Привод колес ведущего моста транспортного средства

 

гтат !

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<ц 536994

Союз Советсиик

Социалистических

Ресоттодии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.74 (21) 1983603/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл. В 60К 17/30

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.113.028.0. .012 (088.8) по делам изобретений Опубликовано 30.11.76. Бюллетень № 44 н открытий

Дата опубликования описания 30.11.76 (72) Авторы изобретения

А. Т. Скойбеда, В. В. Гуськов и П. Н. Степанюк

Минский тракторный завод (71) Заявитель (54) ПРИВОД КОЛЕС ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известен привод колес ведущего моста транспортного средства, содержащий главную передачу, состоящую из пары шестерен, ведущая из которых связана карданным валом с раздаточной коробкой, а ведомая соединена с ведущими элементами муфт свободного хода, и полуоси, связанные с ведомыми элементами муфт свободного хода.

Однако при автоматическом включении привода наблюдается возникновение значительных динамических нагрузок.

Известен также привод колес ведущего моста транспортного средства, содержащий главную передачу, состоящую из пары шестерен, ведущая из которых связана карданным валом с раздаточной коробкой, а ведомая соединена с ведущими дисками управляемой фрикционной муфты, полуоси и устройство управления фрикцион ной муфтой, имеющее клапан управления и силовой гидравлический цилиндр, связанные между собой магистралью.

По конструктивным признакам этот привод является прототипом изобретения.

Недостатком этого привода является постоянная блокировка его и создание дифференциального эффекта только при определенном положении рулевого колеса.

Целью изобретения является снижение динамических нагрузок в приводе при его автоматическом включении.

Это достигается тем, что предложенный привод снабжен муфтой свободного хода, размещенной íà выходном валу раздаточной коробки и состоящей из ведущего элемента с трапецеидальными кулачками, связанного с входным валом раздаточной коробки, ведомо10 го элемента, установленного на выходном BBлу, и диска с трапецеидальными кулачками, также установленного на выходном валу раздаточной коробки с возможностью передвижения вдоль этого вала и связанного с клапа15 ном управления; при этом трапецеидальпыс кулачки указанного диска связаны " трапецеидальными кулачками ведущего элсмента, ведущие диски фрикционной муфты соединены с одной из полуосей, а ведомые диски — с дру20 гой полуосью.

На чертеже схематически изображен описываемый привод колес ведущего моста тран портного средства.

В приводе установлена раздаточная короб

25 ка 1, посредством зубчатой передачи 2 соединенная с коробкой иерсдач (на чертеже не по казана) трансмиссии транспортного средства и содержащая муфту свободного хода с ведущим элементом 3, кинематически связап30 ным с ведущими колесами 4 ведущего моста

536994

3 транспортного средства. Ведомый элемент

5 муфты свобод ного хода установлен на выходном валу 6 раздаточной коробки 1 и посредством карданного вала 7 и пары конических шестерен — ведущей 8 и ведомой 9, связан с ведущими колесами 10 и 11 ведущего моста. Колеса 10 и 11 установлены на полуосях соответственно 12 и 13.

На ведомой шестерне 9 главной передачи закреплены ведущие диски 14 управляемой фрикционной муфты, а ведомые диски 15 муфты установлены на полуоси 12.

Другая полуось 13 жестко соединена с ведущими дисками 14 управляемой фрикционной муфты.

Управление фрикционной муфтой осуществляется с помощью гидроцилиндра 16 с поршнем 17. На ведущем элементе 3 муфты свободного хода выполнены трапецеидальные кулачки 18. Такие же кулачки выполнены на диске 19, связанном с клапаном 20 управления. Управление производится путем соединения клапаном 20 какой-либо пары магистралей: магистрали 21 от источника давления с магистралью 22 полости слива гидросистемы транспортного средства или с магистралью 23.

Работает привод следующим образом.

Привод к колесам 10 и 11 ведущего моста выполнен с небольшим кинематическим опережением (4 — 5%), в связи с чем при отсутствии буксования ведущих колес 4 кинематически связанная с,ними посредством ведущего элемента 3 муфта свободного хода расклинена, а вращение ведомого элемента 5 осуществляется от вала 6 через карданный вал 7, от полуоси 13 через цилиндр 16, связанный с ведущими дисками 14, и пару шестерен 9 и 8 главной передачи переднего моста. При этом клапан 20 сообщает магистраль 21 источника давления с магистралью 22 слива. Диски

14 и 15 разомкнуты, и передние колеса 10 и 11 крутящего момента не;передают.

Ы случае проскальзывания ведущих колес 4 ведущего моста и достижения величины буксования порядка 4 — 5 частота вращения колес 4 моста увеличивается по сравнению с частотой вращения колес 10 и 11. Соответственно увеличивается и частота вращения ведущего элемента 3 муфты свободного хода, которая достигает частоты вращения ведомого элемента 5 и вала 6.

При этом муфта свободного хода заклинивается, а трапецеидальные кулачки 18, совмещаясь с впадинами трапецеидальных кулачков диска 19, сдвигают подпружиненный клапан

20, который, перемещаясь вдоль вала 6, .прерывает магистраль 22 слива и сообщает магистраль 21 источника давления с магистралью 23 управления фрикционной муфтой переднего моста. После того, как муфта свободного хода заклинилась, привод к мосту начинает передавать крутящий момент от ведомого элемента 5 муфты свободного хода на вал 6, далее — на карданный вал 7 и на ведущую шестерню 8 главной передачи моста.

Рабочая жидкость, поступающая от источника давления по магистрали 23, воздействует на поршень 17 гидроцилиндра 16 и замыкает диски 14 и 15, соединяя ведомую шестерню 9 главной передачи с полуосью 12 колеса 10.

В этом случае крутящий момент передается всеми четырьмя колесами, что способствует снижению его величины на каждом отдельном колесе при сохранении суммарного тягового усилия и, следовательно, повышению проходимости транспортного средства. При этом колеса одного из мостов блокированы.

При прекращении буксования ведущих колес 4 моста кинематически связанный с ним ведущий элемент 3 муфты свободного хода вновь отстает в своем вращении от ведомого элемента 5, Муфта расклинивается. Трапецеидальные кулачки 18, воздействуя на трапецеидальные кулачки диска 19, сдвигают подпружиненный клапан 20, который теперь перекрывает магистраль 23 и сообщает источник давления с магистралью 22 слива. Диски 14 и

15 размыкаются, освобождая колесо 10, и привод к мосту вновь работает в ведомом режиме, При движении транспортного средства на повороте управляемые колеса 10 и 11 проходят больший путь, чем неуправляемые колеса 4. В связи с этим частота вращения связанного с ними ведомого элемента 5 муфты свободного хода еще больше превысит частоту вращения ведущего элемента 3, обеспечивая дифференцированное движение колес

10 и 11.

Формула изобретения

Привод колес ведущего моста транспортного средства, содержащий главную передачу, состоящую из пары шестерен, ведущая из которых связана карданным валом с раздаточной коробкой, а ведомая соединена с ведущими дисками управляемой фрикционной муфты, полуоси и устройство управления фрикционной муфтой, имеющее клапан управления и силовой гидравлический цилиндр, связанные между собой магистралью, отличающийся тем, что с целью снижения динамических нагрузок при автоматическом включении привода, он снабжен муфтой свободного хода, размещенной на выходном валу раздаточной коробки и состоящей- из ведущего элемента с трапецеидалвными кулачками, связанного с входным валом раздаточной коробки, ведомого элемента, установленного на выходном валу, и диска с трапецеидальными кулачками, установленного на выходном валу раздаточной коробки с возможностью передвижения вдоль этого вала и связанного с клапаном управления, при этом трапецеидальные кулачки диска связаны с трапецеидальными кулачками ведущего элемента, ведущие диски фрикционной муфты соединены с одной из .полуосей, а ведомые диски — с другой полуосью.

536994

Составитель Г. Коршунов

Техред А. Камышникова

Корректор Н. Аук

Редактор А. Купрякова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2681/12 Изд. № 1826 Тираж 926 Подписное

ЦНИИПИ осударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Привод колес ведущего моста транспортного средства Привод колес ведущего моста транспортного средства Привод колес ведущего моста транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве силовой тяговой установки в аппаратах и транспортных средствах, движение которых не зависит от окружающей среды, под действием этой силы

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Трактор // 2255869
Изобретение относится к тракторам с передней подвеской, а именно к трактору с подвеской переднего колеса и механическим приводом переднего колеса, в котором кожух (26) дифференциала привода переднего колесо включает поддон для масла двигателя, устраняющий необходимость использовать отдельный масляный насос, и в котором управляющие рычаги (42, 62) подвески установлены на кожухе (26) дифференциала через монтажные устройства, совместно сформованные на кожухе (26) дифференциала

Изобретение относится к детским транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в качестве регулятора скорости вращения колес автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах с независимой подвеской колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах с независимой подвеской колес

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к управляемым ведущим мостам транспортных средств

Изобретение относится к велосипедам, в которых педальный вал проходит через втулку колеса и соединён с колесом через универсальный шарнир или шарнир равных угловых скоростей
Наверх