Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач транспортных средств. Цель - уменьшение габаритов и повышение надежности коробки, достигается за счет смежного расположения фрикционных муфт, позволяющего уменьшить количество коммуникаций управления муфтами и использовать спаренные муфты при пиковых нагрузках. Зубчатые колеса 3,7; 4,8; 5,9 и 6,10 образуют ступени передач коробки и свободно установлены на ведущем валу 1 и ведомом валу 2. Колеса 7,8 и 9,10 скреплены в два блока. Для соединения колес 3,4.5,6 с валом 1 служат синхронизаторы 16,17, а для соединения блоков колес 7,8 и 9,10 с валом 2 - фрикционные муфты с рабочими элементами 11,12 на валу 2 и элементами 13,14 на блоках колес 7,8 и 9,10. Элементы 13,14 муфт могут быть соединены между собой зубчатой муфтой 15. При пиковой нагрузке (в момент трогания транспортного средства с места) работает первая передача и момент передается по цепочке: вал 1 - колесо 3 - блок колес 7,8 - фрикционные муфты - вал 2. При этом, благодаря наличию муфты 15, работают все элементы 11,12,13,14 фрикционных муфт, что снижает их износ, повышает надежность коробки. По мере движения муфта 15 отключается и переключение передач производится обычным порядком с использованием синхронизаторов 16,17 и последовательно работающих фрикционных муфт, 1 ил.

(19) (Il) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 3/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4241889/28 (22) 11.05.87 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) И.Г.Александров, Э.В,Сухов и ЮЛ.Радаев (53) 621.833(088,8) (56) Патент США М 4513631; кл. F 16.Н 3/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач транспортных средств. Цель — уменьшение габаритов и повышение надежности коробки, достигается за счет смежного расположения фрикционных муфт, позволяющего уменьшить количество коммуникаций управления муфтами и использовать спаренные муфты при пиковых нагрузках. Зубчатые колеса 3,7;

4,8; 5,9 и 6,10 образуют ступени передач коробки и свободно установлены на ведуИзобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств, Целью изобретения является повышение надежности коробки передач.. Положительный эффект достигается за счет смежного расположения фрикционных муфт коробки; позволяющего уменьшить количество коммуникаций управления муфтами и использовать спаренные муфты при пиковых нагрузках.

На чертеже изображена схема коробки передач. щем валу 1 и ведомом валу 2. Колеса 7,8 и

9,10 скреплены в два блока. Для соединения колес 3,4.5,6 с валом 1 служат синхронизаторы 16,17, а для соединения блоков колес

7,8 и 9,10 с валом 2 — фрикционные муфты с рабочими элементами 11,12 на валу 2 и элементами 13,14 на блоках колес 7,8 и 9,10.

Элементы 13,14 муфт могут быть соединены между. собой зубчатой муфтой 15. При пиковой нагрузке (a момент трогания транспортного средства с места) работает первая передача и момент передается по цепочке: вал 1 — колесо 3 — блок колес 7,8 — фрикционные муфты — вал 2; При этом. благодаря наличию муфты 15, работают все элементы

11,12,13,14 фрикционных муфт, что снижает их износ, повышает надежность коробки, По мере движения муфта 15 отключается и переключение передач производится обычным порядком с использованием синхронизаторов 16;17 и последовательно работающих фрикционных муфт. 1 ил.

Коробка передач содержит два вала 1 и

2, установленные на валах 1 и 2 с воэможностью вращения зацепляющиеся зубчатые колеса 3 — 10 и устройства для соединения этих колес с валами 1,2. Колеса 7,8 и 9,10 вала 2 жестко соединены в два смежных блока: блок колес 7,8 и блок колес 9,10, Устройства для соединения блоков колес 7,8 и 9,10 с валом 2 выполнены в виде двух фрикционных муфт с закрепленными на валу 2 и на соответствующих блоках рабочими элементами соответственно 11,12 и

13,14.

1744339

10 осуществляется одновременное включение

20

35 щения зацепляющиеся зубчатые колеса и

40. устройства для соединения колес с валами, 45

Фрикционные муфты размещены между блоками колес 7,8 и 9,10. а коробка снабжена зубчатой муфтой 15 для соединения закрепленных на блоках рабочих элементов

13,14 фрикционных муфт. Устройства для соединения колес 3 — 6 с валом 1 представляютсобой синхронизаторы 16 и 17 двухстороннего действия, Пары зубчатых колее 3,7;

4,8; 5,9; 6,10 образуют соответственно пер- " вую,.третью, четвертую и вторую ступени передач.

Коробка передач работает следующим образам.

В исходном положении все муфты (в том числе и зубчатая), э также синхрониэаторы — разомкнуты. При вращении вала 1, являющегося ведущим, передача вращения валу 2 (ведомому) осуществляется ступенями передач в следующей последовательности.

В момент наибольшей нагрузки на вал

2, например при трогании с места транспортного средства, синхронизатор 16 смещается влево (см, чертеж) и соединяет с валом 1 колесо 3. Одновременно зубчатой муфтой

15 соединяют рабочие элементы 13,14 фри к- 2 ционных муфт. Далее одновременным включением фрикционных муфт приводится во вращение ведомый вал 2. После падения нагрузки на вал 2 (начала движения транспортного средства) муфта 15 отключается и размыкаются рабочие элементы 12, 14 правой (на чертеже) фрикционной муфты. Работает первая ступень передач. Момент передается по цепочке: вал 1 — колесо 3— блок колес 7,8 — элемент 13 — элемент 11— вал 2.

Использование при пиковой нагрузке двух фрикционных муфт благодаря зубчатой муфте 15 уменьшает износ элементов 11—

14, повышает надежность коробки.

Переключение с первой передачи на вторую.

Синхронизатор 17 при движущемся агрегате перемещается вправо и замыкает на вал 1 колесо 6, входящее в зацепление с блоком колес 9,10. При этом колесо 6 и блок колес 9, 10 вращаются вхолостую. Затем происходит переключение с левой фрикционной муфты на правую без разрыва потока мощности. После полного включения правой муфты и выключения левой муфты синхронизатор 16 выводится в нейтральное положение. Момент передается по цепочке: вал 1 — колесо 6- блок колес 9,10 — элемент

14 — элемент 12.— вал 2.

Переключение с второй передачи на третью.

Синхронизатор 16 перемещается вправо до полного включения колеса 4, входящего в зацепление с блоком колес 7, 8. Затем левой фрикционной муфты и выключение правой, После завершения процесса переключения фрикционных муфт синхрониээтор 17 выводится в нейтральное положение.

Момент передается по цепочке; вал 1 — колесо 4 — блок колес 7,8 — элемент 13 --элемент 11 — вал 2.

Переключение с третьей передачи на четвертую, Синхронизатор 17 передвигается-влево до полного включения .колеса 5, входящего в зацепление с блоком колес 9,10. Затем происходит переброска потока мощности с левой фрикционной муфты на правую. После полного включения правой муФты синхронизатор 16 вывод..тся в нейтральное положение. Момент передается по цепочке: вал 1 — колесо 5 — блок колес 9,10 — элемент

14 — элемент 1Г вал 2.

Переключение с повышенной передачи на пониженную происходит подобным образом, меняется только направл ние включения . синхронизаторов и последовательность переключения фрикционных муфт.

Формул изобретения

Коробка передач, содержащая два вала, установленные нг них с возможностью враколеса одного вала жестко соединены в два смежных блока, а устройств s для соединения блоков с валом выполнены в виде двух фрикционных муфт с закрепленными на валу и на соответствующих блоках рабочими элементами, отличающаяся тем, что. с целью по зышения надежности, фрикционные муфты размещены между блоками, а коробка снабжена зубчатой муфтой для соединения закрепленных на блоках рабочих элементов. 1744339

Составитель В. Сергеев

Редактор Н. Цалихина Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Заказ 2180 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач с шестернями, разъединенными со своими валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к передачам с изменением скорости и может быть использовано в приводах с изме-; нением скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к коробкам переключения передач, может использоваться в любых технических узлах, где требуется вариация скорости вращения и момента вращения какого либо вала, и в частности, в автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства, включающей в себя парковочную шестерню

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращательного движения между валами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автотракторной техники
Наверх