Пьезоэлектрическая система зажигания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п11 60 8976

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.06.73 (21) 1937652/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.?8, Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 09.06.78 (51) М. Кл 2 F 02P 3/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.43.044.9 (088.8) но делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Л. К. Петров и В. В. Усенко

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания, в частности к системам зажигания.

Известны пьезоэлектрические системы зажигания, содержащие корпус, рычаг, свободный конец плеча которого опирается на вращающийся кулачок, имеющий участок с резким уменьшением высоты профиля, пьезоэлектрический элемент, пружинный элемент, закрепленный между плечом рычага и пьезоэлектрическим элементом. При движении конца плеча рычага по участку с резким уменьшением высоты профиля происходит быстрое расширение пру>кипы и мгновенное снятие нагрузки с пьезоэлектрического элемента. Образующийся при этом на электроде пьезоэлектрического элемента (соединенном со свечей зажигания) заряд, вызывает искровой разряд и воспламенение рабочей смеси в камере сгорания двигателя.

Воспламенение горючей смеси с помощью этого генератора осуществляется только одноискровым разрядом.

Применение многоискрового разряда (получаемого, например, с помощью электронных систем зажигания) улучшает показатели работы двигателя. Создание пьезоэлектрических систем зажигания, позволяющих осуществить многоискровой разряд, особенно актуально в виду малой, не более нескольких микросекунд, продолжительности единичного искрового разряда у этих устройств, что снижает экономические, мощностные показатели и пусковые качества двигателей.

Цель изобретения — обеспечение многоискрового разряда.

С этой целью предлагаемый генератор снабжен дополнительным пружинным элементом, закрепленным между корпусом и плечом ры)p чага со стороны, противоположной основному пружинному элементу.

На чертеже изобра>кена пьезоэлектрическая система зажигания.

Пьезоэлектрическая система зажигания сос15 тоит из двух керамических стержней 1 и 2, между которыми расположен электрод 3, электрически постоянно соединенный со свечей зажигания. Стержень 1 опирается через пластину 4 па упор 5, а стержень 2 через

2р втулки б — 9, шарики 10, 11 и пружины 12, 13 на плечо рычага 14.

Между плечом рычагом и неподвижной стенкой корпуса 15 установлены дополнительные пружины 16, 17, втулки 18, 19 и шарик 20.

Свободный конец 21 рычага опирается на вращающийся кулачок 22.

Профиль кулачка выполнен из четырех последовательных участков: 23 — с постоянной высотой профиля; 24 — с пологим возраста30 нием высоты профиля; 25 — с постоянной вы608976

3 сотой профиля; 26 — с резким уменьшением высоты профиля (уступ).

На кулачковом валу установлены подвижные контакты, выполненные в виде пластины

27 и замыкающие электрическую цепь электрод 3 — свеча зажигания при расположении их против проводника 28. Размеры пластины таковы, что указанная цепь заземляется при опоре свободного конца 21 рычага на участке

24 с пологим увеличением высоты профиля кулачка.

Работает пьезоэлектрическая система зажигания следующим образом.

При вращении кулачка против часовой стрелки и движении свободного конца 21 рычага по участку с пологим возрастанием высоты профиля керамические стержни 1 и 2 сжимаются, образующийся при этом заряд снимается с электрода 3, поскольку электрическая цепь электрод 3 — свеча зажигания в этот период заземлена пластиной 27.

На участке 25 с постоянной высотой профиля кулачка сила, сжимающая керамические стержни 1 и 2, неизменна, в то же время пластина 27 удаляется от проводника 28.

При дальнейшем движении конец 21 плеча рычага срывается с уступа 26, и пружины 12 и 13 расширяются, разгружая керамические стержни 1 и 2. Образующийся при этом на электрод 3 электрический заряд вызывает искровой разряд между электродами свечи.

Дальнейшее движение плеча рычага 14 под действием силы инерции приводит к сжатию пружин 16 и 17, а затем к обратному движению плеча рычага и новому сжатию керамических стержней 1 и 2, сопровождающимся новым искровым разрядом. Рычаг осуществляет колебательное движение, причем каждое сжатие и разгружение керамических стержней сопровождается искровыми разрядами. Для осуществления колебаний высота уступа 26 должна быть больше амплитуды колебания свободного конца 21 плеча рычага.

Искровые разряды продолжаются до тех пор, пока максимальная величина генерируемого напряжения превосходит величину пробивного напряжения между электродами свечи или до момента встречи свободного конца

21 плеча рычага с поверхностью кулачка на участке 24.

После соприкосновения конца рычага 21 с поверхностью кулачка колебания плеча рычага 14 прекращаются, рычаг вновь сжимает керамические стержни, и описанный выше процесс повторяется.

Для обеспечения надежной работы пьезоэлектрической системы зажигания цспс ообразно применять две пружины 13 и 16 большой жесткости и две 12 и 17 — малой >кесткости, причем последние две пружины находятся в сжатом состоянии в течение всего периода колебания плеча рычага. Наличие слабых пружин 12 и 17 почти пе сказывается на скорости снятия или приложения нагрузки к керамическим стержням 1 и 2. Эта скорость определяется жесткими пружинами 13 и 16 и поэтому может быть достаточно высокой, что снижает чувствител ьность генер атор а к шунтирующим сопротивлениям.

В то же время постоянное сжатие подвижных деталей пьезосистемы слабыми пружинами обеспечивает плотное прилегание сопрягаемых поверхностей втулок 6, 7, 9, 18, рычага 14, шариков 10, 11, 20, что позволяет избежать ударов между этими деталями в процессе колебательного движения рычага. Применение указанных втулок и шариков в данной конструкции позволяет также избежать перекосов пружин и осуществить равномерное распределение давления по поверхности торцов стержней 1 и 2.

В известных пьезоэлектрических системах зажигания двигателей внутреннего сгорания, пьезоэлектрические элементы сжимаются усилием, равным -500 кг (а энергия искрового разряда равна -10 мдж). В предлагаемой системе зажигания достаточно сжать таким усилием жесткую пружину на 1 мм, чтобы запасти в ней энергию, соответствующую нескольким сотням единичных искровых разрядов. Таким образом, с помощью предлагаемой пьезоэлектрической системы зажигания можно осуществить многоискровой разряд с большим числом единичных искровых разрядов.

Формула изобретения

Пьезоэлектрическая система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая корпус, рычаг, свободный конец плеча которого опирается на вращающийся кулачок, пьезоэлектрический элемент с пружиной, закрепленной между плечом рычага и пьезоэлектрическим элементом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения многоискрового разряда, она снабжена дополнительным пружинным элементом, закрепленным между корпусом и плечом рычага со стороны, противоположной закреплению пьезоэлемента.

Составитель А. Борзинов

Редактор В. Левятов Техред A. Камышникова Корректор Т. Добровольская

Заказ 1013/8 Изд. № 469 Тираж 708

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Подписное

Пьезоэлектрическая система зажигания Пьезоэлектрическая система зажигания Пьезоэлектрическая система зажигания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для накопления электрической энергии большой энергоемкости в автономных системах электропитания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и предназначено для поджига рабочей смеси в цилиндрах

Изобретение относится к системам зажигания, в частности к системе зажигания двигателей внутреннего сгорания, и позволяет улучшить режим работы двигателей путем создания искрового разряда с желаемыми характеристиками

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам зажигания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания и позволяет упростить конструкцию системы зажигания и обеспечить надежный запуск двигателя путем увеличения мощности и длительности разряда

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системам зажигания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания, и позволяет обеспечить надежный запуск двигателя, уменьшить зависимость надежности в работе двигателя от утечки напряжения, а также состояния зазора в свечах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автотранспорту, и может найти широкое применение в современном автотранспорте для снижения токсичности выхлопных газов

Изобретение относится к источникам электроэнергии, устанавливаемым на двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, в частности мототехники, для питания систем зажигания этих двигателей и бортовой сети мототехники (фары, фонари, светосигнальные приборы)
Наверх