Муфта

 

Использование: в области машиностроения , в транспортных средствах. Сущность изобретения: муфта содержит концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты и расположенные между полумуфтами элементы сцепления. Ведущая полумуфта выполнена в виде звездочки , элементы сцепления - в виде роликов и подпружинены к ведомой полумуфте общим упругим элементом. 6 з.п.ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Р 16 D 43/18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4792905/27 (22) 27.12.89 (46) 23.03.93. Бюл. М 11 (71) Опытное конструкторское бюро моторостроения (72) В,В.Бартенев (56) Поляков В,С, и др. Справочник по муфтам, — Л.: Машиностроение, 1979, с.287, фиг.

Vill,6. (54) МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах.

Цель изобретения — повышение надежHocTlh муфты за счет гаран1ированного включения при заданной скорости ведущей полумуфты.

Поставленная цель достигается тем, что в муфте, содержащей концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты, элементы сцепления, расположенные между полумуфтами и подпружиненные к внутренней полумуфте, ведущая полумуфта выполнена в виде звездочки, элементы сцепления — в виде роликов и подпружине ны к ведомой полумуфте общим упругим элементом.

Кроме того, для снижения требований к точности изготовления и обеспечения введения всех роликов в зацепление и их самоустановки обойма может быть выполнена из двух частей, сопряженных через упругие элементы.

Муфта может быть снабжена сепаратором для роликов, в средней части каждой площадки звездочки выполнено углубление под ролик. Причем участок в средней части

„„5Ц„„1803631 А1 (57) Использование: в области машиностроения, в транспортных средствах, Сущность изобретения, муфта содержит концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты и расположенные между полумуфтами элементы сцепления, Ведущая полумуфта выполнена в виде звездочки, элементы сцепления — в виде роликов и подпружинены к ведомой полумуфте общим упругим элементом. 6 з.п.ф-лы, 8 ил. каждой площадки звездочки может быть намагничен.

Кроме того, зазор между звездочкой и обоймой для повышения надежности может быть заполнен электрореологической жидкостью и загерметизирован манжетами со встроенными в них электродами управления.

Муфта может быть также снабжена механизмом подтормаживания и перемещения роликов в рабочее положение, выполненным в виде шайб, размещенных по обе стороны муфты, поверхности шайб, обращенные к торцам роликов выполнены из упругодеформируемого материала с выступами, контактирующими с цилиндрической частью роликов выше их центров.

Муфта может быть снабжена электромагнитами, размещенными на внутренней поверхности обоймы, а цилиндрическая поверхность шайб намагничена.

На фиг. 1 изображена муфта, поперечное сечение; на фиг. 2 — то же. продольное сечение; на фиг. 3 и 4 — муфта, продольное сечение, варианты выполнения с шайбами, контактирующими с роликами; на фиг. 5 и 6 — схемы расположения сил, -воздействующих на ролики; на фиг. 7 — муфта с исполь1803631

4 зованием электрореологической жидкости, поперечное сечение; на фиг, 8 — то же, продольное сечение, вариант выполнения.

Муфта содержит ведущую звездочку 1 с рабочей контактной поверхностью в виде площадок 2, снабженных в их средней части углублениями 3 для фиксации роликов 4 в режиме холостого хода, передающих крутящий момент от звездочки 1 к обойме 5, На внутренней контактной поверхности обоймы выполнена кольцевая проточка 6. В проточке 6 размещена концентричная пружина или упругодеформи руемое ко ьцо 7, способствующее удержанию ролика 4 в углублении 3. В зазоре между звездочкой 1 и 15 обоймой 5 по обе стороны ролика 4 размещены элементы 8 механизма перемещения роликов в состояние заклинивания, выполненного, например, в виде сепаратора. Механизм подтормаживания включает в себя. 20 шайбу 9, связанную с сепаратором 8, На наружной поверхности обоймы выполнены (более двух) симметричные выступы 10 для зацепления с ответными выступами ведомой детали (условно не показана) через вставки (условно не показаны), выполненные из упруго деформированного материала, например, резины (фиг.1,2).

В другом варианте "выполнения муфты (фиг, 3 и 4) в шайбе 9 встроены вставки 11 из 30 . профилированного упругодеформированного материала, например, резины или полиуретана, контактирующие с цилиндрической частью роликов 4 по радиусу, большему радиусу размещения центров роликов 4, Ис- 35 точниками создания усилий. подтормаживания шайб 9 могут быть электромагниты 12 (фиг.3) или электрорелогичеб<ая жйдкость 13 (фиг,4).

В данном варианте достигается павы- 40 шенная надежность муфты за счет заполнения зазора между звездочкой 1 и обоймой 5 электрореологической жидкостью 13, герметизации заполненного объема манжетами со встроенными в них электродами 45 управления и наличием намагниченных участков в средней части каждой площадки звездочки 1. При этом в качестве звездочки может быть выставлен вал транспортного средства, а в качестве обоймы — ступица 50 колеса с профилем, соответствующим профилю звездочки, о

Муфта работает следующим образом.

При вращении звездочки 1 (фиг,1,2) по часовой или против часовой стрелки центробежная сила роликов 4 компенсируется радиальным усилием концентричной пружины

7. Ролики 4, взаимодействуя с элементами 8 увлекают во вращение шайбы 9 до тех пор, пока к цилиндрической или боковой поверхности шайб 9 не будет приложено усилие торможения. Это усилие, приложенное к шайбе, передает тормозящее воздействие через элементы 8 роликам 4, обеспечивает переход роликов 4 из широкой части клина и углубления 3 с преодолением усилия пружины 7 в узкую часть клина, где и происходит заклинивание роликов 4 между. . площадками 2 звездочки 1 и внутренней цилиндрической поверхностью обоймы 5. При этом пружина 7 будет утоплена в канавку 6.

Вследствие этого обойма 5 — ведомый элемент, будет вращаться с угловой скоростью ведущего звена — звездочки 1. Причем передача крутящего момента ведомому звену, например, ступице колеса транспортного средства будет осуществлена при помощи выступов, мятко передающих его выступам на внутренней поверхности ступицы через посредство упругодеформируемых вставок, например из резины или полиуретана.

Как только градиент нарастания оборотов упадет, станет равным нулю или отрицательным, то есть обороты обоймы будут больше оборотов звездочки 1 при снятом усилии подтормаживания произойдет расклинивание, В результате этого ролики 4 переместятся в. углубление 3, то есть в широкую часть клина, и останутся там, поскольку тормозящее усилие на шайбы 9 снято, Это позволит ступице колеса работать в режиме обгона, то есть транспортное средство будет перемещаться накатом. Для продолжения вращения колес в указанном направлении необходимо сообщить звездочке 1 муфты скорость вращения, равную или несколько большую угловой скорости вращения колеса и включить тормозящее воздействие на шайбы 9, Работа муфты в обратном направлении аналогична описанной выше, В другом варианте выполнения (фиг, 3,4)муфты в исходном положении профиль вставок 11 удерживает ролики 4 в широкой части клина таким образом, что для того, чтобы вывести ролик в состояние заклинивания ему (ролику) необходимо преодолеть сопротивление деформируемого материала профиля вставок 11, составляющая Q от разложения которого стремится (фиг, 5,6) возвратить ролик к центру, то есть на меньший радиус, а намагниченные участки звездочки

1 способствуют удержанию роликов 4 в широкой части клина.

При подаче напряжения на электромагниты 12 (фиг. 4) или электрореологическую жидкость 13 (фиг,3) на шайбе 9 создается тормозящее усилие, которое при получении звездочкой 1 вращения от двигателя (и ривода) с помощью воздействия профиля вста1803631 вок 11 на ролики 4 обеспечивается их удержание и вывод из широкой части клина в узкую. При этом происходит заклинивэние роликов, то есть включение муфты в работу, — происходит режим разгона обоймы и; сле- 5 довательно, ведомого звена транспортного средства, При снятии напряжения пропадает усилие торможения и под действием составляющей силы Q каждый ролик 4 выводится в широкую часть клина, где до- 10 полнительно удерживается намагниченным участков звездочки 1. Таким образом осуществляется режим обгона. Напряжение включают только в тех случаях, когда необходимо увеличить скорость ведомого звена 15 или обоймы 5 относительно звездочки 1. Во всех остальных случаях цепь обесточена.

Движение в обратном направлении аналогично рассмотренному,:

Муфта в другом варианте (фиг.7) работа- 20 ет следующим образом.

При подаче напряжения на электроды. управления электрореологическая жидкость "схватывает" обойму 5 и ролики 4 со звездочкой 1 и передает таким образом вра- 25 щение в ту или иную сторону от звездочки 1 до тех пор, пока напряжение не снято. Отличительной особенностью этой муфты яв- ляется повышенная надежность передачи крутящего момента за счет дополнительно- 30

ro расклинивания звездочки 1 с обоймой 5 роликами 4 в случае пробуксировки. При обесточивании цепи электрореологическая жидкость меняет свою консистенцию в сторону жидкости и дает возможность роликам 35

4 занять широкую часть клина муфты, где они удерживаются магнитами (магнитными участками звездочки 1), предоставляя обойме вместе с ведомой деталью (условно не " показана) вращаться в режиме обгона., 40

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты, элементы сцепления, расположенные между полумуфтами и подпружинненые к 45 внутренней полумуфте, о т л и ч а ю щ а я.с я тем, что, с целью повышения надежности зэ счет гарантированного включения при заданной скорости ведущей полумуфты, ведущая полумуфта выполнена в виде звездочки, элементы сцепления — в виде роликов и подпружинены к ведомой полумуфте общим упругим элементом.

2. Муфта по и 1. отличающаяся тем, что, с целью снижения требований к точности изготовления и обеспечения введения всех роликов в зацепление и их самоустановки, обойма выполнена из двух частей; сопряженных через упругие элементы.

3, Муфта по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена сепаратором для роликов, а в средней части каждой площадки звездочки выполнено углуоление под ролик, 4.Муфта по п.1, отличающаяся тем, что участок в средней части каждой площадки звездочки намагничен.

5. Муфта по п.4, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, зазор между звездочкой и обоймой запол1 нен электрореологической жидкостью и загерметизирован манжетами со встроенными в них электродами управления.

6, Муфта по п.1, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, она снабжена механизмом подтормаживания и перемещения роликов в рабочее положение. выполненным в виде шайб, размещенных по обе стороны муфты, поверхности шайб, обращенные к торцам роликов, выполнены из упругодеформируе- . мого материала. с выступами, контактирующими с цилиндрической частью роликов выше их центров.

7. Муфта по и 5; отличающаяся тем, что она снабжена электромагнитами, размещенными на внутренней поверхности обоймы, а цилиндрическая поверхность шайб намагничена.

1803631

1803631

1803631

Составитель Г.Абрамов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Е.Папп

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1043 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Муфта Муфта Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи момента вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины при ограниченном диапазоне частоты вращения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упругой передачи крутящего момента между соединяемыми валами

Изобретение относится к машиностроению

Лебедка // 1521950
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в различных машинах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного соединения и предохранения от перегрузки

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх