Парусное вооружение

 

Изобретение относится к парусному судоходству , а конкретно к конструкции рангоута и парусов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и обеспечение безопасности парусного вооружения. Парусное вооружение содержит поворотную телескопическую пустотелую мачту 1 с прорезями, жестко закрепленные на мачте реи 3 с направляю/ 5 30 щими для верхней и нижней шкаторин парусов , намоточные цилиндры внутри мачты и паруса, Мачта 1 выполнена с поперечнымиразъемами и снабжена лебедками 4 перемещения секций мачты. Направляющие фиксируют секции мачты отвращения. : Намоточные цилиндры выполнены телескопическими и полыми с ликпазами и поперечными разъемами. Между рей 3 установлены с возможностью перемещения вдоль них полые телескопические обтекатели с ликпазами , поперечными разъемами и захватами на их концах. Обтекатели состоят из средней 22 и концевых секций 21. Парусное вооружение позволяет уменьшать высоту мачты, регулировать профиль парусов, а обтекатели улучшают аэродинамическое качество парусов. 10 ил. Ё О ел ю 00 ОФиг . 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s В 63 Н 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЯ КОМИТЕТ по изОБРетенйям и ОткРытиям

ПРИ ГКНТ СССР

",.у„ц я Л 46 .ПК;ай гМ 5- i;.-",,.4Ч"=Е „ЯБЛ!- И.) . Ki<

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2f

22

2/ (21) 4131215/11 (22) 25.08.86 (46) 30.05.91, Бюл. М 20 (75) О.А. Мороцкий (53) 625.125.3 (088.8) (56) Крючков Ю.С. и Перестюк И.Е, Крылья океана, Л.: Судостроение, 1983, с. 55, 56, 71, рис. 34 и рис. 47. (54) ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к парусному судоходству, а конкретно к конструкции рангоута и парусов. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей и обеспечение безопасности парусного вооружения. Парусное вооружение содержит поворотную телескопическую пустотелую мачту 1 с прорезями, жестко закрепленные на мачте реи 3 с направляю,, Ж„, 1б5218б А1

I щими для верхней и нижней шкаторин парусов, намоточные цилиндры внутри мачты и паруса. Мачта 1 выполнена с поперечными разъемами и снабжена лебедками 4 перемещения секций мачты. Направляющие фиксируютют се к ци и мачты от вращения.:

Намоточные цилиндры выполнены телескопическими и полыми с ликпазами и поперечными раэьемами. Между рей 3 установлены с возможностью перемещения вдоль них полые телескопические обтекатели с ликпазами, поперечными разъемами и захватами на их концах. Обтекатели состоят из средней 22 и концевых секций 21. Парусное вооружение позволяет уменьшать высоту мачты, регулировать профиль парусов, а обтекатели улучшают аэродинамическое качество парусов. 10 ил.

1652186

30

40 (Изобретение относится к парусному судоходству, а конкретно к конструкции рангоута и парусов системы "Динариг", Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и обеспечение безопасности парусного вооружения.

На фиг,1 схематически изображены две секции мачты парусного вооружения, выдвинутых на максимальную высоту; на фиг.2 — максимально опущенные две секции мачты в момент уборки-постановки паруса на нижней секции; на фиг.3 — разрез одной секции мачты с правым разрезанным намоточным цилиндром; на фиг,4 — схема проводки тросов на части мачты (справа) и фиксирующие направляющие частей (слева); на фиг.5 — обтекатель, продольный разрез; на фиг.6 — сечение А — А на фиг,3; на фиг,7 — сечение Б — Б на фиг,4, фиксирующие направляющие; на фиг.R — сечение  — В на фиг.5; на фиг,9 — рей с частью обтекателя, поперечный разрез; на фиг,10 — рей с частью обтекателя, узел! на фиг.1, Парусное вооружение состоит из мачты

1, вкл очающей секции 2 с реями 3 и лебедками 4, тросы 5 которых заведены на блоки

6 и закреплены на нижних оконечностях секций 7, снабженных блоками 8, через которые пропущены тросы 9, зафиксированные на кронштейнах блоков 6 и закрепленные на нижних оконечностях секций 2. Внутри мачты 1 находятся намоточные цилиндры, концевые секции 10 которых зафиксированы в приводах 11, размещенных на крышках 12 секций 2. Срединные секции 13 с поперечными разъемами (не показаны) намоточных цилиндров входят В секции 10 и подвешены к торцам секций 10 цилиндров на канатах (не показаны). Внутри цилиндров размещены ликтросы 14, соединенные на разных вь сотах с эластичными канатами 15, закрепленными другими концами на торцах секций 10, Части 2 мачты 1 снабжены наверху направляющими 16, а внизу — направляющими 17, Секции 7 имеют направляющие t8, входящие в направляющие 16 и 17 и служащие для размещения тросов 5 и 9. В реях 3 выполнены наружные продольные пазы 19, в которые входят захваты 20 концевых секций 21 обтекателей, в последние входчт срединные секции 22 с поперечными разъемами (не показаны) обтекателей, подвешенных к торцам обтекателей на канатах 23. Внутри обтекателей размещены ликтросы 24, соединенные на разных высотах с эластичными канатами 25, закрепленными другими концами на торцах секций 21. Ликтросы 24 своими концами зафиксированы на ползунах 26, соединенных с горизонтальными ликтросами 27 и фалами 28. Намоточные цилиндры и обтека-" тели снабжены ликпаэами 29, через которые пропущены паруса 30, Фалы 28 заведены на намоточные барабаны 31, соединенные с приводами 11, а нижние и верхние части соединены тросами убирания (не показаны), заведенными на приводы 32.

Парусное вооружение эксплуатируется следующим образом.

При приближении шторма, опасного для судна, лебедки 4 (фиг.1) расстопариваются, тросы 5 медленно сматываются с них, а тросы убирания наматываются на свои приводы 32 и стягивают секции 2 и 7 мачты

1, Срединные секции 13 цилиндров и 22 обтекателей, подвешенные на канатах 23, опускаются вниз, эластичные канаты 15 и 25 сжимаются и стягива от ликтросы 14 и 24, а значит, и паруса 30 в тройную гармошку, так как ликпазы 29 допускают складывание парусов 30 в нетолстую гармошку. После полного утапливания секций 2, 7 мачты 1 друг в друге, которое ограничивается упорами (не показаны), фалы 28 стравливаются с намоточных барабанов 31, включаются приводы

11 намоточных цилиндров и сложенные в гармошки паруса 30 наматываются на цилиндры, подтягивая к 4 ачте 1 при помощи полэунов 26 по пазам 19 обтекатели, как это показано на фиг,2, При необходимости поставить парус нужной секции мачты 1 расстопариваются концевые секции 10 намоточных цилиндров, Включаются фаловые намоточные барабаны 31, которые Враща отся От приВодов 11. С помощью барабанов 31 фалы 28 выбираются, тянут через ползуны 26, скользящие своими захватами 20 В пазах 19, ликтросы 27 и тем самым разматывают парус 30, как это показано на нижней секции мачты 1 на фиг.1, ематывая парус 30 с намоточных цилиндров, После установки секций 21, 2? в полностью выдвинутое положение (фиг,2, верхняя секция мачты 1) расстопариваются приводы

32 тросов убирания, ВклЮчаются лебедки 4, которые выбирают тросы 5, выдвигающие среднюю секцию 7 мачты 1, Секция 7 своими блоками 8 нап,рягает тросы 9, закрепленные на кронштейнах 6 и внизу секции 2, которая этими тросами 9 тоже выдвигается.

При этом срединные секции 13 намоточных цилиндров и секции?2 обтекэтелей, подвешенные на канатах 23, частично выходят из концевьгх секций 10 намоточных цилиндров и секций 21 обтекателей, а ликтросы 14 и 24 распрямляются, натягивая эластичные канаты 15 и 25. После полного натяжения ликтросов 14 и 24 парус 30 также полностью распрямляется и принимает рабочую форму, а лебедки 4 застопариваются, Аналогич5

1652186 ным образом ставятся паруса 30 любой другой секции мачты 1. Лебедки 4 могут быть снабжены обтекателями.

Конструкция парусного вооружения позволяет значительно повысить безопасность парусного судна и продолжать рейс на курсе,галфвинд под двигателем в штормовых условиях с убранными или частично убранными парусами, так как устройство позволяет уменьшить высоту мачт более чем вдвое и резко уменьшить опрокидыва-. ющий момент, действующий на судно, так как уменьшается еще и площадь рангоута, на который воздействует штормовой ветер.

Кроме того, в сложных метеоусловиях выгодней вообще убрать часть парусов и утопить соответствующие секции мачт с тем, чтобы оставшаяся часть парусов работала по-прежнему эффективно, ибо зэрифление парусов приводит к снижению аэродинамического качества этих парусов.

Конструкция парусного вооружения позволяет регулировать профиль, а значит, и аэродинамическое качество парусов при любых курсах судна относительно ветра и при ветре любой силы, так как с помощью лебедок 4 парусу данной секции можно задать любое пузо (профиль), Предлагаемая конструкция парусного вооружения приводит к двум положительным эффектам: при необходимости вести судно прямо против ветра путем резкого уменьшения высоты голого рангоута можно значительно снизить воздушное сопротивление судна; наличие жестких обтекателей на наружных боковых шкаторинах парусов значительно улучшает аэродинамическое качество последних и парусное судно сможет на курсе бейдевинд идти к ветру под углом.не 48О, а несколько меньшим углом.

Формула изобретения

Парусное вооружение, включащее поворотную пустотелую мачту с прорезями, 5 жестко закрепленные на мачте реи с направляющими для верхней и ниЖней шкаторин парусов, намоточные цилиндры внутри мачты и паруса, состоящие из двух половин, пропущенных через прорези мачты и с воз10 можностью наматывания на цилиндры, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей и обеспечения безопасности парусного вооружения, мачта выполнена телескопической

15 с поперечными разъемами и снабжена лебедками перемещения секций мачты, при этом каждая верхняя секция входит в нижнюю, и в верхней части каждой установлены блоки, а под блоками по образующим сек20 ций мачты — полые направляющие, фиксирующие секции мачты от вращения, причем основание каждой верхней секции соединено тросами, которые запасованы в блоки первой нижней секции с кронштейнами бло25 ков второй снизу секции или с лебедками, причем тросы пропущены в полостях упомянутых направляющих, а намоточные цилиндры выполнены телескопическими и полыми с ликпаэами и поперечными разь30 емами, а между рей,установлены с возможностью перемещения вдоль них полые телескопические обтекатели, выполненные с ликпазэми, поперечными разъемами и захватами нэ их концах, которые входят в па35 зы рей, причем боковые шкаторины парусов выполнены с литросами,, которые заведены в полые нэмоточные цилиндры и в полые обтекатели, и с эластичными канатами, которые одними своими концами прикрепле40 ны к торцам цилиндров, а другими соединены с ликтросами на разной высоте.

1652186

1652186

Фиг.б

1652186

7f

22

Уб

Составитель А. Петрухин

Редактор А . Долинич Техред М.Моргентал Корректор Л. Бескид

Заказ 1741 Тираж 279 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Парусное вооружение Парусное вооружение Парусное вооружение Парусное вооружение Парусное вооружение Парусное вооружение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к парусным судам

Изобретение относится к парусному судостроению и касается конструирования парусного вооружения судов

Изобретение относится к парусному судостроению

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования прямого парусного вооружения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для создания парусных грузовых или пассажирских судов

Изобретение относится к судостроению и касается парусных систем с жесткими парусами для судов различных классов

Изобретение относится к судостроению и касается создания разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски и швертбота

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусно-моторных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов с ветровыми движителями

Изобретение относится к привязным ветровым движителям и, в частности, к устройствам управления для судовой аэродинамической ветровой движительной системы

Изобретение относится к судовым ветровым движителям и касается конструирования парусного вооружения
Наверх