Автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной лодки

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха. В состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализатора и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения. Улучшаются условия эксплуатации, сокращается время шлюзования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системе шлюзования спасательного люка (СЛ) подводной лодки (ПЛ), используемого при выходе подводников из аварийной ПЛ, находящейся под водой.

Известна система шлюзования СЛ, которая включает трубопроводы (с арматурой) заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха (БПВ). Для осуществления шлюзования подводник заходит в СЛ, закрывает нижнюю крышку, после чего по системе заполнения СЛ заполняется водой. Компрессия осуществляется сжатым воздухом, подаваемым из системы воздуха высокого давления (ВВД) ПЛ через БПВ с определенной скоростью. После выравнивания давления происходит открывание верхней крышки в автоматическом режиме пневмоприводом двойного действия. Закрывание верхней крышки производится пневмоприводом посредством переключения клапанов. Открытие и закрытие нижней крышки осуществляется ручным приводом (ОСТ В5Р.5067-2008 «Система шлюзования прочных рубок, входных и спасательных люков»).

Известно устройство для шлюзования подводников (патент РФ №2189332, МПК B63G 8/40), в котором управление процессом шлюзования осуществляется пневматическим манипулятором в виде трехходового крана. Устройство содержит также регулирующий клапан в трубопроводе заполнения шахты люка водой, задатчик уровня, управляющий регулирующим клапаном и клапаном вентиляции, и клапан сравнивания давления в шахте люка с давлением забортной воды, отслеживающий момент выравнивания давлений и управляющий пневмоприводом двойного действия верхней крышки. Нижняя крышка снабжена пневмоприводом, исключающим ручные операции при проведении циклов шлюзования и управляемым из шахты люка.

Недостатками указанной системы шлюзования являются:

- длительное время одного цикла шлюзования;

- сложность управления, обусловленная большим количеством арматуры системы пользования;

- недостаточная надежность и эксплуатационная безопасность из-за управления системой вручную;

- отсутствие контроля за выходом подводника.

Техническим результатом изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы шлюзования СЛ, что достигается тем, что управление шлюзованием (не считая ручные операции по подготовке системы к шлюзованию) осуществляется с панели управления нажатием четырех кнопок одним оператором.

На фиг.1 показана схема автоматизированной системы шлюзования спасательного люка.

В состав системы управления процессом шлюзования входят:

- видеосистема, служащая для контроля выхода подводника из спасательного люка. Видеокамеры 1 видеосистемы располагаются в межбортном пространстве в районе верхней крышки спасательного люка;

- сигнализаторы открытого 2 и закрытого 3 положения верхней крышки спасательного люка;

- сигнализаторы заполнения водой (уровня воды) 4 и осушения 5 спасательного люка;

- блок управления (БУ) с программируемым контроллером 6, принимающий сигналы от сигнализаторов положения верхней крышки люка 2 и 3, сигнализаторов уровня воды 4 и 5 в спасательном люке и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом.

На лицевой панели блока управления размещены два монитора:

1) монитор №1 для контроля за выполнением алгоритма автоматизированного шлюзования (очередность открытия (закрытия) автоматически управляемых клапанов, сообщения о заполнении (осушении) СЛ, о положении верхней крышки); на этот монитор также выведены рекомендации оператору по необходимым действиям, выполняемым при шлюзовании, о неисправности аппаратуры системы управления и сигнализаторов;

2) монитор №2 для контроля выхода подводника из СЛ, на который передается изображение от видеокамер.

- панель управления с кнопками запуска очередной ступени управления: «ПУСК», «ЗАКРЫТИЕ, ОСУШЕНИЕ СЛ», «ПНЕВМОСТОПОР»;

- панель сигнализации с выведенной световой сигнализацией о подаче питания на систему управления о неисправности аппаратуры системы управления, о контролируемых параметрах спасательного люка.

Представленная система шлюзования действует следующим образом.

Перед началом выхода через спасательный люк происходит подготовка системы для шлюзования, а именно: отдраивание кремальеры верхней крышки и застопоривание защелки специальным закладным ограничителем, подача электропитания на блок управления, подготовка к работе блока подачи воздуха и пневмостопора фала спасательного снаряжения подводника, шланга ВШ-5 и снаряжения ССП, открытие клапанов первого запора (заполнения СЛ 7, подачи воздуха на открывание 8 и закрывание СЛ 9, отключения от компрессии БПВ 10) и клапанов подачи сжатого воздуха в систему шлюзования 11, манометрового клапана 12, продувания трубопровода заполнения СЛ 13 и открытие клапана подачи сжатого воздуха в СЛ 14.

Выходящий подводник заходит в СЛ, зацепляет карабин ремня за пневмостопор, присоединяет шланг ВШ-5 к разъему на шланге гидрокомбинезона, закрывает нижнюю крышку на кремальеру.

Далее начинается процесс шлюзования, который осуществляется с панели управления одним оператором. После нажатия кнопки «Пуск» с БУ идет сигнал на открытие клапанов: подачи сжатого воздуха на открытие верхней крышки пневмомашинкой, подачи сжатого воздуха на пневмостопор, стравливания воздуха из трубопровода фиксации фала.

Сразу после этого происходит открытие клапанов вентиляции и заполнения СЛ. После поступления на БУ сигнала с сигнализатора заполнения СЛ водой о заполнении происходит закрытие клапанов заполнения и вентиляции, на панели сигнализации загорается лампа «СЛ заполнен», оператор нажимает кнопку «Компрессия» на БПВ. Происходит компрессия, открытие верхней крышки, срабатывает пневмостопор под управлением БПВ и выход подводника из СЛ.

С сигнализатора 2 открытого положения верхней крышки идет сигнал на БУ и на панели сигнализации загорается лампочка «Верхняя крышка открыта». Выход подводника контролируется по монитору, на который передается изображения от видеокамер.

Закрытие верхней крышки СЛ осуществляется нажатием кнопки «Закрытие, осушение СЛ», после нажатия которой с БУ идет сигнал на закрытие клапана подачи сжатого воздуха на открытие верхней крышки, на открытие клапана подачи сжатого воздуха на закрытие верхней крышки. После закрытия верхней крышки на панели сигнализации загорается лампочка «Верхняя крышка закрыта» и происходит закрытие клапана подачи сжатого воздуха на закрытие верхней крышки, открытие клапанов вентиляции и осушения.

После осушения СЛ с сигнализатора осушения СЛ идет сигнал на БУ и происходит закрытие клапанов вентиляции и осушения, и на панели сигнализации загорается лампочка «СЛ осушен».

Оставшуюся воду спускают через спускной клапан на нижней крышке, открывают крышку и возвращают шток пневмостопора в исходное положение, нажав на панели управления кнопку «Пневмостопор», в результате чего происходит закрытие клапанов подачи воздуха на пневмостопор и стравливания воздуха из трубопровода фиксации фала и открытие клапанов стравливания воздуха из трубопровода отдачи фала и подачи сжатого воздуха на фиксацию фала.

Изобретение позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики системы шлюзования СЛ при выходе подводников из аварийной ПЛ и сокращает время шлюзования.

1. Автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной лодки, включающая в себя трубопроводы с арматурой заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха, отличающаяся тем, что в состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализаторов и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, при этом дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения.

2. Автоматизированная система шлюзования по п.1, отличающаяся тем, что в состав системы входит видеосистема, служащая для контроля выхода подводника из спасательного люка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения. Спасательно-транспортный подводный аппарат содержит камеру присоса с размещенными в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве, например, манипулятором и устройствами крепления камеры присоса к конструкциям комингс-площадки подводного объекта.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к средствам спасения экипажа аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок, в подводном положении с использованием спасательного подводного аппарата.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к подводным аппаратам, предназначенным для спасения людей с аварийных подводных объектов. Спасательный подводный аппарат содержит корпус и камеру присоса с размещенным в ней устройством закрепления и подтягивания захвата, обеспечивающим выдвижение захвата за нижнюю плоскость стыковочного фланца камеры присоса не менее величины, определяемой требуемым углом наклона аппарата за счет подтягивания.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к использованию боевых подводных лодок для спасания людей с аварийных подводных объектов. Спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников.
Изобретение относится к способам спасения граждан при их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Сущность способа состоит в том, что перед наполнением сжатым воздухом средства спасения гражданин затонувшего плавсредства зацепляет карабин фала за перила борта плавсредства, после заполнения средства спасения сжатым воздухом выталкивают его на поверхность водоема, при этом подторможенно протягивают фал через роликовое тормозное устройство, закрепленное на средстве спасения гражданина и соединенное через редуктор с регулятором скорости вращения головного ролика тормозного устройства, выполненного с возможностью регулирования поступательной скорости фала.

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов. .

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательных подводных аппаратов на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходные шахты для установки спасательных подводных аппаратов, прочные контейнеры с оборудованием и баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводных аппаратов и проведение декомпрессии. Корпус наделки выполнен охватывающим ограждение выдвижных или подъемно-мачтовых устройств (ограждение рубки) подводного носителя полностью или частично. Нижняя часть корпуса наделки выполнена входящей в воду при нахождении подводного носителя с наделкой в надводном положении. Также в нижней части корпуса наделки размещены балластные цистерны, оснащенные системами заполнения, вентиляции и продувания сжатым газом. Достигается эффективность спасания подводников и повышение мореходности комплекса. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн. Дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн. Обеспечивается возможность спасания всего экипажа подводной лодки в аварийных ситуациях. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области судостроения и касается контроля и проверок спасательных люков с комингс-площадками подводных лодок. Предложено устройство для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки, имитирующее камеру присоса глубоководного спасательного аппарата, включающее корпус в виде вертикальной цилиндрической обечайки с фланцами на торцах. Нижний фланец имеет на опорной поверхности съемный уплотнительный элемент, а на верхнем фланце установлен входной люк, на нижнем торце которого на петле установлена крышка с уплотнением, по размерам соответствующая крышке спасательного глубоководного аппарата. Крышка имеет ручной привод открытия-закрытия. Имеется фиксатор закрытого положения крышки. Устройство имеет съемный складной скоб-трап и леерное ограждение с наружной стороны верхнего фланца. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей устройства для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки. 1 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки. Устройство имеет проставку с дублирующим опорным кольцом, позволяющим осуществлять посадку спасательного ПА на ПЛ, и соединяется с камерой присоса ПЛ посредством тубуса с болтами по окружности. Устройство снабжено с торцов двумя подпружиненными разнонаправленными пружинами качающимися консолями, которые оканчиваются V-образными ловушками гайдропа ПА. На V-образных ловушках установлены гидроакустические маяки ближнего привода и карабины для захвата буксирного рыма ПА. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения спасательной операции. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа. ВСК вертикального исполнения снабжают подъемными штоками и ограждением выходного люка. Спуско-подъемное устройство спасательного судна снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами, с помощью которой ВСК поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания ВСК и спасательного судна, и фиксируют у кранцевой защиты от продольных перемещений швартовно-буксирными канатами. К ограждению выходного люка ВСК подают судовой трап и эвакуируют спасаемых по трапу на борт спасательного судна. Повышается безопасность эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры на спасательное судно в условиях морского волнения. 1 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводной лодки и ее эксплуатации в ледовых условиях. Предложена подводная лодка, которая имеет направленное вверх буровое устройство (12, 12′), при этом буровое устройство (12, 12′) расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14′), выдвигаемый из расположенного на верхней палубе отверстия (10) прочного корпуса (4), буровая головка (42, 42′) бура (14, 14′) образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4). Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации подводной лодки в ледовых условиях. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки. Достигается ускорение отделения всплывающей камеры от подводного технического средства, в том числе при крене или дифференте подводного технического средства. 1 ил.

Изобретение относится к способам обеспечения воздухом подводного объекта в экстренных ситуациях. Для подачи воздуха в подводный объект включают подъем воздуховода низкого давления над поверхностью воды, подъем компрессора и связанного с ним воздуховода высокого давления от подводного объекта. Подачу атмосферного воздуха производится в компрессор через воздуховод низкого давления и нагнетание воздуха в подводный объект от компрессора через воздуховод высокого давления. Подача атмосферного воздуха в компрессор через воздуховод низкого давления осуществляют без уменьшения расхода. При этом располагают компрессор под слоем воды, который защищает компрессор от ударного воздействия волн и предметов, плавающих на воде. Достигается обеспечение подачи воздуха с большим требуемым расходом в подводный объект. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении. Съемно-закрепляющее устройство выполнено в виде съемной металлической рамы с расположенной в центре вертикальной цилиндрической герметичной шахтой, имеющей верхний фланец с возможностью крепления и отдачи СПА, нижний фланец с уплотнением и возможностью крепления струбцинами на комингс-площадке ПЛ. Приведено выполнение механизмов крепления и отдачи СПА. Применение изобретения позволит обеспечить возможность транспортировки СПА и выполнение операции спасания любой действующей ПЛ. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх