Трансмиссия транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4719082/11 (22) 14.07,89 (46) 23.09,91 Бюл. М 35 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Производственное объединение "Минский тракторный завод им. В. И. Ленина" (72) Ю. П. Черничкин, П. А. Амельченко, М. Г. Мелешко, В. Б, Альгин, B. В. Грицкевич, И, И. Болвако, В. M. Айзикович и П,И.Ксеневич (53) 623.113-585.2(088,8) (56) Ксеневич И. П, Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. — М.: Агропромиздат, 1986, с.

204, рис. 139, (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель — расширение силового диапазона бесступенчатого pery1. Ж „„1678656 А1 лирования. Трансмиссия содержит расположенные в корпусе 1 ведущий 2, выходной 22 и промежуточные 11, 14, 17 валы, установленные на этих валах зубчатые колеса 3 — 10, 12, 13, 15, 16, 18 — 21, фрикционные муфты

24-27 для переключения передач на ходу, зубчатые муфты 28-32 для переключения диапазонов, Съемный ходоуменьшитель 33 содержит трехэвенный планетарный механизм, центральное колесо 38 которого кинематически связано с валом 12 и через зубчатые колеса 39 и 40 с регулируемым гидронасосом 34. Водило 37 кинематически соединено с валом 14 через зубчатые колеса 41 и 42. С целью расширения силового диапазона бесступенчатого регулирования нерегулируемый гидромотор 35 кинематически связан с центральным колесом

36 и гидравлически с гидронасосом 34. 1 э.п. ф-лы, 2 ил.

1678656

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве трансмиссии тракторов и других самоходных машин, Целью изобретения является расширение силового диапазона бесступенчатого регулирования грансмиссии транспортного средства.

На фиг. 1 изображена схема трансмиссии транспортного средства, имеющая гидроуправляемые фрикционные муфты для переключения передач на ходу; на фиг. 2— схема трансмиссии транспортного средства, в которой функции фрикционных муфт выполняют зубчатые муфты с синхронизаторами.

Трансмиссия транспортного средства (фиг. 1) содержит корпус 1, ведущий вал 2, свободно установленные на нем шестерни

3 — 6 постоянного зацепления, взаимодействующие с шестернями 7 — 10, жестко закрепленнымии на промежуточном валу 11, на котором установлена также шестерня 12, входящая в зацепление с шестерней 13, установленной на валу 14 пониженных передач. На валу 14 свободно установлены шестерни 15 и 16. На валу 17 повышенных передач жестко закреплены шестерни 18 и

19 взаимодействующие с шестернями 20 и

21, свободно установленными на выходном валу 22, на котором жестко закреплена коническая шестерня 23 главной передачи.

Фрикционные гидроуправляемые муфты

24-27 предназначены для связи шестерен

3 — 6 с валом 2. Зубчатая муфта 28 служит для связи промежуточного вала 11 и вала 17 повышенных передач. Зубчатые муфты 29 и

30 предназначены для соединения шестерен 15 и 16 с валом 14 пониженных передач, зубчатые муфты 31 и 32 — для соединения зубчатых колес 20 и 21 с валом 22.

Съемный ходоуменьшитель 33 имеет регулируемый гидронасос 34, гидравлически связанный с ãèäðîìîòîðoì 35 и трехзвенный планетарный механизм, содержащий центральное колесо 36 с наружными зубьями, водило 37 и центральное колесо 38 с внутренними зубьями. Центральное колесо 38 жестко связано с шестерней 39, входящей в зацепление с шестерней 13, Гидронасос 34 кинематически соединен с промежуточным валом 11 через шестерни 40, 39, 13 и 12.

Водило 37 кинематически соединено с валом 14 через шестерни 41 и 42. шестерня 42 выполнена подвижной в осевом направлении и при перемещении ее в крайнее левое положение она выходит из зацепления с шестерней 41 и входит в зацепление с зубчатым венцом 43, жестко связанным с шес5

30 терней 13. Через трансмиссию проходит вал

44 отбора мощности, Трансмиссия транспортного средства. изображенная на фиг. 2, характеризуется тем, что применены зубчатые муфты 24 — 27 с синхронизаторами, вместо соответствующих гидроуправляемых фрикционных муфт, для переключения передач на ходу, Применение зубчатых муфт 24 — 27 позволяет упростить конструкцию трансмиссии, повысить надежность благодаря использованию механической системы переключения передач вместо гидравлической. В то же время, ухудшаются условия работы водителя, так как передачи переключаются вручную и затруднена автоматизация переключения передач.

Трансмиссия работает следующим образом, С помощью зубчатых муфт 28 — 32 обеспечивается получение четырех диапазонов переднего хода и двух диапазонов заднего хода. Внутри каждого диапазона с помощью фрикционных муфт 24 — 27 достигается получение четырех переключаемых на ходу передач. Всего трансмиссия имеет 16 передач переднего хода и 6 передач заднего хода.

При отсоединении ходоуменьшителя 33 трансмиссия работает как ступенчатая механическая коробка передач, При подсоединенном ходоуменьшителе шестерня 42 входит в зацепление с шестерней 41. включая ходоуменьшитель в силовую цепь трансмиссии. Для включения диапазонной передачи должны быть включены две из четырех муфт 29 — 32.

Зубчатые муфты 29 — 32 включаются на диапаэонных в следующем порядке: первый диапазон переднего хода — муфты 29 и 32; первый диапазон заднего хода — муфты 30 и

32; второй диапазон переднего хода — муфты 29 и 31; второй диапазон заднего хода— муфты 30 и 31; третий диапазон переднего хода — муфты 28 и 32; четвертый диапазон переднего хода — муфты 28 и 31.

На первом и втором диапазонах заднего хода и переднего хода в силовую цепь трансмиссии включен съемным ходоуменьшитель 33, благодаря чему обеспечивается бесступенчатое регулирование передаточного отношения путем изменения рабочего объема гидронасоса 34.

Мощность передается с входного вала 2 через одну иэ зубчатых передач на промежуточный вал 11 и далее через зубчатые колеса

12, 13 и 39 на центральное колесо 38 с внутренними зубьями. Планетарный механизм распределяет мощность на два потока, Механический поток мощности направлен через центральное колесо 38 на водило 37 и.

1678656 связанную с ним шестерню 41. Гидравлический поток мощности передается через шестерни 39 и 40 на гидронасос 34 и далее через гидромотор 35, центральное колесо

36, водило 37 на шестерню 41, где суммируется с механическим потоком мощности, Благодаря двухпоточности через гидромашины передается только часть общей мощности, что обеспечивает снижение габаритов и веса бесступенчатой передачи, В процессе регулирования рабочий объем гидронасосэ 34 уменьшается от максимального значения до нуля, пои этом пропорционально уменьша;отся обороты гидромотора 35 и связанного с ним центрального колеса 36, Соответственно уменьшается и гидоавлическая мощность, которая становится равным нулю при остановленном центральном колесе 36. При увеличении рабочего объема гидронасоса 34 увеличивается доля гидравлической мощности и соответственно уменьшается механический поток, Требуемые кинематические характеристики передачи обеспечиваются подбором чисел зубьев шестерен. С учетом четырех передач, переключаемых с помощью фрикционных муфт 24 — 27, предлагаемая трансмиссия обеспечивает восемь диапазонов переднего хода и восемь диапазонов заднего хода с бесступенчатым регулированием передаточного отношения.

Минимальная нагружэемость гидромашин

34, 35 обеспечивается правильным выбором диапазона, При этом следует вклю ать B трансмиссии по возможности более низкий диапазон, а заданную скорость обеспечивать регулированием рабочего объема гидронасоса 34, Включение низшей передачи с помощью одной из фрикционных муфт 24 — 27 обеспечивает минимальные обороты гидромашин 34, 35. Включение низшей передачи с помощью зубчатых муфт 29-32 обеспечивает минимальные нагрузки на гидромашинах при постоянном моменте сопротивления на выходном валу 22.

Нэ третьем и четвертом диапазонах переднего хода, когда включена зубчатая муфта 28 и одна из зубчатых муфт 31 или 32, ходоуменьшитель отключен от силовой цепи и трансмиссия работает как механиче1

l5

50 ская коробка передач, имеющая восемь передач переднего хода, На высших транспортных передачах обычно не требуется бесступенчатое регулирование передаточного отношения. На механических ступенчатых передачах трансмиссия имеет более высокий КПД, Повышается надежность трансмиссии, так как гидрообъемная передача работает только часть от общего времени, Формула изобретения

1. Трансмиссия транспортного средства, содержащая корпус, расположенные в нем соосно ведущий и ведомый валы, промежуточный вал, вал повышенных передач и вэл пониженных передач, шестерни постоянного зацепления, расположенные на упомянутых валах, управляемые муфты, одна из которых предназначена для связи промежуточного вала и вала повышенных передач, остальные муфты — для связи свободно расположенных шестерен с соответствующими валами, промежуточный вал кинематически связан с валом пониженных передач, съемный ходоуменьшитель, включающий трехзвенный планетарный механизм и гидронасос, при этом одно из звеньев планетарного механизма соединено с промежуточным валом, второе звено планетарного механизма кинемэтически связано с валом пониженных передач, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, " целью расширения силового диапазона бесступенчатого регулирования, гидронасос выполнен регулируемым, гидравлически связан с дополнительно введенным гидромотором и кинематически соединен с промежуточным валом трансмиссии, а гидромотор связан с третьим звеном планетарного механизма.

2. Трансмиссия по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения силового диапазона бесступенчатого регулирования путем снижения нагруженности гидронасоса и гидромотора, первым, вторым и третьим звеньями планетарнаro механизма являются соответственно центральное колесо с внутренними зубьями, водило и центральное колесо с наружными зубьями, 1678656

g 5 ЯИ5 Ф Я Я27 б

Составитель С.Белоусько

Редактор Н.Бобкова Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 3174 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 191

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а более конкретно к трансмиссиям, имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменыиитель

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях гусеничных и колесных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям и приводам хода дорожных машин

Изобретение относится к транспортно-тяговым средствам, в частности к малогабаритным тракторам

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а более конкретно к трансмиссиям, имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель

Изобретение относится к трансмиссиям тракторных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссии - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения этих средств на пониженных скоростях

Изобретение относится к транспортному машиностроению Цель изобретения повышение топливной экономичности и упрощение управления транспортным средством при движении на спуске

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидростатическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственным машинам, а именно к тракторам

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх