Многодисковая фрикционная муфта сцепления

 

О П И С А Й Н Е llll435392

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союэ Сове скин

Социалистическин

Республик (61} Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено30.10.7 2 (21} 1841430125-27 (бц я. Кл.н 16 0 13/72 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(43) Опубликовано25.06.76,Бюллетень № 23 (45) Дата опубликования описания:25 0 76

Гавудвретвннннй нвинтвт

Соввтв Мннинтров СССР нв дэнни нввврнтнннй н втнрытнй (оS} УДК 621 825.54 (0ЕЕ.Е) (72) Авторы изобретения

А. А. Фоломин и К. Г, Евграфов

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54} МНОГОДИСКОВЛЯ ФРИКБИОННЛЯ МЛ ть СБКПЛЫИЯ

Изобретение относится к фрикционным уп равляемым муфтам газотурбинных двигателей.

Известна многодисковая муфта сцепления, передаюшая крутящий момент двигателя, Она ! содержит установленную на ввлу ведушуюпо лумуфту, выполненную и виде корпуса с- сту пипей, и котором размещены поршень силовых цилиндров и фрикпион ые диски. В кор пусе имеется рабочий канал для подводажид- та, кости под давлением к поршню и фрикционным дискам.

Недостатками известной муфты являются ! охлаждение ее дисков рабочей жидкостью из ! ,канала, питаюшего силовой цилиндр, и невоз- тк . |можность подачи рабочей жидкости к дискам до их сжатия. Подача большого количества

;рабочей жидкости для интенсивного охлаждения дисков связана . падением давления в ! силовом цилиндре муфты, а невозможно Tb QQ .,орошения рабочей жидкостью поверхностей

;дисков до их сжатия перед включением муф ;ты не способствует плавности включения, уменьшению износа и устр;неллю возможносL .ти коробленил фрикционных дисков муфты.

Бель изобретения — обеспечение интен: сивнога охлаждения фрикционных дисков при .сохранении постоянного давления в силовых цилиндрах муфты.

Предлагаемая многодисковая фрикционнаа ! ,муфта сцепления отличается тем, что в сту ° пине ведущей полумуфты выполнен дополни тельный радиальный канал, связанный с од ! ной стороны с системой смазки через ради альные и осевые отверстия, имеющиеся в ве» душем валу, а с другой стороны при включенной муфте - с полостью, в которой рас

1положень фрикционные диски, через отверс" .тие, выполненное на внутренней цилиндричео-. !

1 кой поверхности поршня, сопрнкасаюшейся со ступицей корпуса, На чертеже показана опнсывасмая муфта, продольный разрез.

Муфта содержит вецушую полумуфту, вы» полнанную B виде корпуса 1 со ступицей, связанной шлицами с ведушнм валом 2. В корпусе размешен подпружиненный поршень3 малого 4 и большого S силовых цнл атдров, а также ведущие 6 и ведомые 7 фрикцной иые дкски. Ведущие диски связаны шлкцами

4. 3 Э 1) 2 гф

0р Ов 3н выступами корпуса, а ведомь)е клапан 17, дрОСС >))ярую)Н)3й llOTOK )KHI)KOCTH, л ) И

ДИСКИ С Я 3 иски связаны также шлицами с ведомым и канал 18 в большой снл3>вой цилиндр 5, звеном 8 муфты. При включегии M, II)gpHK- мачом силовом цилиндре давление жидкости ционные диски у3)нраются b опорный 31»сК 9, нарастает быстро, в связи с чем поршень Э закрепленный замковым кольцом 10 HB K01 g перемещается, с2<имая пружины. Скорость пусе муфты. орпус му ы ф .к фт сцепления вмес» пе >емец)ения порш)3я в боль)3)ой степени эа

). те с ведомым звеном 8 закреплен на веду- висит от )ы30)ц д

t )цюшади попе»ечного сечения мелощем валу 2 гайкой 11. Ведомое ВВоНо 8 го силового цилиндра. С момента заполне расположено на валу 2 на подшипниках 12 ния малого силового цилиндра рабочей жидкостью послед))яя начинает перетекать час ной муфте свободно вращаться относительно TII )Ho к внутренней поверхности ведомого звена 8 и к фрнкционным дискам через проК малому силовому цилиндру 4 рабочая доль)3ь3е пазьl, отверст Г

27 отве тия 25 и гнезда 26 жидкость подается От насоса (не показан) п > жин поршня Э. Г10сле перемещения порш1У Р по каналам 1 4) 1 5 и 3 6, а к большому си- ня до упора в сжатые фрикнионные диски отверстия 25 совмещаются с кольцевой проловому цилиндру 5 - иэ канала 1,» через

6 и точкой 24 и каналом 19 корпуса муфты. Ра; клапан 17 автоматического слива ра оче или в и канал 18, бочая жидкость подается к фрикционнымдисНД PO

В ст пнце корпусе выполнены один или

У

330 ок жно,-т)3 до и Радиальным 20 отвеРстиЯм, дополнительнесколько расположенных llo окружности доовмеше)3333,3х с ному каналу 19, кольцево проточке одним или несколькими радиальными ОтверсВ ., б .я жидко<-ть из г илового

В это время Рабочая жидкость из с тиями 20 на ведущем валу 2. Кроме того, цилиндра к дискам не попадает. В связи с в корпусе вьщолнены наэы для размещения

>) тем что количество пазов 27 корпуса муфуплот))ительнь)х колец 21 и 22, В 3)алу ты и отверстий 2)» пор)щ)я может быть раз имеется осевое отверстие 23 для ))одвода нылf То )333Т033с)303)ость подачи жидкости к через р)и)иальное отверстие 20 рабач))й жид- >

«HcK)I)» в начальнь;й момент включения муфкости От СИСтеМЬ) СМяЗКН К до))ОЛ)3)3тя)3ькол)У ты и после ее Вкл)очения может быть раз)» канялу 19 и кольцевой п1ютсчке 24 корпуличной.

Большой расход рабочей жидкости, подаВ поршне 3 выпол)30330 одно ил) IIecKoII) ваемой к фрикпионнь)м дискам после перемехо расположенных Ilo окружности От)>ерс- )цения поршня муфты, в предлагаемой конст тий ) "> с одной сторонь) выходящих 3> l HI)0- руКННН пе влияет на величину давления жйд2<) да 6 пружин пор)ш

Р)33)3Я а с ДРУЗT» ст01)03333 - кости В силовых ци)3)333д1)ах„ па в)3утр . ннк>ю цилиндрическую по поверхность )Ф В процессе нереме)ленин поршня полость

To&) iKo ПОРш)3Я. У 3)l>IK)l)oiloffHo . > и муфть) от- большого силового цилиндра заполняется возВерстия 2,.> поршня со))лапша -l6BIoTc с и!)Одо)3 духом через специальный клапан (не пока

Hk1MII па )ами 2 7 ступицы кор))уса 1, а у зан) > 1)азмещене)ь)й рпу, » и В стенке корпуса . дьключ)иной ) fy)1)TII эти от . > . и и Отве1)стня coBMB!IIB новре foHHo и постепенно полость заполнявтются с кольцево) нроточко

3 и 24 и ДОПОлни- »>9 ся 3)аб0,3ей >„ид, 0<-,г, ю п„с, унаюшей из

ТОЛЬНЬ)Л3 KBHQJIOM . 3)ЕДО

1 9. В; мом )Вене 8 нала 15 )ерез клапан 17 и канал 18, и по Окружности располо н 3 3ТРОдольн3>3- па- воздух в этой полости сжимается. зы =8 и радиальны Давление порвя)я 3 на фр)3к33330Н33ь)е дисюшие продольные пазы со ш впади- ки 3)арастает до расчетного значения, Муфнами этого звена. Рнчем

П пазы 28 и отвеРс Ю та сцепления получает возможность передатия 29 расположены ожены на звене 8 таким об- вать крутящий момент от Ведущего вала 2 разом, чтобы ра Очая и б б ж дкость попадающая к ведомому звену 8 последовательно через из отверстий 2 поршня

2)) на внутреннюю no- KopIlvc 1 и пакет фрикционных дисков. Выверхность звена, во врем

8, ВРашении л3уф ключается муфта путем прекращения пита ты яинОме12ИО Орошала пО ВВеерхН ò" Фр"кц"" Ю ния СИЛОвых цилиндрОВ ее Рабочей жидкос р тью От насоса и соединения канала 14 ве»

ОННЫХ ДИСКОВ. ф-,д щего Вала 2 с внутрикяртерным простран Работает многодисковая фрикционная муф-,Пущего Вал та сцепле) ия .ду б1 . Д по сле ющим об )азом. Для по б .. Д пода- ством. В результате эюго давление ра и его части которая почи к тящего момента от двигателя к ..Транс- ЧЕй >КИДКОСТИ В to Е чи крут и >а- бб лу3ает питание От насоса, В каналах, ведумиссии муфта включается путем подачи ра1>т ° бочей жидкости д по давлением От насоса че. >Них к силсв)лл3 цилиндрам му) ы, и в самйх цилинд ах пвдает, В связи с эгим срабатыез к н или клапан включе ня (не показа- цилиндрах пвдает, 5 16 в ма- вает кляпян 1.7 аВтоматического слива репо абочим каналам 14, 1> и 12 в манов еменно або- бочей жидко)>ти из силовых цилиндров, и лый силовой цилиндр 4, Одновременно ра о° : > 1 1 1).) )и ).3» боль)3)Ого.

1 5 че ез 33Ф жидкость из каналов, » и .. » 0 чая жидкосгь подается но каналу, ч .р, Э

435Э и малого силовых цилиндров вытекает через клапан 17 по специальному каналу (не пока эан) в картер муфты. Поршень 3 под действием его пружин перемешается в исходное положение, и подача рабочей жидкости к фрик- и ционным дискам прекращается. В результате прекращения орошения жидкостью фрикци онных дисков выключенной муфты вместе с, разводкой дисков снижается крутяший момент, передаваемый муфтой, до минимальной величины °

Формула иэобрeòения

Многодисковая фрикционная муфта сцеп ленив, содержащая ведуший вал с установлен-

1й иой на нем ведущей полумуфтой, выполненной в, вице имеющего основной рабочий ка»

{нал корпуса со ступицей и размещенного в нем поршня силовых цилиндров с отверстием, соединяющим в момент пуска муфты рабо чий канал с полостью поршня, в которой по мешены фрикционные диски, о т л и ч .а ю» ш а я с s тем, что, с целью обеспечения интенсивного охлаждения фрикционных дисков при сохранении постоянного давления в сило- вых цилиндрах муфты, в ступице ведушей по лумуфты выполнен дополнительный радиальный канал, связанный с одной стороны с системой смазки через радиальные и осевые от верстия, имеющиеся в ведущем валу, а с другой стороны при включенной муфте» с полостью, в которой расположены фрикцион иые диски, через отверстие, выполненное на внутренней цилиндрической поверхностипоршня, соприкасающейся со ступицей корпуса.

< з

Сос.твитет. О. Птеииоьа

Редактор 3. Жавороикова Техред Л. Демьянова Корректор Н, Ковалева

Заказ 2469/275 " и1,аж .1. l13 1 Ло;. и:оное

Ш(ИИПИ ГосударстисF1, f07 комитета Совета Мииистров СССР по делич изоб1>етоиий и открытий

1 1 ЭОЗ5, Москва. Ж-35 Рауглская наб. д. 4/5

Филиал П1 11) "!1атент", r, Ужгород. ул. проектная, 4

Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс
Наверх