Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 -В 62 Р 5/06

ОГИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Я A З ОРСНОМЪ ОБИДЕ 7EJlbCTBV

Що сиии

Сьд

Щели

ГОСУДАРСТВЕННЬ Й НС 4ИТЕТ

По ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОГКРЬУТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (б 1) 1581639 (21) 4291605/11 (22) 27.07,87 (46) 07.01 „91. Вюп. N - 1 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению и Одесское производственное объединение по производству гидрооборудования и гидроаппаратуры строительно-дорожному и ком> -унальному мап-.,настроению Стройгидравлика" (72) В,Я. Обидин, 0.А. Зуева, П.A. Заходякин, В.Н. Калмыков, R.Ñ. Иванов, Г.К. Добринский, Л.Vi. Шемпер, А.И. Ковчак и С.А. Налбандян (53) 629. 113(086.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Г - 1581639, кл. В 62 D 5/06, 1986.

„„SU„„ f6)36Я А 2

2 (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления тран— спортных средств. Цель изобретения— повышение надежности работы гидроусилителя рулевого механизма, Гидравлический рулевой механизм содержит золотник 2, кинематически связанный с рулевым валом 3 и через редуктор 4 и приводной вал 5 с приводной шестерней б, установленной в корпусе 7 гидромашины обратной связи между двумя

его крышками 8 и 9. Г »дро»»аши»»а обратной связи выполнена многороторной, содержащей три периферийные шестерни, кинематически связанные с приводной шестерней 6. На осях 29 периферийных шестерен вьп»олне»»ы про1618694 точки с образованием в средней части

KdKUoA из осей выступающей наружу беговой дорожки с криволинейной в осевом направлении поверхностью, а периферийные шестерни выполнены с возможн. стью обкатываиия по упомянутым беговым дорожкам. При повороте рулевого вала 3 эо..отник 2 гидрорас1 (С

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рул вого управления транспортных средств„

Цель изобретения — повн ение на20 л,ежности гидроусилнтеля в работе. а фи1 „1 представлен гидравлический рулевой механизм, общий вид в р"..".-.,реэе ча фиг, 7 — принципиальная

r кдравлическая схема устройства; иа ф;-:.г, 3 — сечение A-Л на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б. на фиг. 1; на фиг,. 5 — кинематическая схема взаимо"

".,åéeYýèÿ приводной и периферийной шестерен при условно центральном расположении периферийной шестерни в кор30 пусе: на фиг. 6 — то же, при выборке бокового зазора в зубчатом зацеплении этих пестерен,. в рабочем положении, на. фиг. 7-10 — -арианты форм выпол,) пения криволинейных поверхностей осей периферийных шестерен.

Гидравлический рулевой механизм транспортного средства содержит расположенный в корпусе 1 ггдрораспределителя золотник 2, кинематически

4О связанньп с рулевьпч валом 3 и через редуктор 4 и приводной вал 5 с приводной шестерней б, установленной в корпусе 7 гидромашины обратной свя" зи между двумя ее крьппками 8 и 9.

В корпусе 1 гидрораспределителя выполнены отверстия: напорное 10, сливное il и два рабочих 12 и 13, гидравлически связанных с соответствующими проточками гидрораспределителя. 50

Гидромашнна обратной связи выполнека многороторной, содержащей три рагномерно расположенные по окружности периферийные шестерни i4-16, кинематически связанные с приводной 55 шестерней б. Оба ввода в гидромашину о"-ратной связи выполнены,в виде окон

1 и. 18 в крьш;ках 8 и 9, по два окна пределителя перемешается в осевом направлении, обеспечивая соединение напорногс отверстия через гидромашину обратной связи одним из входов исполнительного органа, другой вход которого соединен со сливом. 3 з.п. ф -лы, 10 ил, в каждой иэ них для каждой из периферийных шестерен 14-16. Окна 17 одного из двух вводов гидравлически соединены с соответствующей линией

"9 гидрорэспределителя посредством трех радиальных проточек 20, выполненных в каждой крышке 8 и 9, гидравлически соединенных с кольцевой полостью 21, образованной центральным отверстием 22 в приводной шестерне

6 и расположенным внутри чего с кольцевым зазором приводньм валом 5.

Кольцевая полость 21 соединена с внутренней полостью ?3 гидравлического рулевого механизма. Окна 18 цругого ввода посредством трех других проточек 24, выполненных в крьш ках 8 и 9, гидравлически соединены с отверстиями 25, выполненными в корпусе 1 гидрораспределителя и в корпусе i гидромашины обратной связл, Отверстия 25 соединены между собой и соединены с соответствующей линией 26 гидрораспределителя. Корпус

1 гидрораспределителя и корпус 7 гидромашины обратной связи механически связаны между собой, а центровка крыш к 8 и 9 отчосительно корпуса 7 гидромашины обратной связи обеспечивается штифтами 27.

Приводная шестерня б кинематически связана с при одным валом 5 посредством пальца 28.

На осях 29 периферийных шестерен

14-16 со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из осей ?9 выступающей наружу беговой дорожки 30 с криволи нейной в осевом направлении поверхностью. Периферийные шестерни 14-16 выполнены с возможностью обкатывания по беговым дорожкам 30. При этом диаметры беговых дорожек Й и отвер18694

Формы криволинейной поверхности осей

Работа гкдравлическог о рулевого механизма происходит следующим образом.

В нейтральном положении золотника

2 гидрораспределителя рулевого механизма рабочая жидкость от насоса пос .упает в напорное отверстие 10 и через проточки золотника 2 подается к сливному отверстию 11 и далее в гидробак гкдросистемы рулевого управления .

При повороте рулевого нала 3 золотник 2 гкдрораспределителя перемещается в осевом направлении относительно ксрпуса 1, обеспечивая соединение напорного отверстия 10 с одним кз вводов гидромашины обратной связи, например, через внутреннюю полость 23 гидравпического рулевого механизма, передачи радиальных нагрузок и колебаний приводного вала 5 на приводную шестерню 6 и компенсирует имеющиеся

55 несоосностк в установке вала к шестерни и радиальные биения их поверхностей к под|пкпнкков. При этом воз5 16 стий в перифсрийных шестернях 1) связаны между собой соотношением где Ь вЂ” боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен.

Такая форма вьп слнения беговых дорожек к принятое соотношение между диаметрами D к с,фиг. 5) позволяет: автоматкче ки полностью выбрать боковой ".ÿзор в зубчатом зацеплении приводнсй и перкфе-.ийной шестерен за счет смещения каждой кз геркферийных шее "ерен под действием peçóëi-òèрующего усилия От эпюры давлений в сторону привоцной шестерни до полной ликвидации бокового зазора в зацеп—

J енин

Указанные перемещения периферийных шестерен возможны при выполнении соответ" твующк::-: зазоров между отверстиями в корпусе гкдрсмапмны под церкферкйные шестерни 14-16 и аружнымк диаметралл самих этих шестерен.

Для этой цели соотношения диаметров отверстий Р в корпусе под периферийные шестерни и наружных диаметров D периферийнь-х шестерен выби—

1аютсэ ксхоля кз ус.;свил

50 кольцевую полость 21, радкал,ные проточки 20, выполненные в каждой крьппке 8 и 9. Другой ввод гидромашины обратной связи в этом случае посредством проточек 24, выполненных в крышках 8 к 9, отверстий 25„выполненных в корпусах 1 и 7, гидравлически соединен посредством гидрораспределителя, сообщен с одним из рабочих отверстий, например, с отверстием 12, к которому присоединяется кспслнительный гидроцилиндр, другая полость которого соединяется с другим рабо км отверстием, например с отверстием 3, с.îeöèêåI;íûè гидравлически через гкдгрсраспределктель рулевого механизма со сливным отверстием 11, в свою очередь, соециненным с гидробаком.

Н1естернк гидромашкны обратной связи поворачиваются, и приводная шестерня 6 приводит во вращение приводной вал 5, связанный через редуктор 4 с золотником 2. Последний перемещается в исходное положение к при прекращении вращения рулевого нала 3 занимает нейтральное попожение, обеспечивая разгрузку насоса на слив. Подача рабочей жидкости в ксполнктельньп" . орган системы рулевого управления прекращается.

При изменении вращения рулевого вала 3 ра бота гидра влич еского рулевог0 механизма аналогична описанному, но перемещение золотника 2 IIpoводится в противоположную сторону и изменяется соединение рабочих отверстий 12 и 13 с напорным 10 к сливным 11 отверстиями . Поскольку приводной вал 5 расположен в центральном отверстии приводной шестерни 6 с кольцевым зазором, представляется возможность значительно уменьшить диаметральный зазор между окружностью выступов этой шестерни и отверстием в корпусе 7 гкцрома пины обратной связи под приводную шестерню 6, и тем самым уменьпптть утечку рабочей жидкости по этому зазору. Это достигается благодаря тому, что кольцевой зазор исключает возможность можные перемещения приводной шестер1618694 ни 6 ограничиваются поверхностью централ ьного отверс тия корпуса 7.

Это является важным потому, что в кичематической схеме гидромашины обратной связи расстояние между периферийными шестернями 14-16, измеренное по длине окружности отверстия в корпусе гидромашины для приводной шестерж 6, черезвычайно. мало по сравнению с шестеренными гидромашинами обратной связи традиционных компоновок, что приводит к ухудшению уплотнений между всасывающими и нагнетательными окнами гидромашины за счет уменьшения количества зубьев приводнои шестерни 6, участвующих в работе по герметизации всасывающих и напорных окон гг- ромашины обратной связи.

Другой особенностью такого выполэения кинематической связи является возможность использования зазора,, образовавшегося между приводным валом 5 и. отверстием приводной шестерни 6 для улучшения подачи рабо-1ей чпщкости к окнам гидромашины обратной связи за счет подведения рабочей жидкости не только через верхнюю. крьппку, но также и через нижнюю крышку. Причем к одному из вводов гидромашины, дополнительный поток рабочей жидкости подается через кольцевую полость 21 и соответств ложе каналы, выполненные в нижне крышке гидромгшины. Одновременно к другому вводу гидромашины также подводт.тся дополнительный поток рабо чей жидкости через специально выполненные отверстия в корпусах 1 и 7. (B — d) = (1 - 3)ь3

К (д) () 9

2з где D — диаметр отверстия в перифе.—..рийной шестерни;

d — диаметр беговой дорожки — боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен

By — диаметр отверстия корпуса под периферийную шестерню;

0ц — наружный диаметр периферийной шестерни.. ! и 3. Механизм по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что упомянутая криволинейная поверхность. выполнена в виде центральной цилиндрической поверхности, сопряженнои по краям

4О с усеченными коническими поверхностями б

4. Механизм по пп. 1 и 2, о т л ич B ю ц и и с я тем что упомянутая криволинейная поверхность выполнена в виде сферы.

Формула изобретения

Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства по авт, св. Ф 15816= :9, отличающийся тем, что, с целью повьшания надежности в рабо5 те, на осях периферийных шестерен со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из осей выступающей чару у беговой дорожки с криволинейной

1О в осевом направлении повер а периферийные шестерни вы-олнены с возможнэстью обкатывания по упомянутым беговым дорожкам.

2. Механизм по п..1, о т л и— ч а ю щ и и с R тем, что диаметры беговых дорожек и отверстий в периферийных шестернях, а также диаметры отверстий под периферийные шестерни и наружные диаметры периферийных шестерен связаны между собой следующими соотношениями

1618694

Фиг. Я

1618694

icier >a

@LfV, б

ЯО

1618694

Корректор М. Максимиаинец

Редактор А. Козориз

Заказ 20 эч !Ф

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

ВЕИИПИ Государственного

113035, Составитель А„ Барыков

Техред М.дндык

Тираж Подписное комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления охлаждением рабочей жидкости гидросистем строительных и дорожных машин

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к гидросистеме тормоза и рулевого управления шахтного самоходного вагона

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в рулевых механизмах строительно-дорожных и других машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на дорожных машинах и тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции усилителей рулевого управления транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к гидрообъемным системам рулевого управления транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для управления тяжелыми тихоходными транспортными средствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх