Якорное устройство судна


 


Владельцы патента RU 2566797:

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса использования нетрадиционной компоновки якорного устройства. Предложено якорное устройство судна, включающее якорный механизм, расположенный на внутренней палубе, по меньшей мере один якорь с трендом и лапами, связанный с якорным механизмом якорной цепью, проходящей через якорный клюз в виде трубы, расположенный в корпусе судна, и самоукладывающейся в цепном ящике, размещенном в корпусе судна. Якорный клюз имеет в нижней части нишу для размещения лап и тренда якоря в походном положении. Якорь выполнен состоящим по меньшей мере из трех лап, ниша клюза под лапы и тренд якоря имеют цилиндрическую форму и глубину, превышающую высоту лап якоря. К тренду якоря с его нижней стороны прикреплена крышка, предназначенная для закрытия ниши с введенными в нее лапами и трендом якоря. Предусмотрен стопор для удержания цепи и якоря в клюзе, установленный между якорным механизмом и якорным клюзом. Предлагаемое якорное устройство судна обладает повышенной удерживающей способностью якоря, обеспечивает беспрепятственное вываливание якоря под собственным весом и повышает ремонтопригодность якорного устройства судна в целом. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области судовых устройств, а более конкретно к якорному устройству судна, и касается вопроса использования нетрадиционной компоновки якорного устройства в связи со значительным разнообразием форм и обводов корпуса современных быстроходных судов.

Поиск наиболее эффективных методов компоновки якорного устройства, заставляет пересмотреть применение классических методов размещения якорного устройства и вынуждает предлагать совершенно новые методы компоновки якорного устройства для современных судов с острыми носовыми обводами.

Известно якорное устройство судна, включающее якорь с направляющими клиньями, с веретеном и с двулапым трендом, выполненным по форме обводов корпуса, якорную цепь, связанную с якорным механизмом и проходящую через направляющий ролик в цепной ящик, расположенный выше ватерлинии судна. В процессе отдачи якоря при отжатом тормозе якорного механизма он вываливается из клюза, выполненного в диаметральной плоскости днища судна и представляющего собой вертикально установленную трубу с трапециевидной нишей у основания. При подъеме якоря, когда цепь, приводимая в движение якорным механизмом, подтягивает якорь к клюзу, веретено якоря полностью входит в клюз, его направляющие клинья плотно втягиваются в нишу, а тренд якоря закрывает собой нишу клюза (Патент Франции №2720999 от 15.12.1995 г., бюллетень изобретений Франции 95/50) - прототип.

Однако известное якорное устройство в процессе эксплуатации из-за формы якоря имеет недостаточную зарываемость якоря в грунт, приводящую в результате к уменьшению его удерживающей способности. Кроме того, клюз в судне для втягивания якоря у своего основания имеет трапециевидную форму, что может привести к заклиниванию якоря в клюзе при подъеме, в результате чего при отдаче якоря не будет обеспечиваться гарантированное и беспрепятственное его вываливание из клюза под собственным весом. При этом размещение цепного ящика по высоте над ватерлинией судна ввиду большого веса якорных цепей повышает центр тяжести судна, что снижает его остойчивость. Наряду с этим отсутствие возможности удержания якоря в приподнятом состоянии не позволяет производить безопасное обслуживание якорного механизма при его осмотре или ремонте, при выполнении которого, необходимо снимать якорную цепь со звездочки якорного механизма, и, кроме того, не позволяет удерживать якорь в клюзе «по-походному», что приведет к нежелательным перемещениям якоря в клюзе при движении судна.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности якорного устройства судна за счет улучшения удерживающей способности и зарываемости якоря в грунт, обеспечения беспрепятственного вываливания якоря из клюза под собственным весом и повышения ремонтопригодности якорного устройства в целом.

Для этого в якорном устройстве судна, включающем якорный механизм, расположенный на внутренней палубе, по меньшей мере один якорь с трендом и лапами, связанный с якорным механизмом якорной цепью, проходящей через якорный клюз в виде трубы, расположенный в корпусе судна, и самоукладываущейся в цепном ящике, размещенном в корпусе судна, причем якорный клюз имеет в нижней части нишу для размещения лап и тренда якоря в походном положении, по изобретению якорь выполнен состоящим по меньшей мере из трех лап, а ниша клюза под лапы и тренд якоря имеет цилиндрическую форму и глубину, превышающую высоту лап якоря. При этом к тренду якоря с его нижней стороны прикреплена крышка, предназначенная для закрытия ниши с введенными в нее лапами и трендом якоря, а якорное устройство оснащено стопором для удержания цепи и якоря в клюзе, установленным между якорным механизмом и якорным клюзом.

Кроме того, на торце цилиндрической ниши выполнена фаска, а на торце крышки образована ответная коническая поверхность под указанную фаску.

При этом ниша в своей верхней части имеет выступающий элемент конической формы, образующее седло под лапы якоря.

Наряду с этим, наружная стенка крышки ниши размещена заподлицо с поверхностью обшивки корпуса судна, а соединение крышки ниши с трендом якоря выполнено через цепную связь.

Кроме того, цепной ящик размещен ниже якорного механизма и ватерлинии судна.

Выполнение якоря, состоящим из трех и более лап, позволяет улучшить зарываемость якоря в грунт, повышая тем самым его удерживающую способность.

Придание нише якорного клюза цилиндрической формы, позволяет обеспечить беспрепятственное вываливание якоря из клюза при отжатом тормозе якорного механизма, втягивание якоря в клюз при любом его повороте вокруг своей оси, а также удержание якоря с лапами и трендом в закрытой нише.

Размещение в верхней части ниши выступающего элемента конической формы, позволяет якорю надежно центрироваться при втягивании его в клюз и, помимо этого, позволяет использовать якоря как с поворотными лапами, так и якоря типа «кошка».

Включение в состав якорного устройства стопора для удержания цепи и якоря, позволяет повысить безопасность выполнения ремонтных работ якорного устройства и надежное удержание поднятого якоря «по-походному».

Выполнение фаски на торце цилиндрической ниши исключает заклинивание в месте соединения ее с ответной конической поверхностью на торце крышки и обеспечивает беспрепятственное вываливание крышки при отдаче якоря.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунком, на котором схематично изображено предлагаемое якорное устройство судна.

Якорное устройство судна включает якорный механизм 1, расположенный на внутренней палубе 2 судна, якорь 3 с трендом 4 и лапами 5, связанный с якорным механизмом 1 якорной цепью 6, проходящей через якорный клюз 7 в корпусе судне и самоукладываущейся в цепном ящике 8. Цепной ящик 8 размещен в корпусе судна и расположен ниже ватерлинии судна 9. Якорный клюз 7 выполнен в виде вертикальной трубы, расположенной в диаметральной плоскости судна, а в нижней части клюза 7 образована ниша 10 цилиндрической формы для размещения лап 5 и тренда 4 якоря 3 после его подъема. Якорь 3 выполнен состоящим по меньшей мере из трех лап 5. Ниша 10 имеет глубину, превышающую высоту лап 5 якоря 3, для свободного размещения в ней лап 5 и тренда 4 якоря 3. К тренду 4 якоря 3 с его нижней стороны прикреплена крышка 11, предназначенная для закрытия ниши 10 с введенными в нее лапами 5 и трендом 4 якоря 3. Якорное устройство оснащено стопорным устройством 12 для удержания цепи 6 и якоря 3 в клюзе 7, установленным на внутренней палубе 2 судна между якорным механизмом 1 и якорным клюзом 7. На торце цилиндрической ниши 10 выполнена фаска 13, а на торце крышки 11 также образована ответная под указанную фаску 13 цилиндрической ниши 10 коническая поверхность 14. Крышка 11 размещена в нише 10 заподлицо с поверхностью обшивки корпуса судна. Крепление крышки 11 ниши 10 к тренду 4 якоря 3 может быть выполнено через цепную связь 15.

Предлагаемое якорное устройство судна работает следующим образом.

Опускание якоря 3 с судна осуществляется при отжатом тормозе якорного механизма 1, после чего якорь 3 под собственным весом вываливается из клюза 7 и зарывается в грунт. При подъеме якоря 3, цепь 6, приводимая в движение якорным механизмом 1, втягивает якорь 3 в клюз 7 до упора таким образом, чтобы тренд 4 якоря 3 упирался в основание выступающего элемента ниши 10 клюза 7, для исключения возможности его раскачивания в походном положении. При втянутом якоре 3 крышка 11, прикрепленная к тренду 4 якоря 3, запирает нишу 10 якорного клюза 7, прилегая своей конической поверхностью 14 к поверхности фасок 13 цилиндрической ниши 10, устанавливаясь заподлицо с поверхностью обшивки корпуса судна. При втягивании якорным механизмом 1 якоря 3 якорная цепь 6 проходит через якорный клюз 7 и, проходя через стопор 12, самоукладывается в цепном ящике 8.

Предлагаемое якорное устройство судна обладает повышенной удерживающей способностью якоря, обеспечивает беспрепятственное вываливание якоря под собственным весом и повышает ремонтопригодность якорного устройства судна в целом.

1. Якорное устройство судна, включающее якорный механизм, расположенный на внутренней палубе, по меньшей мере один якорь с трендом и лапами, связанный с якорным механизмом якорной цепью, проходящей через якорный клюз в виде трубы, расположенный в корпусе судна, и самоукладывающейся в цепном ящике, размещенном в корпусе судна, причем якорный клюз имеет в нижней части нишу для размещения лап и тренда якоря в походном положении, отличающееся тем, что якорь выполнен состоящим по меньшей мере из трех лап, а ниша клюза под лапы и тренд якоря имеют цилиндрическую форму и глубину, превышающую высоту лап якоря, при этом к тренду якоря с его нижней стороны прикреплена крышка, предназначенная для закрытия ниши с введенными в нее лапами и трендом якоря, а якорное устройство оснащено стопором для удержания цепи и якоря в клюзе, установленным между якорным механизмом и якорным клюзом.

2. Якорное устройство судна по п. 1, отличающееся тем, что на торце цилиндрической ниши выполнена фаска, а на торце крышки образована ответная под указанную фаску коническая поверхность.

3. Якорное устройство судна по п. 1, отличающееся тем, что ниша в своей верхней части имеет выступающий элемент конической формы, образующий седло под лапы якоря.

4. Якорное устройство судна по п. 1, отличающееся тем, что наружная стенка крышки ниши размещена заподлицо с поверхностью обшивки корпуса судна.

5. Якорное устройство судна по п. 1, отличающееся тем, что крепление крышки ниши к тренду якоря выполнено через цепную связь.

6. Якорное устройство судна по п. 1, отличающееся тем, что цепной ящик размещен ниже якорного механизма и ватерлинии судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к якорю для погружения и фиксации на дне подводных научных приборов. Технический результат - разработка конструкции якоря из экологически чистых материалов с контролируемым саморазрушением как в морской, так и в пресной воде.

Изобретение относится к якорям, предназначенным для закрепления тяжелых морских объектов, таких как буровая платформа, в грунте якорного места в течение длительного периода эксплуатации.

Изобретение относится к донным опорам и может быть использовано для удержания на месте маломерных судов на водохранилищах. .

Изобретение относится к донным опорам и может быть использовано для удержания на месте маломерных судов на водохранилищах. .

Изобретение относится к донным опорам и может быть использовано для удержания на месте маломерных судов на водохранилищах. .

Изобретение относится к донным опорам и может быть использовано для удержания на месте маломерных судов на водохранилищах. .

Якорь // 2198814
Изобретение относится к якорю для постановки на якорь подводных конструкций, таких как трубопроводы, и плавучих конструкций в море, преимущественно плавучих платформ для добычи нефти и/или газа, содержащему пустотелый корпус, который рассчитан на углубление в морское дно посредством засасывания или с помощью какого-либо другого способа.

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к устройствам, удерживающим судно на воде вне причала в заданной точке, а именно к якорям. .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к судовым якорям. .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к судовым якорям. .

Изобретение относится к области геологоразведки, а именно к разведочному бурению на море в ледовых условиях. Способ заключается в том, что с помощью буксиров-завозчиков якорей перемещают цепи с якорями до точки их установки.

Изобретение относится к устройству перемещения якорей. .

Изобретение относится к устройству для проведения измерений параметров, характеризующих траекторию внедрения якоря в грунт морского дна, и дополнительно измерения такого параметра грунтов, как сопротивление грунта вдавливанию.

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на судах при креплении и отдаче коренного конца якорной цепи Цель изобретения - увеличение производительности работы устройства.

Изобретение относится к судостроению. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к якорным устройствам с вываливающейся якорь-балкой, и может применяться на судах с низким надводным бортом. .
Наверх