Фрикционная муфта

 

Союз Советским

Сок,ивпистических

Республик

< 11 673781 (á1) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 090277 (21) 2451217/25-27 с присоединением заявки Но— (23) Приоритет р рм у 2

F 16 D 13/12

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 150779.Бюллетень йо 26 (Я) (Д (621.825. .54(088.8) Дата опубликования описания 15.07.79 (72) Авторы изобретеиия

И. П. Ксеневич, Е. Н. Козлов, A. С. Солонский, M. Г. Мелешко и В. М. Семенов (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности приме,няется при передаче вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, охлаждаемае смесью жидкости и воздуха (1).

Недостатком ее является сложность конструкции.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленные в полости между ними фрикционные диски, приводной цилиндр, поршень которого смонтирован на валу и связан с дисками,а полость цилиндра соединена каналом,размещенным в вале с полостью между полумуфтами (2). данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.Недостатком его является высокий расход жидкости.

Цель изобретения — уменьшение расхода жидкости.

Цель достигается тем, что вал выполнен о дополнительным каналом для подачи воздуха в полость между полумуфтами, а в поршне выполнен наклонный канал, соединяющий его посадоч ную относительно вала поверхность с торцовой поверхностью, обращенной к фрикционным дискам.

На фиг.. 1 изображена фрикционная муфта во включенном положении; на фиг. 2 — то же, в выключенном положении.

На валу 1 закреплена полумуфта 2 с перемещающимся в нем поршнем 3, ведущими фрикционными дисками 4 и упорным диском 5. Отжимные пружины

6 установлены между поршнем и упорной шайбой 7. Герметичность бустера обеспечивают уплотнительные кольца

8 и 9. Каналы 10 и ll служат для подвода рабочей жидкости от распределителя под поршень и к фрикционным .дискам. На полумуфте 12, вращающейся в подшипниках 13, установлены ведомые фрикционные диски 14. Для подвода охлаждающего воздуха к фрикционным дискам в валу имеются осевое 15 и боковые 16, 17 и 18 отверстия. B ступице шестерни выполнены отверстия

19, .через которые рабочая жидкость и воздух поступают в зазоры между ведущими и ведомыми фрикционными дисками выключенной муфты.

Для повьхаения интенсивности циркуляции охлаждающего воздуха в поршне

3 6737 имеются радиальные ребра 20 и пазы

21. Упорный диск имеет радиальные ребра 22. В отверстие 17 шестерни могут быть вмонтированы трубки, обеспечивающие динамический напор охлаждающего воздуха..

Для повышения интенсивности охлаж5 дения включенной фрикционной муФты .в поршне может быть выполнено отверстие 23..

При включении фрикционной муфты рабочая жидкость от распределителя гидросистемы управления под давлением.по каналам 10 и 21 поступает под поршень 3 и к Фрикционным дискам 4 и 14, смазывая их. При этом, в начале хода поршня канал 11 имеет максима»льиую площадь сечения и через него проходит наибольшее количество рабочей жидкости, а между вЕдущимй и ведомыми дисками фрикционной муфты имеют место максимальные зазоры. Это Ю способствует быстрому смачиванию трущихся поверхностей и обеспечению равйомерного и стабильного коэффициента трения между дискамк» при полностью сжатых фрикционных Q$ дисках поршень перекрывает канал 11 и прекращает поступление рабочей жидкости к дискам..

Охлаждение включенной фрикционной муфты осуществляется потоками воздуха 30 поступающего через отверстия 16, 17, и пазы 21 с вйутренней стороны и через отвеРстия 18 с наружной стороны.

Через отверстие 23 в течение всего времени работы муфты подается некоторое количество рабочей жидкости для ускорения процесса охлаждения включенной муфты.

При выключении фрикционной муфты " поршень атжимными пружинами 6 перемещается влево и открывает канал 11, 40 через который рабочая жидкость, вытесненная из-под поршня, попадает.,на фрикционные дйски, частично смазыва" ет их и охлаждает ° Дальнейшее охлаждение дисков выключенной Фрикционной 45 муфты происходит поступающим из полости картера возцухом не только с внутренней и наружной сторон пакета дисков, но и потоками воздуха через зазоры между ведущими и ведомыми р) дисков

Исйользование предлагаемого изобретения позволит: уменьшить непроизводительные потери мощности в трансмиссии за счет ликвидации жидкОстнОго трения между ведущими и ведомыми дисками выключенных фрикционных муфт, а также эа счет уменьшения объема подводимой к фрикционной муфте под давлением рабочей жидкости, расходуемой на смазку и охлаждение дисков.

Следствием уменьшения потерь мощности является улучшение температурного режима трансмиссии, что позволит в некоторых случаях обходиться без системы охлаждения рабочей жидкости трансмиссии.

Устранение жидкостного трения между ведущими и ведомыми дисками выключенных фрикционных муфт уменьшает ведение промежуточного вала коробки передач, поэтому упрощает задачу остановки при переключении зубчатых муфт диапазонов передач.

Охлаждение дисков Фрикционной муфты "в»озду»хом при кратковременном использовании рабочей жидкости для их смазки в момент включения муфты позволяет перейти к применению в трансмиссиях более вязких рабочих жидкостей, что положительно скажется на сроки службы редукторной части трансмйссни.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленные в полости между ними фрикционные диски, приводной цилиндр, поршень которого смонтирован на валу и связан с дисками, а полость цилиндра соединена каналом, размещенным в вале с полостью между полумуфтами, о т л и ч а ющ а я с я .тем, что, с целью уменьшения расхода жидкости, вал выполнен с дополнительным каналом для подачи воздуха в полость между полумуфтами, а в поршне выполнен наклонный канал, соединяющий его посадочную относитель-. но вала поверхность с торцовой поверх ностью, обращенной и фрикционным дискам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2,.Авторское свидетельство

9 247793, кл. F 16 D 65/833, 1967.

2. Кожевников С. A. Есипенко Я.И., Риски И. М. Механиэмй, М., Машиностроение, 1976, с. 905, рис. 6.56.

673781

° 4 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Яцунов

Ре акто О. То гашева Текред М. Келемеш Ко екто М, Виг ла

Заказ 4044/32 Тираж 1138 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс
Наверх