Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка



Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка
Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка

 


Владельцы патента RU 2593744:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр здоровья детей" (ФГБНУ НЦЗД) (RU)

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей. Ребенку предъявляют диагностический тест, который содержит карточки с 21 изображением, отражающие определенную жизненную ситуацию, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам по 3 изображения в каждой: сфера А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола; сфера В - вид совместной деятельности со сверстниками; сфера С - предпочтение в выборе партнера по общению мужского пола по внешнему виду; сфера D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения; сфера Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности; сфера F - привычная форма проведения досуга со взрослыми; сфера G - предпочтения в выборе физической активности. В ходе психологического опроса подросток должен выбрать одну предпочитаемую сюжетную картинку из трех, предъявленных ему последовательно в каждой из семи серий, а также объяснить вербально свой выбор. Количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка проводится на основании подсчета баллов, набранных в зависимости от выбора изображения той или иной социальной направленности (А…G). Способ позволяет осуществить прогнозирование риска возникновения девиантного поведения у ребенка 11-17 лет за счет выявления его личного отношения и предпочтений относительно различных жизненных ситуаций, имеющих социальную направленность. 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Известно, что в клинической психологии девиантное поведение (англ. deviation -отклонение) представляет собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

На фоне быстрого физического и психического развития подростка происходит стремительное формирование самосознания, что обуславливает появление потребности в самостоятельности и сепарации от взрослых. В связи с чем становится выраженной реакция эмансипации, которая часто проявляется в провокативном внешнем виде, нарушении общественного порядка в общественных местах, увлеченности рисковыми формами физической активности. Все вышесказанное может привести к появления стойких форм дезадаптивного поведения, таких как вредные привычки, рисковое поведение, ранние сексуальные отношения, суицидальные намерения, и ухудшить здоровье подростка.

До сих пор нет единого алгоритма психолого-педагогического обследования детей школьного возраста как неотъемлемой части профилактического педиатрического осмотра. Также не существует достаточно валидных методик, позволяющих психологам своевременно выявить риск возникновения девиантного поведения у ребенка.

Известен способ выделения определенного типа людей с наличием или отсутствием склонности к девиантному поведению, который заключается в анализе сочетаний сил возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов (Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 399).

Известен способ определения предрасположенности к девиантному поведению, включающий фиксацию подвижности нервных процессов, для чего определяют порог болевой чувствительности, и при его значениях, не превышающих 7 сек, в сочетании с чертами холерического темперамента и выраженной гипертимностью - оценивают как склонность к аффективным реакциям и ситуативно обусловленным патологическим нарушениям поведения; при значениях порога болевой чувствительности до 7 сек в сочетании с холерическим темпераментом и с выраженной возбудимой акцентуацией - оценивают как возможность возникновения острых аффективных реакций; при значениях порога болевой чувствительности до 7 сек в сочетании с меланхолическим темпераментом и с выраженной дистимичностью - оценивают как возможность аффективного суицида, обусловленного склонностью к депрессивным реакциям; при значениях порога болевой чувствительности не меньше 15 сек. в сочетании с выраженной интровертностью, меланхолическим темпераментом и дистимичностью - определяют внутреннюю предрасположенность к истинному суициду (Патент РФ №2222252). Способ ориентирован преимущественно на изучение биологических предпосылок возникновения суицидального поведения, и практически не учитывает влияние социальных факторов.

Известен способ выявления дезадаптированных подростков с помощью «Методики изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» (Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.), согласно которому заполняют карту наблюдения за поведением подростка, содержащую критерии социального развития: профессиональные намерения, отношение к учебной деятельности, развитие полезных навыков, интересов, адекватность отношения к педагогическим воздействиям; коллективистские проявления; критичность, способность правильно оценивать других; самокритичность, самоанализ; способность к сопереживанию, эмпатия; волевые качества; внешняя культура поведения; отказ от употребления алкоголя; отказ от курения; отказ от сквернословия. Способ предназначен для изучения педагогами социального окружения и поведения подростка в школе и не предназначен для оценки риска возникновения девиантного поведения у ребенка в рамках обычного консультативного приема.

Известен способ определения риска возникновения девиантного поведения подростков (12-13 лет и старше) («Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой, 1974). Опросник состоит из 100 суждений, которые надо оценить испытуемому по семибалльной шкале и содержит критерии социально-психологической адаптированности личности, таких как чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними, критерии дезадаптированности: неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, негибкость психических процессов, а также нейтральные высказывания, позволяющие оценить степень откровенности испытуемого (шкала лжи). Опросник не предназначен для определения моральных установок индивида, а также его приверженности к соблюдению норм и правил поведения, принятых в обществе, что существенно снижает прогностические возможности способа в отношении оценки риска возникновения девиантного поведения у детей.

Для измерения склонности взрослых людей к реализации различных форм отклоняющегося поведения в практической психологии используется опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению, разработанный А.Н. Орел (Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения». Учебное пособие для вузов. - М., 2004, с. 141-154). Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений, с каждым из которых испытуемому надо согласиться или их опровергнуть и направленных на измерение социальных и личностных установок, приводящих к девиантному поведению: склонность к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. Отсутствие возможности у испытуемого дать промежуточный ответ, приводит к существенному упрощению полученных результатов. Кроме того, во время опроса не предполагается реального вербального, эмоционального и визуального контакта с обследуемым, что лишает специалиста возможности оценить, насколько правильно человек понял задание, отвечает искренне или формально.

К способам диагностики склонности к асоциальному поведению можно отнести опросник «Оценка выраженности и структуры подростковой реакции эмансипации» (Куликова С.А., дисс. канд. психол. «Реакция эмансипации у подростков с наркозависимостью» Санкт-Петербург, 2010), позволяющий получать релевантную информацию о характере эмансипации, как у нормативных, так и у наркозависимых подростков. Определена структура и количественные показатели нормативного эмансипаторного процесса, исследовано относительное значение различных факторов - демографических, клинических, семейных, личностных и ценностных - для протекания реакции эмансипации, как у наркозависимых подростков, так и у их социально адаптированных сверстников. Диагностическим показателем выбрана реакция эмансипации. При ее высоких значениях делается вывод о склонности подростков к деструктивному поведению, так как имеют место реакции протеста против норм и правил, принятых в обществе. Способ оценивает склонность к делинквентному поведению по одному заданному параметру, характерному для данного возрастного периода, он не предполагается реального вербального, эмоционального и визуального контакта с обследуемым.

В качестве прототипа выбран способ дифференциальной диагностики психопатии и делинквентного поведения при микросоциально-педагогической запущенности у подростков (Патент РФ №2093076, Кржечковский А.Ю), включающий предъявление психологического диагностического теста, согласно которому диагностический тест содержит 22 пары слов, отражающих альтернативные качества личности, оценивают каждое качество личности от 0 до 3 баллов, регистрируют в баллах самооценку и экспертную оценку, рассчитывают адекватность самооценки (АСО) по формуле

, где Σ(d) - общая сумма разности баллов между самооценкой и оценкой эксперта по всем альтернативным признакам, и при значениях АСО<0,62 диагностируют психопатию.

Задачей настоящего изобретения является разработка универсального способа прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у ребенка (11-17 лет) путем выявления его личного отношения и преимущественных предпочтений относительно различных жизненных ситуаций, имеющих явную социальную направленность.

Результатом решения поставленной задачи является количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка.

Сущность способа заключается в том, ребенку предъявляют 21 изображение с определенной жизненной ситуацией и явной социально значимой направленностью, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам: сфера А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола; сфера В - вид совместной деятельности со сверстниками; сфера С - предпочтение в выборе партнера по общению мужского пола по внешнему виду; сфера D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения; сфера Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности; сфера F - привычная форма проведения досуга со взрослыми; сфера G - предпочтения в выборе физической активности.

В ходе психологического опроса подросток должен выбрать одну предпочитаемую сюжетную картинку из трех, предъявленных ему последовательно в каждой из семи серий, а также объяснить вербально свой выбор.

Количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка проводится на основании подсчета баллов, набранных в зависимости от выбора изображения той или иной социальной направленности.

Процедура психологического обследования опирается на использовании таких психологических процессов, как проекция, идентификация и рефлексия. Сущность проекции основана на переносе вовне своего внутреннего психического содержания в виде эмоций, мотивов, представлений, стремлений и приписывание их внешним объектам. [Венгер, 2002]. Известно, что фотографический или графический образ может нести в себе как информационную, так и моральную нагрузку и легко вызывать эмоциональный отклик. [Ананьев, 2001; Барабанщиков, 2002]. Выбор подростком определенной картинки отражает его идентификацию с людьми на изображении как частично осознаваемое уподобление себя другим, а также принятие их установок, норм и ценностей. Беседа специалиста с ребенком в рамках диагностического обследования активизирует процесс рефлексии и позволяет ребенку направить фокус сознания на ситуацию выбранного изображения, соотнести сюжет с собой и, тем самым, дать свою вербальную оценку.

Предъявление и обсуждение графического изображения ситуации или образа при обследовании детей обладает объективностью и приближенностью к реальности, восприятие изображения позволяет испытуемому быстро и точно реализовать свои мысли и отношение, чем при восприятии вербального текста или в ходе обычной беседы-опроса.

С целью повышения эффективности психологической диагностики, достоверности полученных специалистом результатов и прогнозирования риска возникновения у подростка девиантного поведения подростка нами выбран метод предъявления ему стимульного материала в виде рисунков с хорошо знакомой жизненной ситуацией, что обеспечивает эмоциональный отклик ребенка, создает условия для воссоздания и воспроизведения собственного опыта, вербального изложения отношения к ситуации, понимания, быстрого и верного выполнения инструкции взрослого.

Выбор тематики изображений в семи диагностических сериях и содержания тем для обсуждения с детьми обусловлен научными представлениями о психологических трудностях, приводящих подростков к стойким формам девиантного поведения (В.В. Ковалев, Е.И. Личко, Ф. Патаки и др.).

Так, в силу активного развития самосознания у детей в подростковом возрасте, важным для них становиться осознание принятых в обществе социальных норм и правил поведения, поиск своего места в обществе, выработка собственного отношения к социальному мироустройству. Дети охотно обсуждают эти темы с взрослыми и сверстниками. В связи с чем, беседа-рассуждение с подростком по поводу его отношения к принятым в обществе нормам и правилам поведения было выбрано в качестве формы психологического обследования по выявлению риска возникновения у них девиантного поведения. Рассуждение с помощью речевых высказываний является отображением или зеркалом, как мышления, так и сознания человека.

Именно поэтому, речь индивида стала важнейшим объектом исследований в психологии и психиатрии, а ее изучение позволяет понять характерологические качества личности пациента, мотивы и ценности, сущность субъективных переживаний. Организация обследования в данной форме позволяет максимально эффективно установить контакт с подростком и провести исследование в эмоционально комфортной, неформальной обстановке, что существенно облегчает сбор необходимых данных, а также повышает их надежность, снижает трудоемкость обследования. Обстоятельное последовательное обсуждение с подростком сделанного им выбора и его отношения к изображенным жизненным ситуациям, позволяют специалисту избежать ряда диагностических ошибок, типичных для опросного метода или обычной структурированной беседы.

Таким образом, объединение в одной методике двух эффективных форм психологического обследования: предъявления стимульного материала в виде изображений и дальнейшего рассуждения, создает условия для получения специалистом необходимого объема объективной и достоверной информации об индивиде.

Разработка и апробация способа прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка осуществлялись в ходе трехлетнего динамического наблюдения за развитием социальной адаптации более чем 500 детей, состоящих под наблюдением специалистов ФГБНУ НЦЗД и обследованных в рамках комплексных профилактических осмотров или во время прохождения восстановительного лечения.

Апробация способа была осуществлена в ходе психолого- педагогического обследования с изучением результатов обучения 356 учащихся старших классов средних образовательных школ г. Москвы, в том числе 238 мальчиков и 118 девочек со II-III группой здоровья. А также 108 детей с сочетанными нарушениями здоровья, являющихся воспитанниками «Алых парусов» - приюта для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с изучением результатов их обучения в средней общеобразовательной школе, а также путем уточнения полученных результатов в ходе бесед с педагогами. Способ также был апробирован в ходе психолого-педагогического обследования 93 воспитанниц монастыря со II- III группой здоровья и изучением результатов обучения в средней общеобразовательной школе.

Способ осуществляется следующим образом. При прохождении профилактических осмотров в детской районной поликлинике, медицинском стационаре, образовательном учреждений или на медико-психолого-педагогической комиссии подросткам от 11 до 17 лет в ходе рутинного психологического обследования последовательно предъявляют 21 изображение хорошо знакомых жизненных ситуаций, распределенных на 7 серий. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и обдуманно выбрать одно наиболее понравившееся изображение из трех в каждой из семи серий, а затем вербально объяснить свой выбор.

Обследование проводится в индивидуальной форме в течение 15 мин.

Описание стимульного материала и его балльная оценка представлено в таблице №1 ( см. в конце описания).

Каждому выбору ребенка и его вербальному объяснению специалист присваивает соответствующие баллы и фиксирует в бланке. Выбор изображения с социально приемлемым поведением персонажей оценивается 0 баллов, с нейтральным поведением персонажей - 1 баллом, с негативным асоциальным поведением персонажей - 3 баллами. Социально приемлемое вербальное объяснение оценивается 0 баллов, нейтральное социальное объяснение - 1 баллом, игнорирование и пренебрежение социальными нормами в вербальном объяснении - 3 баллами. По окончании обследования психолог проводит подсчет полученных баллов как за выборы изображений в семи сферах, так и за вербальные объяснения, данные подростком. Полученные балльные оценки преобразуют по формуле: A+B+C+D+E+F+G/7, где делимое - есть сумма баллов за выборы, а делитель 7 - есть количество серий. Полученная величина является итоговым показателем выбора изображения - Z1. Затем специалист преобразует балльные оценки вербальных высказываний по следующей формуле: Aw+Bw+Cw+Dw+Ew+Fw+Gw/7, где делимое - есть сумма баллов за вербальные высказывания, а делитель 7 - есть количество серий. Полученная величина Z2 является итоговым показателем речевого объяснения выбора изображения. Результаты диагностики записывают в виде соотношения следующим образом: Z1/Z2.

Для выявления риска возникновения у ребенка девиантного поведения ориентируются на больший из показателей, и если он меньше 0,8, то риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как минимальный, при его значении от 0,8 до 1,4 - риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как средний, при его значении больше 1,4 - риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как высокий. Полученные данные определяют основные направления психологической помощи подросткам: если результат <0,8, то ребенку показано ежегодное профилактическое психологическое обследование и психологическое консультирование с целью профилактики возникновения отклоняющегося поведения; если результат от 0,8 до 1,4, то ребенку назначается углубленное комплексное психолого-педагогическое обследование для определения специальной психологической и педагогической помощи по формированию социально приемлемых ориентиров, осознания сущности и результативности соблюдения людьми социальных норм и правил; если результат больше 1,4, то рекомендуется комплексное медико-психолого-педагогическое обследование с целью сбора полной информации о состоянии его здоровья, познавательного развития и социальных условий жизни, разработки индивидуальной программы медико-психолого-педагогической реабилитации.

Клинические примеры.

Пример 1. Александр В., 15 лет, II группа здоровья: гастродуоденит в стадии обострения. Обучается в 10 классе средней общеобразовательной школы, воспитывается в полной семье, родители служащие. Обследование во время госпитализации в медицинский стационар. На консультацию к психологу подросток направлен лечащим врачом с целью уточнения психологического состояния. Результаты диагностики:

Преобразуем результаты диагностики выбора изображения: Z1=3+1+1+3+3+3+3/7=2,4; а затем преобразуем результаты диагностики речевых высказываний подростка относительно выбора изображения: Z2=1+0+1+1+1+3+3/7=1,4. Записываем результаты следующим образом: 2,4/1,4 - причем каждый показатель является автономным, и для определения риска возникновения у ребенка девиантного поведения ориентируемся на больший из них. Наибольшим показателем является Z1, а его количественное значение 2,4 свидетельствует о высоком риске девиантного поведения и необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования с целью сбора полной информации о состоянии его здоровья, познавательного развития и социальных условий жизни, разработки индивидуальной программы медико-психолого-педагогической реабилитации.

Пример 2. Вероника Л., 13 лет, III группа здоровья: бронхиальная астма в стадии ремиссии. Обследование во время ежегодного профилактического осмотра. На консультацию к психологу направлена педагогом-воспитателем с жалобами на повышенную раздражительность, конфликтность. Девочка учится в 7 классе общеобразовательной школы, успеваемость средняя, воспитанница приюта «Алые паруса», родители отбывают наказание в местах лишения свободы. Результаты обследования.

Преобразуем результаты диагностики выбора изображения следующим образом: Z1=1+1+1+1+1+3+0/7=1,14; а затем преобразуем результаты диагностики речевых высказываний подростка относительно выбора изображения: Z2=0+0+1+3+1+3+1/7=1,28. Записываем результаты следующим образом: 1,14/1,28 - причем каждый показатель является автономным, и для определения риска возникновения у ребенка девиантного поведения ориентируемся на больший из них. Наибольшим показателем является Z2, а его количественное значение 1,28 свидетельствует о среднем риске возникновения девиантного поведения и необходимости проведения углубленного комплексного психолого-педагогического обследования для определения содержания специальной психологической и педагогической помощи по формированию у обследуемого социальных приемлемых ориентиров, осознания сущности и результативности соблюдения людьми социальных норм и правил.

Пример 3. Михаил Я., 16 лет, II группа здоровья: атопический дерматит в стадии обострения, амблиопия. Обследование во время прохождения восстановительного лечения. На консультацию направлен лечащим врачом. Подросток учится на втором курсе строительного колледжа, успеваемость высокая. Результаты обследования:

Преобразуем результаты диагностики выбора изображения: Z1=0+0+1+0+0+0+1/7=0,28; а затем преобразуем результаты диагностики речевых высказываний подростка относительно выбора изображения: Z2=0+0+0+0+0+0+1/7=0,14. Записываем результаты следующим образом: 0,28/0,14 - причем каждый показатель является автономным, и для определения риска возникновения у ребенка девиантного поведения ориентируемся на больший из них. Наибольшим показателем является Z1, а его количественное значение 0,28 свидетельствует о минимальном риске возникновения у ребенка девиантного поведения, что свидетельствует о необходимости ежегодного профилактического психолого-педагогического обследования и психологическое консультирование с целью профилактики возникновения отклоняющегося поведения у подростка.

Способ может быть использован в практической деятельности специалистов, работающих с подростками (психологов, педагогов, социальных педагогов, неврологов и педиатров.

Проведенный анализ данных, полученных с помощью применения данного способа, также его экспертная независимая оценка врачами и педагогами учреждений, в которых обучались дети, катамнестическое наблюдение за формированием личности и социальным поведением подростков показали его надежность и эффективность использования, что позволяет нам считать данный способ достаточно валидным в отношении прогнозирования и оценки риска возникновения девиантного поведения подростков.

Использование изобретения в медицинской и психологической практике позволит повысить точность диагностики, сократить время обследования подростка и упростить саму процедуру.

Способ прогнозирования риска возникновения девиантного поведения у подростка, включающий проведение диагностического теста, отличающийся тем, что ребенку предъявляют диагностический тест, который содержит карточки с 21 изображением, отражающие определенную жизненную ситуацию по Таблице 1, указанной в описании, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам по 3 изображения в каждой: А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола по внешнему виду: демонстрация приверженности к соблюдению социальных норм и правил во внешнем виде, возможность незначительного нарушения, демонстрация неприятия социальных норм и правил; В - вид совместной деятельности со сверстниками: демонстрация приверженности к общению по поводу учебной деятельности, приверженности к виртуальному общению, приверженности к рисованным формам общения; С - предпочтение в выборе партнера мужского пола по внешнему виду: демонстрация приверженности к соблюдению социальных норм и правил во внешнем виде, возможности незначительного нарушения, демонстрация неприятия социальных норм и правил; D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения в общественных местах: демонстрация приверженности к соблюдению норм и правил, демонстрация возможности игнорирования социальных норм и правил, демонстрация желания нарушить социальные нормы и правила; Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности: демонстрация приверженности к выполнению, демонстрация уклонения, демонстрация отказа от выполнения; F - привычная форма проведения досуга со взрослыми: демонстрация приверженности к соблюдениям норм и правил в общении со взрослыми, демонстрация незначительного нарушения, демонстрация желания нарушить; G - предпочтения в выборе физической активности: демонстрация выбора физической активности с минимальным риском для здоровья, демонстрация выбора с высокой степенью риска для здоровья, демонстрация выбора с высокой степенью риска для жизни; ребенок выбирает одно из трех изображений для каждой из семи сфер, затем проводят бальную оценку каждого выбранного изображения по Таблице 1, указанной в описании; результат диагностики выбора изображения преобразуют следующим образом: A+B+C+D+E+F+G/7, где делимое - есть сумма баллов, а делитель 7 - количество сфер, полученная величина Z1 является итоговым показателем выбора изображения, затем фиксируют речевые высказывания подростка относительно каждого выбора изображения Aw, Bw, Cw, Dw, Ew, Fw, Gw, причем речевое высказывание, подтверждающее, что выбор изображения обусловлен склонностью к соблюдению социальных норм и правил поведения оценивают в 0 баллов; речевое высказывание, подтверждающее, что выбор изображения обусловлен склонностью к незначительному нарушению социальных норм и правил поведения, оценивают 1 баллом; речевое высказывание, подтверждающее, что выбор изображения обусловлен желанием нарушать социальные нормы и правила поведения, оценивают 3 баллами; после чего преобразуют результаты диагностики речевых высказываний относительно выбранного изображения Aw+Bw+Cw+Dw+Ew+Fw+Gw/7, где делимое - сумма баллов, а делитель 7 - количество сфер, полученная величина Z2 является итоговым показателем вербальных высказываний по поводу изображения, далее результаты записывают в виде соотношения следующим образом: Z1/Z2; для выявления риска возникновения у ребенка девиантного поведения ориентируются на больший из них, и если он <0,8, то риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как минимальный; при его значении от 0,8 до 1,4 - риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как средний; при его значении больше 1,4 - риск возникновения у ребенка девиантного поведения оценивается как высокий.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

Изобретение относится к медицине, неврологии, нейропсихологии. У пациента с органическим психическим расстройством проводят нейропсихологические тесты, направленные на оценку состояния невербальных и вербальных функций, по результатам которых выявляют наличие нарушений следующих функций: общая психическая активность и поведение, программирование и контроль произвольной деятельности, внутреннее речевое программирование, серийная организация движения и кинетическая основа речи, нейродинамика, эмоциональный фон, кинестетический праксис и кинестетическая основа речи, слуховой гнозис, фонематический слух, слухоречевая память, пространственная организация восприятия и движения, зрительная память, симультанный анализ и синтез в речи, зрительный гнозис, межполушарное взаимодействие, модально-неспецифическая память, просодическая функция речи, нейродинамические характеристики психической активности.

Изобретение относится к медицине, психологии и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями очаговых повреждений головного мозга, в частности, при инсульте и/или черепно-мозговой травме.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии. В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.
Наверх