Способ установки схождения управляемых колес транспортного средства

 

(72) Авторы изобретения

М.В.Морозов, А.А.Жирнов и Ф.М.Судак (71) Заявитель

Горловский филиал Донецкого ордена Трудового

Красного Знамени политехнического института (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ СХОЖДЕНИЯ УПРАВЛЯЕИЫХ

КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть npugменено при проверке технического состояния переднего моста автомобиля, а также для обеспечения мини- 5 мального износа шин при работе транспортногб средства.

Известен способ установки схождения управляемых колес транспортного средства, поворотных относительно f0 шкворней и кинематически связанных рулевой трапецией, заключающийся в том, что непрерывно измеряют боковые силы, действующие на управляемые колеса (1) . 15

Недостатком известного способа является невозможность восстановления схождения до оптимального значения при нарушении схождения, возникающем в процессе движения 20 автомобиля по дорогам. Это связано с тем, что при изменении схождения путем регулирования рабочей длины поперечной рулевой тяги угол схождения каждого колеса будет неопреде- 25 ленным, так как он будет зависеть от силы сопротивления повороту управляемого колеса, на величину которой будут оказывать влияние условия сцепления колеса с грунтом, 30

2 различные под каждым колесом автомобиля. Эти обстоятельства приводят к увеличению износа шин.

Цель изобретения — установка колес транспортного средства на оптимальный угол.

Цель достигается тем, что непрерывно изменяют на одинаковую величину расстояние от каждого шкворня до продольной сои транспортного средства до устранения разности между боковыми силами на каждом управляемом колесе. Изменение расстояния от каждого шкворня до продольной оси транспортного средства осуществляют под действием боковых сил на каждое колесо. При этом способе установки схождения боковые силы на обоих колесах будут равны, что обеспечивает их равную износостойкость и увеличивает срок службы шин.

На фиг. 1 приведена схема способа автоматической установки оптимального схождения управляемых колес движущегося транспортного средства; на фиг. 2 — схема реализации предлагаемого способа на транспортном средстве в плане с неразрезной балкой переднего моста.

746242

Формула изобретения

65 В. процессе движения транспортного средства при изменении схождения уйравляемых колес от оптимального значения происходит увеличение боковых сил, действующих в пятне кон такта шин управляемых колес с дорогой. Если при этом действительное схождение в процессе прямолинейной езды йо горизонтальной дороге меньше оптимального, то боковые силы, действующие в пятне контакта обоих колес, б:дут больше минимального значения

" и йаправлены наружу перпендикулярно

" os# движущегося транспортного средства. Датчиками 1 и 2 (в схеме реализации это управляемые колеса) фиксируют боковые силы, действующие соответственно в пятне кбнтакта левого и правого управляемых колес с доро- гой. В управляющем органе 3 произ- .

"водят обратное сложение (вычитание) этих боковых сил, результат обратного сложения используют для изменения "ширины колеи управляемых колес (изменения расстояния от .каждого шкворня до продольной оси транспортного средства) вспомогательным исполнительным органом 4 так, что колеса в поперечном направлении смещаются на одинаковые расстояния. Ширина колеи увеличивается. Вследствие кинематической "связи между вспбмогательным органом

4 и основным исполнительным органом

5, последним при увеличении ширины колеи производится соответствующее увеличение схождения управляемых колес движущегося транспортногб средства. Увеличение схождения управляе"мых колес в этих условиях прйводит к уменьшению боковйх сил в пятне контакта управляемых колес с дорогой.

Увеличение ширинй колеи и схождения колес происходит до тех пор,пока разность боковых сил в пятне контакта управляемых колес с дорбгой не до" -стигнет нуля, что соответствует оптимальному углу схождения колес.

Если же действительное схождение управляемых колес при езде больше оптимального значения, то боковые силы на обоих УПравляемых колесах будут также больше минимальйого значения, но направлены внутрь, перпен-.

-)дикулярно оси движущегося транспортного средства. Эти силы фиксируют датчиками 1 и 2, в органе 3 производят их обратное сложение, а результат обратного сложения используют для изменения ширинй колеи управ- ляемых колес вспомогательным органом

4. В этом случае ширина колеи уменьшается. Пропорционально уменьшению ширины колеи колес органом 5 уменьшают их схождение до тех пор, пока разйость боковых сил в пятне"контакта

yéðàâëÿåìûõ колес с дорогбй не до "стигнет нуля, что соответствует оптимальному схождению колес.

36

При движении транспортного средства по дороге с поперечным уклоном в пятне контакта шин управляемых колес с дорогой, кроме боковых сил от несоответствия действительного схождения оптимальному, действуют еще боковые силы от поперечного уклона, которые на обоих колесах направлены в сторону уклона. Датчиками 1 и 2 фиксируют суммарные боковые силы, действующие со стороны дороги соответственно в пятне контакта шин левого и правого колес. Управляющим органом 3 производят обратное сложение этих сил, а результат используют для соответствующего изменения вспомогательным органом 4 ширины колеи колес и основным исполнительным органом 5 их бхождения до тех пор, пока разность боковых сил не достигнет нуля. Это соответствует оптимальному схождению управляемых колес.

Реализация предлагаемого способа на транспортном средстве осуществляется следующим образом.

При движении управляемых колес б и 7, поворотных относительно шкворней 8 и 9 и связанных рулевой трапецией, состоящей из поперечной рулевой тяги 10 и поворотных рычагов

11 и 12, по дороге их схождение под влиянием различных сил нарушается. В результате на колеса б и 7 начнут действовать боковые силы, различные по величине. Под действием этих сил шкворни 8 и 9 будут удаляться или сближаться на одинаковую величину, при этом одновременно будет прбисходить непрерывное-изменение угла схождения каждого колеса. Изменение угла схождения каждого колеса будет происходить до тех пор, пока разность между боковыми силами на каждом колесе .не станет равной нулю.

Следовательно, предлагаемый способ обеспечивает автоматическое восстановление, схождения до оптимального значения, при котором укаэанная разность сил равна нулю. Так как при осуЩествлении предлагаемого способа боковые силы на каждом колесе будут равны, их износ станет равномерным, что также повысить срок службы шин.

1. Способ установки схождения yriравляемых колес транспортного средства, поворотных относительно шкворней и кинематически связанных рулевой трапецией, заключающийся в том, что непрерывно измеряют боковые силы, действующие на управляемые колеса, отличающийся тем, что, с целью установки колес транспортного средства на оптимальный угол, непрерывно изменяют на одинаковую величину расстояние от каждого,746242

Фиг.2

Заказ 409б/14 1ираж 1019

Подписное

ЦНИИПИ

Филиал ППП Патент, г. Унгорол, ул. Проектная, 4 шкворня до продольной оси транспортного средства до устранения разности . между боковыми силами на каждом управляемом колесе.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что изменение расстояния от каждого шкворня до продольной оси транспортного средства осуществляют под действием боковых сил на каждое колесо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2548217/11, кл. G 01 M 17/06, 28.11.77.

Способ установки схождения управляемых колес транспортного средства Способ установки схождения управляемых колес транспортного средства Способ установки схождения управляемых колес транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения
Наверх