Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства
Изобретение относится к транспортному , в том числе тракторному машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. В зацеплении гусеничной цепи с ведущим колесом обеспечивается равновесное расположение цевок 6 звеньев 5 на зубьях 2 ведущего колеса 7 и невозможность срыва их за пределы вершин зубьев колеса 1 при переднем ходе транспортного средства с основным рабочим, а при заднем ходе - с максимальным тяговым усилием. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В 62 D 55/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (л)
0(с, QO
С (21) 4650732/11 (22) 08.12.88 (46) 30.05.92. 6юл. %20 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) А.M.×åðÿïèí (53) 629.11.012.572 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N185219,,кл. В 62 D55/12,,1963. (54) ЗАЦЕПЛЕНИЕ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ С
ВЕДУЩИМ КОЛЕСОМ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
„„ Д. „„1736814 А1 (57) Изобретение относится к транспортному, в том числе тракторному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности. В зацеплении гусеничной цепи с ведущим колесом обеспечивается равновесное расположение цевок 6 звеньев 5 на зубьях 2 ведущего колеса 7 и невозможность срыва их за пределы вершин зубьев колеса 1 при переднем ходе транспортного средства с основным рабочим, а при заднем ходе — с максимальным тяговым усилием, 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
1736814
Изобретение относится к транспортному, в том числе к тракторному машиностроению.
Цель изобретения — повышение кадежности.
На фиг.1 изображено зацепление, вид сбоку; на фиг.2- схема действующих сил; на фиг.3 — зацепление при переднем ходе транспортного средства; на фиг.4 — зацепление при заднем ходе транспортного средства.
Зацепление включает в себя зубчатое ведущее колесо 1 с зубьями 2, имеющими профили боковых сторон 3 и 6, гусеничную цепь со звеньями 5 и цевками 6, имеющими профиль их сторон 7 и 8. При переднем ходе транспортного средства нижний участок 9 обвода цепи является набегающим, а верхний участок 10 — сбегающим, профиль сторон 7 цевок звеньев примыкает к профилю
3 боковых сторон зубьев колеса. Стрелками
ПХ обозначено направление переднего движения средства, а ВПХ вЂ” направление вращения ведущего колеса при переднем ходе средства.
На фиг.3 приведено зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом в состоянии заднего хода средства (ведущим колесом вперед), Здесь профиль сторон 8 цевок звеньев примыкает к профилю боковых сторон 4 зубьев. Набегающим является верхний участок 10, а сбегающим — нижний участок 9, который свободно провисает под действием своей силы тяжести, при этом цевки верхних звеньев вышяи из зацепления с зубьями, вследствие чего число звеньев, охватывающих ведущее колесо, и величина угла его охвата цепью уменьшены.
Стрелками ЗХ обозначено направление заднего движения средства, а B3X — направление вращения ведущего колеса при заднем ходе.
Для предотвращения скольжения цевок по зубьям необходимо, чтобы равнодействующая 0„сил натяжения Тп и Tn+1 каждой пары смежных звеньев шарнира цепи, действующих на цевки, была направлена по нормали к зубу под углом 0 к вектору силы
Tn+1 (большей величины), т.е. под углом шаговой осью звена и нормалью к профилю зуба.
Уравнение для определения величины угла 0 между осью, соединяющей центр, и цевок смежных звеньев и нормалью к профилю зуба колеса находит из схемы и диаграммы сил, действующих в зацеплении цепи с ведущим колесом на каждую цевку, приведенных на фиг.1. Из треугольников диаграммы сил cod, doc, соЬп boa находим
Тс Т1
sin а sinQag (1) откуда
Т1 sing
5 1 = sinSaS+да 12) где a — центральный угол зубьев ведущего колеса.
Подставив последовательно в уравнение(2) выражения Т1 Тг, Тз и Т1-1 и выполнив
1О преобразования, получим
tg 0= TH (3) Из уравнения (3) следует, что при увеличении угла 0 сила N нормального давления цевки на зуб умекьшается, а это значит, что износ взаимопримыкающих поверхностей цевок и зубьев снижается. С целью обеспечения лучшей функциональной надежности и повышения износостойкости и ресурса цевок звеньев цепи и зубьев ведущего колеса предлагается зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортных средств с поверхностным контактом его цевок и зубьев, причем зубья колеса и профили их сторон имеют несимметричную форму, а величина угла между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью и профилем зуба переднего рабочего хода средства с задним расположением ведущих колес определяется следующим образом 1е1 .р т..Орх = arctg (4) 111, С.ÑÐ / -Г сов а нр где Tcñð — величина силы натяжения верхнего обегающего участка обвода гусеничной цепи при средней величине стрелы его провисания; THp — сила натяжения нижнего набегающего участка обвода цепи при переднем ходе средства с основным рабочим тяговым усилием. Для заднего хода средства ведущими 55 колесами вперед. п11с кк 8„= arcrg 1 ("икк Сава .i 1аКС (5) где m — число звеньев (зубьев), расположенных в пределах угла охвата цепью ведущего колеса. Из указанных треугольников также име20 ем 1736814 50 55 где Тсмин — сила натяжения нижнего сбегающего участка обвода цепи; Тумаке — сила натяжения верхней набегающей ветви обвода цепи. При атом величина радиуса дуги профиля сторон зубьев и цевок, описанной из центра, расположенного на нормали к зубу, проведенной из центра шарнира, для обеих сторон зубьев R = -гч,(6) Ro sill (Opx + — ) 2 где Йо — радиус окружности расположения центров шарниров гусеничной цепи; Opx — угол между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью к профилю зуба при переднем ходе средства с задним расположением ведущего колеса; гц — радиус дуги, проведенной из центра шарнира касательно к профилю зуба. Угол Орх между осью, соединяющей центры цевок смежных звеньев, и нормалью к профилю зуба при переднем ходе (ведущие колеса сзади) больше угла Osx при заднем ходе (ведущие колеса спереди) средства, Стороны зубьев ведущего колеса и примыкающих к ним сторон цевок могут быть описаны прямолинейным профилем. Ведущие колеса и гусеничные цепи устанавливаются на средство так, чтобы при переднем ходе стороны зубьев с большим углом наклона захватывали за внешнюю сторону цевок звеньев. Такое зацепление называется толкающим. Тогда при заднем ходе к зубьям примыкают внутренние стороны цевок. Это зацепление называется тянущим. В устройстве зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом при переднем ходе средств с основным рабочим тяговым усилием обеспечивает равновесное расположе5 ние цевок звеньев на зубьях колеса, отсутствие или снижение интенсивности скольжения их, а при заднем ходе, кроме того, обеспечивает невозможность срыва цевок звеньев с ведущего колеса при макси10 мальной величине натяжения набегающего участка цепи. Повышенная износостойкость зацепления пар цевка — зуб с несимметричным профилем их сторон достигается наличием 15 равновесного расположения цевок звеньев на зубьях и снижением их взаимного скольжения, снижением величины усилия нормального давления между ними и увеличенной длиной образующей цевки, 20 примыкающей к профилю зуба. Следовательно, ресурс ведущего колеса при работе трактора на малоабразивных почвах будет равен ресурсу трактора. Формула изобретения 25 1. Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом транспортного средства, включающее в себя звенья цепи с цевками фигурной формы и поверхность ведущего зубчатого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 30 что, с целью повышения надежности, боковая поверхность зубьев колеса выполнена несимметричной, а величина угла между осью, соединяющей центры цевок сцепных звеньев и нормалью к боковой поверхности 35 зуба, проведенной из центра шарнира цепи одной боковой поверхности, больше соответствующего угла другой боковой поверхности зуба. 2, Зацепление по п.1, о т л и ч а ю щ е40 с я тем, что центры дуг боковых сторон зуба расположены на нормали, проведенной из центра шарнира. 1736814 1736814 40 Составитель Е. Гучкова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М, Пожо Редактор Е. Копча Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагаоина, 101 Заказ 1861 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5