Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному , в том числе тракторному машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. В зацеплении гусеничной цепи с ведущим колесом обеспечивается равновесное расположение цевок 6 звеньев 5 на зубьях 2 ведущего колеса 7 и невозможность срыва их за пределы вершин зубьев колеса 1 при переднем ходе транспортного средства с основным рабочим, а при заднем ходе - с максимальным тяговым усилием. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 62 D 55/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (л)

0(с, QO

С (21) 4650732/11 (22) 08.12.88 (46) 30.05.92. 6юл. %20 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) А.M.×åðÿïèí (53) 629.11.012.572 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N185219,,кл. В 62 D55/12,,1963. (54) ЗАЦЕПЛЕНИЕ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ С

ВЕДУЩИМ КОЛЕСОМ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

„„ Д. „„1736814 А1 (57) Изобретение относится к транспортному, в том числе тракторному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности. В зацеплении гусеничной цепи с ведущим колесом обеспечивается равновесное расположение цевок 6 звеньев 5 на зубьях 2 ведущего колеса 7 и невозможность срыва их за пределы вершин зубьев колеса 1 при переднем ходе транспортного средства с основным рабочим, а при заднем ходе — с максимальным тяговым усилием, 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1736814

Изобретение относится к транспортному, в том числе к тракторному машиностроению.

Цель изобретения — повышение кадежности.

На фиг.1 изображено зацепление, вид сбоку; на фиг.2- схема действующих сил; на фиг.3 — зацепление при переднем ходе транспортного средства; на фиг.4 — зацепление при заднем ходе транспортного средства.

Зацепление включает в себя зубчатое ведущее колесо 1 с зубьями 2, имеющими профили боковых сторон 3 и 6, гусеничную цепь со звеньями 5 и цевками 6, имеющими профиль их сторон 7 и 8. При переднем ходе транспортного средства нижний участок 9 обвода цепи является набегающим, а верхний участок 10 — сбегающим, профиль сторон 7 цевок звеньев примыкает к профилю

3 боковых сторон зубьев колеса. Стрелками

ПХ обозначено направление переднего движения средства, а ВПХ вЂ” направление вращения ведущего колеса при переднем ходе средства.

На фиг.3 приведено зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом в состоянии заднего хода средства (ведущим колесом вперед), Здесь профиль сторон 8 цевок звеньев примыкает к профилю боковых сторон 4 зубьев. Набегающим является верхний участок 10, а сбегающим — нижний участок 9, который свободно провисает под действием своей силы тяжести, при этом цевки верхних звеньев вышяи из зацепления с зубьями, вследствие чего число звеньев, охватывающих ведущее колесо, и величина угла его охвата цепью уменьшены.

Стрелками ЗХ обозначено направление заднего движения средства, а B3X — направление вращения ведущего колеса при заднем ходе.

Для предотвращения скольжения цевок по зубьям необходимо, чтобы равнодействующая 0„сил натяжения Тп и Tn+1 каждой пары смежных звеньев шарнира цепи, действующих на цевки, была направлена по нормали к зубу под углом 0 к вектору силы

Tn+1 (большей величины), т.е. под углом шаговой осью звена и нормалью к профилю зуба.

Уравнение для определения величины угла 0 между осью, соединяющей центр, и цевок смежных звеньев и нормалью к профилю зуба колеса находит из схемы и диаграммы сил, действующих в зацеплении цепи с ведущим колесом на каждую цевку, приведенных на фиг.1. Из треугольников диаграммы сил cod, doc, соЬп boa находим

Тс Т1

sin а sinQag (1) откуда

Т1 sing

5 1 = sinSaS+да 12) где a — центральный угол зубьев ведущего колеса.

Подставив последовательно в уравнение(2) выражения Т1 Тг, Тз и Т1-1 и выполнив

1О преобразования, получим

tg 0= TH (3)

Из уравнения (3) следует, что при увеличении угла 0 сила N нормального давления цевки на зуб умекьшается, а это значит, что износ взаимопримыкающих поверхностей цевок и зубьев снижается.

С целью обеспечения лучшей функциональной надежности и повышения износостойкости и ресурса цевок звеньев цепи и зубьев ведущего колеса предлагается зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортных средств с поверхностным контактом его цевок и зубьев, причем зубья колеса и профили их сторон имеют несимметричную форму, а величина угла между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью и профилем зуба переднего рабочего хода средства с задним расположением ведущих колес определяется следующим образом

1е1 .р т..Орх = arctg (4)

111, С.ÑÐ / -Г сов а нр где Tcñð — величина силы натяжения верхнего обегающего участка обвода гусеничной цепи при средней величине стрелы его провисания;

THp — сила натяжения нижнего набегающего участка обвода цепи при переднем ходе средства с основным рабочим тяговым усилием.

Для заднего хода средства ведущими

55 колесами вперед. п11с кк

8„= arcrg

1 ("икк Сава .i 1аКС (5) где m — число звеньев (зубьев), расположенных в пределах угла охвата цепью ведущего колеса.

Из указанных треугольников также име20 ем

1736814

50

55 где Тсмин — сила натяжения нижнего сбегающего участка обвода цепи;

Тумаке — сила натяжения верхней набегающей ветви обвода цепи.

При атом величина радиуса дуги профиля сторон зубьев и цевок, описанной из центра, расположенного на нормали к зубу, проведенной из центра шарнира, для обеих сторон зубьев

R = -гч,(6)

Ro

sill (Opx + — )

2 где Йо — радиус окружности расположения центров шарниров гусеничной цепи;

Opx — угол между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью к профилю зуба при переднем ходе средства с задним расположением ведущего колеса; гц — радиус дуги, проведенной из центра шарнира касательно к профилю зуба.

Угол Орх между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью к профилю зуба при переднем ходе (ведущие колеса сзади) больше угла Osx при заднем ходе (ведущие колеса спереди) средства, Стороны зубьев ведущего колеса и примыкающих к ним сторон цевок могут быть описаны прямолинейным профилем.

Ведущие колеса и гусеничные цепи устанавливаются на средство так, чтобы при переднем ходе стороны зубьев с большим углом наклона захватывали за внешнюю сторону цевок звеньев. Такое зацепление называется толкающим. Тогда при заднем ходе к зубьям примыкают внутренние стороны цевок. Это зацепление называется тянущим.

В устройстве зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом при переднем ходе средств с основным рабочим тяговым усилием обеспечивает равновесное расположе5 ние цевок звеньев на зубьях колеса, отсутствие или снижение интенсивности скольжения их, а при заднем ходе, кроме того, обеспечивает невозможность срыва цевок звеньев с ведущего колеса при макси10 мальной величине натяжения набегающего участка цепи.

Повышенная износостойкость зацепления пар цевка — зуб с несимметричным профилем их сторон достигается наличием

15 равновесного расположения цевок звеньев на зубьях и снижением их взаимного скольжения, снижением величины усилия нормального давления между ними и увеличенной длиной образующей цевки, 20 примыкающей к профилю зуба. Следовательно, ресурс ведущего колеса при работе трактора на малоабразивных почвах будет равен ресурсу трактора.

Формула изобретения

25 1. Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства, включающее в себя звенья цепи с цевками фигурной формы и поверхность ведущего зубчатого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 30 что, с целью повышения надежности, боковая поверхность зубьев колеса выполнена несимметричной, а величина угла между осью, соединяющей центры цевок сцепных звеньев и нормалью к боковой поверхности

35 зуба, проведенной из центра шарнира цепи одной боковой поверхности, больше соответствующего угла другой боковой поверхности зуба.

2, Зацепление по п.1, о т л и ч а ю щ е40 с я тем, что центры дуг боковых сторон зуба расположены на нормали, проведенной из центра шарнира.

1736814

1736814

40

Составитель Е. Гучкова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М, Пожо

Редактор Е. Копча

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагаоина, 101

Заказ 1861 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машинбстроения и обеспечивает повышение надежности зацепления

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для опорного катка гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к движителям гусеничных машин, а именно к ограничителям деформаций амортизаторов, встроенных в ведущие или направляющие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству транспортных средств и землеройных машин на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к базовым транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам, в частности к ходовым системам с треугольной схемой

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности и долговечности за счет повышения энергоемкости упругих элементов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение эксплуатационной надежности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение долговечности зацепления путем снижения сил трения между взаимодействующими поверхностями зубьев и гребней траков

Трактор // 2183162
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено для движителя таких транспортных средств, как трактор или тягач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе гусеничного движителя быстроходных машин - тягача, танка

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного назначения
Наверх