кромок обоих окон втулки лежат в плоскости, перпендикулярной к оси втулки, износ отсутствует; иа фиг.3 — торец плунжера, перпендикулярный к его оси, но верхние точки кромок обоих окон втулки расположены в разных плоскостях, перпендикулярных к оси втулки, износ отсутствует; на фиг.4 — то же, износ отсутствует; на фиг,5 — схема изношенного плун50 жера; на фиг.6 — схема изношенной втулки.

Насосная секция распределительного топливного насоса высокого давления, техническое состояние которой необiS ходимо оценить, состоит иэ втулки 1, плунжера 2 и дозатора 3, а также снабжена устройством поворота установки и контроля кругового положения плунжевой точке (ВНТ) до прекращения течи топлива из какого-либо наполнительного отверстия, отмечают это положение плунжера как исходное, перемещают плунжер дальше к BMT до прекращения течи топлива из последнего наполнительного отвестия (при их числе, равном 2). Повторяют эти распредерации для каждого крутого положения плунжера, соответствующего сообщению распределительного канала с каждым нагнетательным каналом. Для каждого кругового положения плунжера вычисляют разность величины хода между его исходным и новым положениями и по этим разностям оценивают техническое состояние плунжерной пары..

6 ил. ра 2, выполненого в виде лимба 4 с нанесенной на нем шкалой 5 и неподвижной стрелки 6, и устройством возвратно-поступательного перемещения плунжера 2 в пределах полного хода, выполненного в виде винтовой пары 7, и индикаторной головки 8, служащей для контроля осевого положения плунжера 2. Во втулке 1 выполнены центральное отверстие 9, наполнительные отверстия 10, снабженные отводными трубками 11, каждая из которых герметично примыкает к отверстиям 10, и изолируют отверстия друг от друга, а их свободные концы выполняются одинаковой длины и располагаются рядом и на одном уровне. Плунжер 2 образует с втулкой надплунжерный объем 12 и имеет торцовую поверхность 13, осевой 14 и радиальные распределитель— ный !5 и отсечные 16 каналы, причем отсечные каналы 16 перекрываются доватором 3. Наполнительные отверстия

10 ограничены верхними кромками 17, которые расположены в горизонтальных плоскостях 18.

Способ осуществляют следующим образом .

Устанавливают дозатор 3 в положение максимальной подачи топлива, а плунжер 2 — в положение нижней мертвой точки (НИТ). Прокачивают технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие 9 втулки которое свободно вытекает через на156077!

55 полнительные отверстия !О и отводные трубки 11., При помощи винтовой пары 7 плавно перемещают плунжер 2 ат НМТ к верхней мертвой точке (ВМТ) и фиксируют по показаниям индикаторной головки 8 осевое положение плунжера 2 в момент прекращения течи в одной иэ отводных трубок 11, что,соответствует перекрытию торцовой поверхности 13 плунжера 2 верхней кромки 17 напонительнаго отверстия 10.

Это показание индикаторной головки

8 принимается в качестве исходного °

Перемещают плунжер 2 дальше к BHT до прекращения течи топлива через вторую отводную трубку 11 и снова фиксируют показания индикаторной головки 8. Процесс повторяют для всех круговых положений плунжера 2, каждый иэ которых соответствует сообщению распределительного канала 15 с одним из иагнетательных каналов. Каждый раз перед повторением процесса плунжер 2 возвращают в HMT и поворачивают

его вокруг оси при помощи лимба 4 са шкалой 5, Для каждого углового по-. ложения плунжера2 вычисляют разность между исходным и новым показаниями индикаторной головки 8 и па этим разностям оценивают техническое сОстояние плунжернай пары.

К факторам, влияющим на техническое состояние плунжернай пары и ко торые можно выявить и оценить таким способом, можно отнести следующие: это отклонение положения верхних кро мок. 17 наполнительных отверстий !О ат общей горизонтальной плоскости 18, перпендикулярной оси втулки вовторых, это перпендикулярность торцовой поверхности 13 плунжера 2 его оси; в третьих, эта износ взаимодействуюпих между собой участков кромок торцовой поверхности плунжера и наполнительных отверстий втулки.

Когда разность замеренных величин хода плунжера 2 между собой равна нулю по всем круговым положениям, та это говорит о там, что торцаная поверхность 13 изготовлена перпендикулярно к ега оси, нерхние кромки 17 наполнительных отнерстий 10 лежат в одной горизонтальной плоскости 18, а износ поверхностей плунжера 2 и втулки 1 соответственно в зонах торцовой поверхности и наполнительных отверстий отсутствует (фиг.2)., В случае, когда разность эамеренных величин хада плунжера между со" бай отличается от нуля, на величины

5 разностей равны межлу собой па всеМ его круговым положениям, та эта гонорит о там, что торцовая поверхность 13 плунжера изготовлена перпендикулярно к его оси и не имеет износа, но sepхние кромки 17 наполнительных отверстий 10 втулки 1 не лежат в одной горизонтальной плоскости 18, перпендикулярной к ее оси, а расналаженМ в разных плоскостях (фиг.3).

В случае, имеющем наиболее общий и возможный характер, когда разности замеренных величин хода плунжера между собой отличаются ат нуля, а сами

20 величины разностей по всем.круговья положениям не равны между, собой, то это говорит а той, что верхние кромки

17 напалнительных отверстий 10 лежат в одной плоскости 18 (могут и не ле25 жать), перпендикулярной к оси втулки, а торцовая поверхность 13 плунжера 2 изготовлена не перпендикулярно к его оси (фиг-.4).

Иэйас участков крамак тарцонай поверхности 13 плунжера 2 и наполнительных отверстий 10 втулки 1, взаимодействующие между собой, мажет также влиять на величину разностей хода плунжера (фиг.5 и 6).

Использование ггредлагаемага способа позволяет повысить эффективность оценки технического состояния плунжернай пары насосной секции распределительного топливного насоса за

4О счет контроля совместной работы плунжера и втулки па всем линиям нагнетания, приближения условий испытания к условиям реальной оабаты плунжерной пары на насосе, появления ваз45 можнасти прогнозирования ресурса контролируемой плунжерной пары и комплектования плунжерной пары не только по радиальному зазору, на и па разности положений плунжера н моменты прекра5О щения течи топлива из наполнительных отверстий втулки па всем ега круговым положениям.

Фарйула изобретения

Способ оценки технического состояния плунжернай пары насосной секции распределительного топливного насоса, снабженного дазатаром подачи топлива

1S60771

Ф и плунжерной парой, включающей втулку с по меньшей мере,, двумя наполнительными и нагнетательными отверстиями и центральным отверстием н плун- 5 жер с торцовой поверхностью и распределительным пазом, заключающийся в том, что прокачивает технологическую жи, кость или топливо через центральное отверстие втулки, перемеща- 1О ют плунжер между нижней и верхней мертвыми точками и фиксируют положение плунжера в момент перекрытия его торцовой поверхностью наполнительных отверстий по прекращению течи из них, 15 отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, наполнительные отверстия втулки изоли-руют друг от друга, определяют величину хода плунжера между моментами прекращения течи топлива из пер« вого и последнего наполнительных отверстий, повторяют процесс для всех круговых положений плунжера, каждый иэ которых соответствует сообщению распределительного паза с одним из нагнетательных отверстий, а техническое состояние плунжерной пары оценивают по разнице замеренных величин хода плунжера между собой по всем его круговым положениям.

1560771

Составитель В.Долгов

Техред M.Õîäàíè÷ Корректор (;.Øåâêóí

Редактор Ю.Середа

Заказ 962 Тираж 437 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

11303S, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ оценки технического состояния плунжерной пары Способ оценки технического состояния плунжерной пары Способ оценки технического состояния плунжерной пары Способ оценки технического состояния плунжерной пары Способ оценки технического состояния плунжерной пары 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностике двигателей внутреннего сгорания и позволяет снизить погрешность в оценке угла опережения впрыска топлива

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить производительность определения проходного сечения распылителей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области испытания электрогидравдических устройств и может найти применение при изготовлении и разработке указанных устройств

Изобретение относится к клапанам управления потоком жидкости, в частности к топливным инжекторам для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям топливной аппаратуры

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для термических испытаний распылителей форсунок дизелей

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в ремонтном деле при обкатке новых или отремонтированных насосов высокого давления дизеля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству стендов испытания топливной дизельной аппаратуры

Изобретение относится к машиностроительной отрасли, в частности к производству регулировки дизельной топливной аппаратуры
Наверх