Механизм отбора мощности транспортного средства
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к механизмам отбора мощности для привода агрегатируемых машин. Сущность изобретения: механизм отбора мощности включает в себя связанное с трансмиссией коронное колесо 2, несущее о себе посадочное гнездо под выходной вал 6, на котором расположен планетарный блок трансформации момента . Данный планетарный блок может быть снят с валом 6 и заменен другим блоком, имеющим другие параметры. 5 ил., 2 табл.
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК (н)5 В 60 К 17/28
К ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4844203/11 (22) 28,06.90 (46) 07.08.92. Бюл. N 29 (76) Г. Р, Родштейн (56) Авторское свидетельство СССР й. 933488, кл, В 60 К 17/28, 1980. (54) МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к механизмам отбо. ЖÄÄ 1753940 А3 ра мощности для привода агрегатируемых машин. Сущность изобретения: механизм отбора мощности включает в себя связанное с трансмиссией коронное колесо 2, несущее в себе посадочное гнездо под выходной вал 6, на котором расположен планетарный блок трансформации момента. Данный планетарный блок может быть снят с валом 6 и заменен другим блоком, имеющим другие параметры..5 ил., 2 табл.
1 753940
20
35
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к валам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей за счет обеспечения смены блока.
На фиг,1 представлена кинематическая схема механизма. отбора мощности транспортного средства; на фиг,2. — схема расположения шестерен механизма; на фиг.3— схема гидравлической системы механизма, на фиг,4 — кинематическая схема механизма со сменным блоком, на фиг,5 — схема гидравлической системы механизма с вторым сменным блоком, На ведущем пустотелом валу 1 расположено коронное колесо 2 планетарного ряда
3. В зацеплении с коронным колесом находятся сат ллиты большого диаметра в сборе с водилом 4, а солнечное колесо 5 обхватывает ведомый вал 6 и находится в зацеплении с сателлитами меньшего диаметра, которые закреплены на осях с первыми, Между солнечным колесом и ведомым валом установлен блокирующий фрикцион 7, а для остановки солнечного колеса и ведомого вала применены ленточные тормозы соответственно 8 и 9. Подвижные части, кроме коронного колеса, смонтированы на ведомом валу, который одним концом опирается на опору 10, крепящейся к корпусу
11, а вторым концом введен в подшипник скольжения приводного вала 12, на шлицах которого одет пустотелый вал с коронным колесом, и составляют сменный блок.
Механизм снабжен гидравлической системой управления (фиг,2), в которую входят поддон 13 коробки передач трансмиссии трактора, всасывающая линия 14, насос 15 коробки передач, напорные линии 16 и 17, редукционный клапан 18, разделяющий эти линии, распределители 19 и 20, установленные последовательно за редукционным клапаном 18, гицроцилиндры механизмов включения фрикционных элементов 7-9 управления (гидроцилиндры обозначены теми же цифрами, что и фрикционные элементы) их гидролинии 21-23 и напорносливная линия 24, Механизм работает следующим образом.
Вращение от приводного вала 12 передается пустотелому валу 1 и коронному колесу 2. При включении блокирующего фрикциона 7 вращение передается далее ведомому валу 6 с передаточным числом, равным единице, так как все звенья механизма вращаются как одно целое. При включении фрикциона 7 или тормоза 8 включается остановочный тормоз 9, а при выключении тормоза 8 или фрикциона 7 остановочный тормоз выключается. При выключенном тормозе 8 вращение ведомому валу передается по следующей кинематической. цепи: 12,1,2,3.5.8,4 и 6.
Перемещением распределителя 20 осуществляется настройка механизма с одной передачи на другую, а перемещением распределителя 19 осуществляется выключение остановочного тормоза и включение или тормьза солнечного колеса или блокирующего фрикциойа, Порядок переключения фрикционных элементов и распределителей приведены в таблице 1, В напорную линию гидросистемы применен редукционный клапан и на место его возможно устанавливать редукционные клапаны различных технических характеристик для обеспечения возможности менять подводимое давление к гидроцилиндрам фрикционных элементов управления и создавать на ведомом валу 6 число крутящих моментов независимо от числа подводимых крутящих моментов к приводному валу 12 от приводного двигателя через коробку передач или шестерен независимого вала отбора мощности и, таким образом, решить задачу предохранения карданного вала машин с активными рабочими органами к трактору от.возможных поломок, Величины выходных крутящих моментов фрикционных элементов управления могут соответствовать величинам крутящих моментов предохранительных устройств. этих машин и от этих предохранительных устройств возможно отказаться, 40 Для увеличения диапазона максималь- . ных значений момента на вал отбора мощности на место сменного блока с . двухрядными сателлитами может быть установлен сменный блок с однорядными сател45 литами (фиг.4). Он состоит из водила с однорядными сателлитами 25, солнечного колеса 26, находящегося в зацеплении с ними, фрикционного тормоза 27 для усиления действия тормоза 8 (или без него), ведомого
50 вала 28 и опоры 11(29), Подвижные части механизма, кроме коронного колеса, смонтированы на ведомом валу„который монтируется в мост трактора аналогичным образом, что и сменный блок с двухрядными сателлитами, В гидравлической системе линии 21 и 22 соединены между собой линией
30 (фиг.5).
Планетарный механизм со сменным блоком с однорядными сателлитами работает следующим образом, 1753940
Табл ица1
Таблица2
Вращение от приводного вала 12 передается пустотелому валу 1 и коронному колесу
2. При одновременном включении тормоза 8 и фрикционного тормоза 27 вращение ведомому валу 28 передается по следующей кине- 5 матической цепи: 12.1.2,26.25,(8 и 27) и 28..
Остановка ведомого вала осуществляется тормозом 9 при выключен н ых тормозах (ленточного и фрикционного) солнечного колеса-.Порядок переключения фрикционных 10 элементов и распределителей приведены в таблице 2.
Механизм со сменным блоком с однорядными сателлитами может быть преобразован со сменным блоком с двухряднйми 15 сателлитами, если фрикционный тормоз и опору 29 заменить блокирующим фрикционом 7 и опорой 11. При этом ведомый вал 28 должен иметь соответствующие шлицы, а гидросистема преобразована так, как на 20 фиг.2.
Сменными являются также и фрикционы, что имеет значение при выходе из строя тормоза солнечного колеса в процессе экс25 плуатации. Вместо него в механизме может быть применен фрикционный тормоз солнечного колеса на место блокирующего фрикциона, а в других случаях рационально также использовать фрикционы в различных перестановках сменных блоков.
Формула изобретения
Механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий планетарный ряд, выполненный из входного вала, на котором расположено коронное колесо, блока с выходным валом, на котором расположеНы водило с сателлитами в сборе с остановочным тормозом" и солнечное колесо с тормозом, подшипник качения между этими валами и опоры выходного вала с блоком, связанные с корпусом, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет обеспечения быстрой смены блока, ойора между валами выполнена скользящей для обеспечения центровки этих валов при смене блока, а между солнечным колесом и выходным валом установлен блокирующий фрикцион, 1753940
1753940
Составитель Г.Голевэ
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M.Ïåòðoâà
Редактор И.Шулла
Заказ 2777 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, >К-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101