Температурно-усадочный шов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении строительных конструкций из монолитного железобетона, а именно при устройстве полотна проезжей части мостов и тоннелей, подпорных стен и других протяженных конструкций без деформационных швов. Температурно-усадочный шов выполнен в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения железобетонного элемента, и содержит продольную и поперечную арматуру, причем продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена в виде непрерывных стержней, а перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно к продольной арматуре листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами. Новым в предлагаемом изобретении является то, что температурно-усадочный шов содержит дополнительно арматурные анкеры, которые прикреплены попарно ко всем непрерывным стержням продольной арматуры по одному с обеих сторон перегородки на расстоянии la от нее, которое определяют из условий сопоставимости общих величин упругой деформации непрерывных стержней продольной арматуры на этом участке и упругой деформации всего железобетонного элемента длиной L, а площадь поперечного сечения Fарм всех непрерывных стержней продольной арматуры определяют из условия сопоставимости прочности на растяжение отдельно указанной продольной арматуры и всего железобетонного элемента площадью поперечного сечения fб. Суммарную площадь Fарм непрерывных стержней продольной арматуры и длину участка la определяют из соответствующих зависимостей. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности и долговечности возводимых протяженных строительных конструкций из монолитного железобетона без устройства деформационных швов. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении строительных конструкций из монолитного железобетона.

Известен температурно-усадочный шов, выполненный в виде закладного элемента, состоящего из перегородки на всю толщину и ширину поперечного сечения элемента. (В.П.Каменцев, Л.Б.Мойжес. Современные методы бетонных работ при строительстве мостов. Транспорт, М., 1972, с.126).

Этот температурно-усадочный шов имеет два недостатка. Во-первых, он предназначен для бетонных элементов. В железобетонных элементах наличие арматуры делает практически невозможным его установку. Во-вторых, температурно-усадочная трещина может частично образоваться с одной стороны закладного элемента, а частично - с другой, что существенно затрудняет ее последующее инъектирование.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является температурно-усадочный шов железобетонного элемента, содержащего продольную (т.е. в направлении ожидаемых температурно-усадочных деформаций) и поперечную арматуру, выполненный в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения элемента, при этом продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена непрерывной, а перегородка выполнена в виде размещенного между продольной арматурой перпендикулярно к ней листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами (патент РФ №2202673, опубл. БИ №11, 2003 г.).

Этот температурно-усадочный шов имеет следующий основной недостаток. Конструкция шва ориентирована на одноразовое формирование "организованной трещины" после остывания от разогрева за счет экзотермии цемента при бетонировании. После этого она инъектируется, и дальнейших колебаний температуры конструкции не происходит. Если происходят дальнейшие знакопеременные изменения температуры конструкции, то в температурно-усадочном шве данной конструкции могут произойти недопустимые локальные нарушения в контакте арматуры и бетона.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности и долговечности возводимых монолитных конструкций, в частности устройства полотна проезжей части мостов и тоннелей, подпорных стен и других протяженных конструкций без деформационных швов.

Для достижения указанного технического результата температурно-усадочный шов железобетонного элемента, содержащий продольную и поперечную арматуру, выполненный в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения элемента, при этом продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена в виде непрерывных стержней, а перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно к продольной арматуре листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами снабжен еще арматурными анкерами, которые попарно прикреплены ко всем непрерывным стержням продольной арматуры, по одному с обеих сторон перегородки на расстоянии la от нее, при этом la определяют из условий сопоставимости общих величин упругой деформации непрерывных стержней продольной арматуры на этом участке и упругой деформации всего железобетонного элемента длиной L, а площадь поперечного сечения Fарм всех непрерывных стержней продольной арматуры определяют из условия сопоставимости прочности на растяжение отдельно продольной арматуры и всего железобетонного элемента площадью поперечного сечения Fб.

Кроме того, площадь Fарм непрерывных стержней продольной арматуры может быть определена на формуле:

,

где Fб - площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, приведенная к бетону, см2;

σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;

σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом максимальной температуры, кг/см2.

Кроме того, длину участка la определяют по формуле:

где α - коэффициент линейного расширения, 1/град;

Т- разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;

Еб - модуль упругости бетона, кг/см2;

L - длина полусекции железобетонного элемента, см;

Еа - модуль упругости стали, кг/см2.

А еще на участках длиной la, между перегородкой и анкером, непрерывные стержни продольной арматуры могут быть отделены от бетона, например, с помощью смазки или трубки, т.е. прослойкой природного материала.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено сечение железобетонного элемента с температурно-усадочным швом;

на фиг.2 приведено начальное состояние в период бетонирования железобетонного элемента;

на фиг.3 приведено состояние, когда железобетонный элемент после экзотермического разогрева остыл до температуры наружного воздуха в период строительства;

на фиг.4 - момент инъектирования цементным молоком трещины в период, отраженный на фиг.3;

на фиг.5 - состояние, когда в холодный период года температура железобетонного элемента достигает минимального значения;

на фиг.6 - состояние, когда в теплый период года температура железобетонного элемента достигает максимального значения;

на фиг.7 приведена принципиальная схема, поясняющая различие работы основной части железобетонного элемента и непрерывной арматуры в зоне температурно-усадочного шва;

на фиг.8 приведена схема деформаций в элементе, ограниченном с двух сторон температурно-усадочным швом;

Температурно-усадочный шов железобетонного элемента содержит перегородку 1, установленную по всей ширине поперечного сечения железобетонного элемента 2, и снабженную анкерами 3, присоединенными к перегородке 1 с одной ее стороны. Перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно продольной арматуре 4 листа, для чего лучше использовать профильный металл. Продольная арматура 4, т.е. арматура в направлении ожидаемых температурно-усадочных деформаций, может быть в зоне температурно-усадочного шва непрерывной. Однако из условий удобства бетонирования или каких-либо других условий может быть прервана. Тогда непрерывность продольной арматуры в зоне температурно-усадочного шва обеспечивается устройством специальных непрерывных стержней 5 продольной арматуры. Для обеспечения непрерывности стержни 5 присоединяются к продольной арматуре 4, например, с помощью сварных швов 6. Для передачи усилия от стержня 5 на бетон элемента 2 устроены арматурные анкера 7. Для обеспечения анкерного эффекта могут быть использованы зоны сварных швов 6, пересечения с поперечной арматурой 8, а еще выполнены специальные дополнительные элементы. Арматурные анкера 7 устраиваются в обе стороны от перегородки 1 на каждом непрерывном стержне 5 продольной арматуры на расстоянии la. Между продольной арматурой и внешними поверхностями на продолжении листа 1 устанавливаются прокладки 9, которые вынимаются после бетонирования или лист 1 продолжается до внешней поверхности с разрезами для продольной арматуры. Возможно вообще не укладывать прокладки, а устраивать надрезы - концентраторы.

Температурно-усадочный шов работает следующим образом.

На фиг.2-6 приведены различные стадии работы продольного сечения железобетонного элемента между центрами смежных секций, разделенных температурно-усадочными швами. Центры смежных секций остаются неподвижными в процессе изменения температуры наружного воздуха, но происходит формирование напряженного состояния и деформации, приводящие к раскрытию или сокращению трещины на контакте между секциями. Расстояние между центрами секций 2L.

В результате экзотермического процесса температура бетона достигает высокой температуры, например, +50°С. В этот момент напряжения в бетоне равны нулю (фиг.2).

Когда конструкции остыли до температуры наружного воздуха во время строительства, например, до +10°С, трещина раскрылась на величину δ2, которая определяется по формуле δ2=α·T·2L (фиг.3).

В этот период (фиг.4) трещина должна быть заинъектирована твердеющим раствором, например цементным молоком.

Когда температура плиты проезжей части достигает минимального значения, полные температурные деформации уменьшаются на δ2 и δупр (упругие деформации плиты за счет растягивающих напряжений в непрерывной арматуре) (фиг.5).

Когда температура плиты проезжей части достигает максимального значения, зазор полностью ликвидируется, а в бетоне возникают сжимающие напряжения (фиг.6).

Рассмотрим более подробно схему работы непрерывной арматуры в зоне трещины. На фиг.7 приведена условная схема работы двух полусекций плиты проезжей части: в зоне трещины вместо жесткой железобетонной плиты проезжей части на растяжение работает тонкая "шейка" из арматуры. Деформативность арматуры при работе на растяжение в 15 раз больше, чем бетона (величина предельной относительной деформации стали на растяжение определяется отношением предела упругости к модулю упругости, а величина предельной относительной деформации бетона на растяжение определяется отношением предела прочности бетона на растяжение к модулю упругости бетона), поэтому после образования трещины все деформации на растяжение концентрируются в зоне работы арматуры.

На фиг.8 показано, что при образовании трещины и передаче усилий целиком на арматуру концентрация напряжений имеет место у торца бетонной части. Поэтому здесь нарушается контакт арматуры и бетона. Для улучшения передачи напряжений от непрерывного стержня 5 к бетону элемента 2 целесообразно устройство утолщений - арматурных анкеров 7, в которых на протяжении их длины имеет место снижение растягивающих напряжений обратно пропорционально площадям поперечных сечений, в связи с чем легче обеспечить передачу напряжений на бетон.

Анкер 7 устраивают на расстоянии la от листа перегородки 1.

Величину la и Fарм можно назначить из следующих выкладок:

Из равенств (1), (3) и (4) получаем:

После соответствующих алгебраических преобразований получаем:

В момент достижения минимальной температуры усилие Рарм в непрерывной арматуре должно быть не больше усилия Рбет, вызывающего образование трещины в бетоне:

В противном случае возникнут трещины в бетоне.

Из равенств (6), (7), (8) следует условие:

где ΔLполн - температурная деформация участка железобетонного элемента длиной L при достижении минимальной его температуры, см;

Δlарм - упругая деформация участка стального непрерывного стержня 5 на длине la при достижении минимальной температуры железобетонного элемента, см;

α - коэффициент линейного расширения, 1/град;

Т - разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;

L - длина полусекции железобетонного элемента, см;

Δlрб - деформация железобетонного элемента, при которой возникают трещины, см;

εрб - относительная деформация ж.б. элемента, при которой возникают трещины, б/р;

σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;

Еа, Еб - модули упругости соответственно стали и бетона, кг/см2;

εа - относительная деформация в непрерывном стержне в момент достижения железобетонным элементом минимальной температуры, б/р;

Fб - приведенная к бетону площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, см2;

где Fбет - площадь бетона, см2;

Fa - площадь стальной арматуры, см2;

σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом минимальной температуры, кг/см2.

Область эффективного применения предлагаемого технического решения, в частности, - изготовление плиты проезжей части конструкций тоннельного типа, когда плита имеет жесткое боковое закрепление. При такой конструкции может быть устроено непрерывное полотно проезжей части без деформационных швов, что обеспечивает комфортность движения и повышенную надежность и долговечность.

1. Температурно-усадочный шов железобетонного элемента, содержащего продольную и поперечную арматуру, выполненный в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения элемента, при этом продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена в виде стержней, а перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно к продольной арматуре листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами, отличающийся тем, что он снабжен арматурными анкерами, которые попарно прикреплены ко всем стержням продольной арматуры, по одному с обеих сторон перегородки на расстоянии "lа" от нее для образования непрерывности продольной арматуры, при этом длину участка "lа" определяют из условий сопоставимости общих величин упругой деформации непрерывных стержней продольной арматуры на этом участке и упругой деформации всего железобетонного элемента длиной "L", а площадь поперечного сечения "Fарм" всех непрерывных стержней продольной арматуры определяют из условия сопоставимости прочности на растяжение отдельно указанной арматуры и всего железобетонного элемента площадью поперечного сечения Fб по следующим формулам:

где Fб - площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, приведенная к бетону, см2;

σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;

σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом минимальной температуры, кг/см2;

где α - коэффициент линейного расширения, 1/град;

Т - разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;

L - длина полусекции железобетонного элемента, см;

Еа, Еб - модули упругости соответственно стали и бетона, кг/см2.

2. Температурно-усадочный шов по п.1, отличающийся тем, что на участках длиной "lа" между перегородкой и анкером непрерывные стержни продольной арматуры отделены от бетона, например, с помощью смазки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства мостов и путепроводов, в частности к пролетным строениям. .

Изобретение относится к компенсационному шовному устройству, размещенному между примыкающими бетонными плитами в системе бетонных плит. .

Изобретение относится к области строительства и ремонта автодорожных мостов и может найти применение при изготовлении их деформационных швов. .

Изобретение относится к строительству и ремонту дорожного покрытия, а именно к способу создания температурного шва мостового перехода дорожного полотна и формируемым температурным швам мостового перехода дорожного полотна.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях деформационных швов между ходовыми балками монорельсовой системы. .

Изобретение относится к строительству монорельсовых транспортных систем и может быть использовано в конструкциях деформационных швов пролетных строений при сооружении несущей конструкции системы.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении строительных конструкций из монолитного железобетона. .

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к конструкции деформационных швов, используемых преимущественно в мостостроении, в пролетных строениях мостов, имеющих значительные эксплуатационные линейные перемещения составляющих их элементов.

Изобретение относится к мостостроению, а именно к деформационным швам автодорожных мостов, их конструкции и способу монтажа. .

Изобретение относится к перекрывающему устройству для компенсационного стыка, расположенного между опорой и пролетным строением

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к конструкции деформационных швов (ДШ) гребенчатого и модульно-гребенчатого типов, используемых в мостостроении, и применяется для безопасного проезда велосипедного транспорта по ДШ, и (или) обеспечения защиты от проникновения под ДШ снега, льда, мусора, гравия и щебня, для существенного повышения функциональности ДШ по восприятию поперечных смещений и поворотов в плане пролетных строений, и для предотвращения смерзания и повреждения гребенчатых пальцев

Изобретение относится к деформационным швам автодорожных мостов

Изобретение относится к устройству для перекрытия деформационного шва между двумя частями сооружения. Устройство содержит, по меньшей мере, два шовных профиля для крепления эластичной ленты, уплотняющей деформационный шов, по меньшей мере, частично, которые могут крепиться анкерной конструкцией на соответствующей части сооружения. Шовные профили выполнены волнообразными в продольном направлении FLR шва, в уложенном состоянии подогнаны друг к другу и, по меньшей мере, частично нависают над деформационным швом. Также изобретение относится к профильной конструкции для такого устройства и к способу получения шовных профилей. 5 н. и 20 з.п. ф-лы,13 ил.

Изобретение относится к деформационным швам мостов и автомобильных дорог. Деформационный шов содержит металлические уголковые окаймления, жестко закрепленные на пролетных строениях. В металлических уголковых окаймлениях с возможностью перемещения поперек моста через антифрикционные клиновидные шпоночные прокладки установлен плоский скользящий клиновидный металлический лист. Металлический лист перекрывает зазор между плитами смежных пролетных строений, концы которых скошены соответственно обращенным к ним сторонам клиновидного металлического листа. Металлический лист выступает за пределы зазора и одним концом жестко соединен с пружиной натяжения. Другой конец пружины натяжения закреплен на пролетном строении. Пружина натяжения исключает сбои и вертикальные смещения металлического листа при его поперечном перемещении. При понижении температуры зазор между плитами пролетных строений сужается и металлический лист «выдавливается» из зазора, скользя по антифрикционным прокладкам. При этом обеспечивается надежное перекрытие зазора, поскольку металлический лист длиннее зазора и выступает за его пределы. При повышении температуры зазор между плитами пролетных строений расширяется, и металлический лист возвращается в прежнее положение. Конструкция деформационного шва исключает образование поперечных зазоров и порогов при изменении температуры окружающей среды. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к дорожному строительству, а именно, к элементам дорожного покрытия для гашения вибраций. Саморегулирующая конструкция балок деформационного шва содержит два короба, конструктивные элементы в виде балок с зазорами между ними и амортизаторами, а также профили деформационного шва. Балки расположены параллельно друг другу в двух коробах, ограничивающих пару балок справа и слева. Профили деформационного шва расположены перпендикулярно балкам в центре конструкции. Амортизаторы выполнены Z-образной формы. Внутри верхней и нижней частей амортизаторов дополнительно выполнены металлические пластины. Концевые выступы амортизаторов снабжены сквозными отверстиями для крепления к балкам. Конструкция имеет три амортизатора: два концевых - правый и левый, и средний, при этом левый концевой и средний амортизаторы расположены зеркально по отношению к правому концевому. Крайние правый и левый профили объединены с правым и левым коробами соответственно. Центральный левый профиль объединен с верхней балкой, а центральный правый профиль объединен с нижней балкой конструкции. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства и направлено на повышение эксплуатационной надежности конструкции деформационного шва, надежности работы и долговечности шва за счет исключения возможности попадания воды, грязи, соли и различных предметов на нижележащие конструкции и элементы мостового сооружения. Технический результат достигается в деформационном шве закрытого типа между пролетным строением и шкафной стенкой крайних опор, включающем установленную над крайними опорами соединительную плиту пролетного строения, частично заходящую на переходную плиту, выполненную с упором, между которым и соединительной плитой образован зазор для компенсации перемещений пролетного строения, при этом на контактной с соединительной плитой поверхности переходной плиты расположена фторопластовая пластина, в зазоре между соединительной плитой и упором переходной плиты установлена гидрошпонка, над соединительной плитой и переходной плитой установлен выравнивающий слой из асфальтобетонного покрытия, армированного геосетками, под выравнивающий слой соединительной плиты уложен сплошной слой оклеечной гидроизоляции и металлический лист, перекрывающий сверху зазор для компенсации перемещений. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к деформационным швам закрытого типа на автодорожных мостах.Технический результат - повышение срока службы деформационных швов закрытого типа с металлическим компенсатором. В деформационном шве к анкерным стержням закреплен металлический компенсатор, в полости которого под пористым заполнителем размещен дополнительный обратно-выгнутый компенсатор, выполненный из листа латуни или оцинкованной стали. 1 ил.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в качестве деформационного шва, сопрягающего проезжую часть смежных пролетных строений автодорожных и городских мостов. Технический результат - повышение качества деформационного шва вследствие увеличения его долговечности и безопасности при эксплуатации.Деформационный шов моста включает соединяемые концы плит проезжей части пролетных строений моста, расположенные с зазором друг относительно друга, перекрывающую зазор металлическую опорную пластину, гидроизоляцию, щебеночно-мастичное заполнение в прорези асфальтобетонного покрытия проезжей части моста, дренажные элементы за пределами щебеночно-мастичного заполнения. По меньшей мере, один из соединяемых концов плит проезжей части пролетных строений моста на своем торце в зазоре и по нижней грани снабжен закладной деталью преимущественно в форме уголка, к которому прикреплена сваркой одним концом металлическая опорная пластина. Другим концом она прижата к нижней грани плит проезжей части смежного пролетного строения моста с возможностью скольжения по ней. Гидроизоляция заведена в зазор между торцами соединяемых концов плиты проезжей части пролетных строений моста. Дренажные элементы установлены также и над гидроизоляцией в зазоре между соединяемыми деформационным швом концами плит проезжей части. 1 ил.
Наверх