Устройство для контроля центробежного маслоочистителя

 

Изобретение относится к средствам контроля и диагностики двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить точность, достоверность и оперативность контроля. Техническое состояние маслоочистителя определяется продолжительностью вращения его ротора, т.е. сильнее загрязнен ротор, тем больше его масса и тем дольше вращается ротор по инерции после остановки двигателя. Устройство позволяет автоматически определить продолжительность вращения ротора маслоочистителя после остановки двигателя. Для этого используется специальный импульсный датчик, смонтированный в корпусе и роторе маслоочистителя. Сигналы от датчика поступают в специальное электронное устройство, где по частоте электрических сигналов определяется продолжительность вращения ротора, которая анализируется устройством. Результаты анализа выдаются на индикационное табло в виде технического воздействия или прогноза остаточного ресурса маслоочистителя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (5I)5 G 0l М 15 00, 13!00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A STGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (2) ) 4640885/25-06 (22) 25.01.89 (46) 30.12.90. Бюл. № 48 (72) А. А. Кравченко, В. П. Ковалев, Б. Ф. Трояновский и А. Т. Рафиков (53) 621.743.001.5 (088.8) (56) Петров И. В. Диагностирование дорожно-строительных машин. М.: Транспорт, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЦЕНТРОБЕЖНОГО МАСЛООЧИСТИТЕЛ (57) Изобретение относится к средствам контроля и диагностики двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить точность, достоверность и оперативность контроля.

Техническое состояние маслоочистителя определяется продолжительностью вращения его

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам диагностики и контроля двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для контроля степени загрязненности, а также определения работоспособности и ресурса центробежного маслоочистителя.

Цель изобретения — повышение точности, достоверности и оперативности контроля.

На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — корпус маслоочистителя с ротором.

Устройство содержит (фиг. 1) сдвоенный тумблер 1, усилитель-ограничитель 2, датчик 3 оборотов, таймер 4, механизм 5 остановки двигателя, клемму 6 бортовой сети, центробежный маслоочиститель 7, делитель 8 частоты, счетчик 9, формирователь 10 импульсов, первый триггер 11, электронный ключ 12, интегратор 13, первый 14, второй 15 и третий 16 компараторы, блок 7 сравнения, первый 18 и второй 19 одновибраторы, регистр 20, дешифратор 21, блок 22 сопряжения, бортовую ЦВМ 23, второй триггер 24, „„SU„„1617316

2 ротора, т.е. чем сильнее загрязнен ротор, тем больше его масса и тем дольше вращается ротор по инерции после остановки двигателя.

Устройство позволяет автоматически определить и.;одолжительность вращения ротора маслоочистителя после остановки двигателя.

Для этого используется специальный импульсный датчик, смонтированный в корпусе и роторе маслоочистителя. Сигналь| от датчика поступают в специальное электронное устройство, где по частоте электрических сигна, ов определяется продолжительность вращения ротора, которая анализируется устройством. Резчльтаты анализа выдаются на индикационное табло в виде технического воздействия или прогноза остаточного ресурса маслоочистителя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. логический элемент И-HE 25, третий элемент 26, первый индикатор 27, кнопку 28 обнуления, второй индикатор 29, двигатель 30, а также (фиг. 2) корпус маслоочистителя 31, крышку 32, обмотки 33, магнитные гайки 34, стяжные шпильки 35, ротор 36 и стяжной винт 37.

Обмотки 33 размещены в неподвижном корпусе маслоочистителя, а магнитные гайки 34 — в теле вращающегося ротора 36 на стяжных шпильках 35. Расстояние между магнитными гайками 34 выбирается таким, что при вра щении ротора 36 они соосны с обмотками 33.

Сигнал от обмоток 33 пост пает на датчик 3 оборотов. выход которого через первую пару контактов (ВКI) сдвоенного тумблера 1 соединен с входом усилителя-ограничителя 2, выход которого соединен с входом усилителя-ограничителя 2, выход которого соединен с входом делителя 8 частоты и вторым входом логического элемента

И-НЕ 25. Первый вход логического элемента И-НЕ соединен с первым выходом тайме1617316 ра 4 и первым входом второго триггера 24, второй вход которого соединен с входом второго одновибратора 29, с выходом первого одновибратора 18 и вторым входом регистра 20. Первые входы регистра 20 соединены с соответствующими выходами счетчика 9, первый вход которого соединен с выходом делителя 8 частоты, второй — с выходом второго одновибратора 9, а третий — с вторым выходом таймера 4 и входом первого одновибратора 18. Выход логического элемента И-НЕ 25 соединен с первым входом третье о триггера 26, второй вход которого соединен с кнопкой 28 обнуления и с шестым входом таймера 4, а выход — с входом первого индикатора 27. Выход второго триггера 24 соединен с первым входом блока 22 сопряжения, вторые входы которого соединены с соответствующими выходами регистра 20 и входами дешифратора 21, выходы которого соединены с соответствующими входами второго индикатора 29. Блок 22 сопряжения своими выходами соединен с бортовой вычислительной машиной 23.

Таймер 4 содержит последовательно соединенные формирователь 10 импульсов, первый триггер !1, электронный ключ !2, интегратор !3 и первый компаратор 14, а также второй 15 и третий 16 компараторы, соединенные соответственно с первыvl и вторым входами блока 17 сравнения, выход которого является вторым выходом таймера.

Устройство работает следующим образом.

Водитель включает сдвоенный тумблер 1, при этом на вход усилителя-ограничителя 2 поступает сигнал с выхода датчика 3 оборотов центробежного маслоочистителя 7, а на входы таймера 4 и механизма 5 остановки двигателя с клеммы 6 поступает напряжение бортовой сети 24 (12) В. При этом двигатель 30 останавливается, а ротор 36 маслоочистителя продолжает врагцаться па инерции. Его обороты фиксируются датчиком 3.

При работе двигателя под действием активно-реактивных сил вытекающего из сопел масла вращается ротор. Его магнитные гайки 34 при вращении образуют вокруг неподвижных обмоток 33 переменное магнитное поле. В результате чего в обмотках 33 формируются импульснь|е сигналы, которые преобразуются усилителем-ограничи-елем 2 в прямоугольные импульсы, соответству1о.цие ТТЛ логическим уровням, причем каждому обороту ротора маслоочистителя 7 соответствуют два импульса на выходе датчика 3 и соответственно усилителе-ограничителе 2, которые поступают на вход делителя 8 частоты.

С выхода делителя 8 частоты поступают импульсы, каждый из которых соответствует одному обороту ротора 36. На счетчике 9 осуществляется подсчет оборотов ротора маслоочистителя, соответствующих количеству импульсов с выхода делителя 8 частоты.

Интервал времени, в течение которого необходима осуществить подсчет оборотов ротора 36 маслоочистителя 7 задается таймером 4, который запускается при поступлении на вход формирователя 10 импульсов и напряжения бортовой сети 24 (12) В после включения сдвоенного тумблера 1. По переднему фронту логической единицы на выходе формирователя 10 импульсов устанавливается в единичное состояние первый триггер 11

"О и разрешает подачу через электронный ключ

12 постоянного напряжения на вход интегратора 13, который формирует линейное нарастающее напряжение, поступающее на входы первого !4, второго 15 и третьего 16

1 компараторов. Опорные напряжения этих компаргторов подобраны таким образом, что на выходе, например, первого компаратора 14 логическая единица появляется через

120 с после того, как будет включен тумблер 1 а на выходах второго 5 и третьего 16 компа20 раторов логические единицы появятся соответственно через 30 и 31 с. Импульс длительностью 1 с выделяется при этом на блоке 17 сравнения и разрешает счетчику 9 подсчет импульсов с выхода делителя 8 частоты. По второму фронту импульса первый

2 одновибратор 8 вырабатывает короткии импульс, который переписывает содержимое счетчика 9 в регистр 20 и запускает второй адновибратор 19, который обнуляет счетчик 9.

Показания счетчика 9, зарегистрьрованр ные в регистре 20, пресбразавываются в дешифраторе 21 из оборотов ротора, например в запас хода машины до обслуживания маслоачистителя в заданных условиях эксплуатации и индицируются на втором индикаторе

29. Зафиксированные в регистре 20 данные

З5 могут быть введены через блок 22 сопряжения в бортовую HBM 23 для их, например, статистической обработки и составления прог ноза ресурса маслоочистителя при его работе в заданных условиях. Сигнал о готовности достоверных данных в регистре формируется вторым триггером 24, который устанавливается в единичное состояние по окончании импульса на выходе первого одновибратора 8 и разрешает прохождение через блок 22 сопряжения ответного сигнала на сигнал

45 запроса бортовой ЦВМ 23. Сброс второго триггера 24 в исходное состояние осуществляется сигналом, гоступающим с выхода первого компаратора 14, который также разрешает прохождение через логический элемент И-НЕ 25 импульсных сигналов с выхода

gg усилителя-ограничителя 2, которые устанавливают третий триггер 26 в единичное состояние, которое индицируется первым индикатором 27 и свидетельствует о непрекратившемся через 2 мин после включения тумблера 1 (астановке двигателя 30), вращении

-"5 ротора маслоочистителя 7, что сигнализирует о недопустимом загрязнении ротора маслоочистителя 7 и указывает на необходимость его промывки.

I6173i6

Формула изобретения

Отключение первого индикатора 27 и уста нонка в исходное состояние таймера 4 осуществляется сигналом с выхода кнопки 28 обнуления выключением тумблера I. Повторный запуск устройства осуществляется после выхода двигателя на режим эксплуатационных оборотов путем включения тумблера 1

Таким образом, предлагаемое устройство контроля центробежного маслоочистителя позволяет осуществлять постоянный оперативный контроль зг его состоянием как во время технического обслуживания, так и во время движения. Оно исключит работу двигателя на неочищенном масле, что увеличит его ресурс и обеспечит безаварийный режим эксплуата ции.

1. Устройство для контроля центроо жного,;.аслосчистителя,:îäåðæàùåå механизм остановки двигателя, датчик оборотов, центробежный маслоочиститель и таймер,отличающееся тем, что, с целью повышения точности, достоверности и оперативности контроля, устройство дополнительно содержит сдвоенный тумблер., . силитель-ограничитель, лелитель частоты, счетчик с тремя входами и выходом. первый и второй одновибраторы, регистр, дешифратор, блок сопряжения с двумя входами и выходом, бортовую вычислительную машину, второй триггер, логический элемент И-НЕ с двумя входами и Bblxoдом, третий триггер с двумя входами и выходом, первый индикатор, кнопку обнуления и второй индикатор, таймер содержит формирователь, первый триггер с двумя входами и выходом, электронный ключ с двумя входами и выходом, интегратор с двумя входами и выходом, первый, второй и третий компараторы с двумя входами и выходом и блок сравнения с двумя входами и выходом, причем выход датчика оборотов двигателя через первую пару контактов сдвоенного тумблера соединен с входом усилителя-ограничителя, выход которого соединен с входом делителя частоты и вторым входом логического элемента И-НЕ, первый вход которого соединен с первым выходом таймера и первым входом второго триггера, второй вход которого соединен с входом второго одновибратора, с г t lJ

2Q

45 выходом первого олновибратора и вторым входом регистра, первые входы которого -"оединены с соответствующими выходами счетчика, первый вход которого соединен с выходом делителя частоты, второй — — с выходом второго однснибратора, а третий — с втссым выходом таймера f . ьхолом первого одновибратора. выход логического элемента

И-НЕ соединен с первым входом третьего триггера, второй вход которого соединен с кнопкой и с шестым входом таймера, а выход которого соединен с входом первого индикатора, выход второго триггера соелцнен с первым f xолом блока сопряжения, вторые входы которого соединены с соответствующими выходами регистра и входами дешифратора, выходы которого соединены с соотнетствуюшими вхолами второго индикатора, блок сопряжения своим выходом соединен с бортовой вычислительной машиной, первый нхол таймера и вход механизма остановки двигателя через Вторые конта кты сд 3oeHH0f с тумблера соединены с клеммой бортовой сети, приче". таймер содержит формирователь импульсов, вход которого является и ргым входом таймера, а выход которогс через пос,педовательно соединенные первый триггер. электронный ключ, HH,åãðàòoð и пегвый компаратор — первым ны. одом таймера, н.-.орые входы первого триггера и интеграторе обьедин=f bf и являются шестым гходом таймера, второй вход электронногс ключа являет я вторым входом таймера, выход ин-.еграiîра соединен. кроме того, с первым входом второго и третьего компараторон, вторые входы которых являются соответственно четвертым и пятым входами таймера, а выходы которых соединены соответственно с первым и н",oðûì входа ми блока сра внени я, ныхо::. ко горого является вторым выходом таймера, соединенным с тертьим входом счетчика и входом первого одновибратора.

2. Устройство по г.. I, отличающееся тем, что датчик оборотов содержит две обмотки, размещенные в диаметрально протиноположном направлении в неподвижном корпусе маслоочистителя, и две магнитные гайки, которые размещены во вращающемся роторе, причем магнитнь|е гайки размещены таким образом, что при вращ нии ротора они ".оосны с обмотками.

1б17316

Фиг.1

Фи. 2

Составитель В. Горбунов.

Редактор Ю. Середа Текред А. Кравчук Корректор И, Муска

Заказ 4!14 Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для контроля центробежного маслоочистителя Устройство для контроля центробежного маслоочистителя Устройство для контроля центробежного маслоочистителя Устройство для контроля центробежного маслоочистителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способам и устройствам термоциклических испытаний дисков турбомашин на прочность и долговечность

Изобретение относится к стендовым ресурсным испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к установкам для испытания газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к выхлопным устройствам стендов для испытаний высокотемпературных судовых газовых турбин

Изобретение относится к двигателестроению, и может быть использовано при испытаниях дизелей и позволяет ускорить процесс оценки сопротивления коррозионно-усталостному разрушению деталей двигателя

Изобретение относится к машиностроению и служит для испытания двигателя вращательного движения и обеспечивает повышение точности испытаний за счет расширения частотного диапазона изменения создаваемого тормозного момента путем повышения быстродействия гидроклапана давления

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к устройствам управления температурой дисков турбомашин при их термоциклических стендовых испытаниях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для определения и контроля величины КПД зубчатых механизмов, например зубчатых передач, в динамическом режиме

Изобретение относится к диагностике подшипников и является усовершенствованием основного изобретения по авт.св

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения момента трения шарико-подшипников

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к испытательной технике и может быть применено при изготовлении и испытании роликовых и втулочных цепей

Изобретение относится к подшипниковой проми может быть использовано для контроля подщипников качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностирования механизмов машин, испытывающих деформации от нагрузок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля и диагностики зубчатых передач

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства
Наверх