Сальник судового валопровода

 

) . \

ОП ИСА НИЕ

ИЗОБРЕТИ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1ii? 96082

Союз Советских

Социалистических

Республик (6l ) Дополнительное н авт. свид-ву 3 (5! )М. Кл. (22) Заявлено16.02.79 (21) 2726738/27-3. 1 с присоединением заявки М (23) П риоритет

В 63 Н 23/36

Ввуднрстеенны3 квинтет

СССР ао данам нзоеретеннй н втнрытнй (53) УДК 629.4.. .037.4(088. 8) Опубликовано16.04..8l. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 18.03..83.

А. В. Смыков, А. С. Кельзон, В. С. Гаврилов, о

В. Н. Елизаров и В. И. Рябущенко (72) Авторы изобретения

Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (71) Заявитель (54) САЛЬНИК СУПОВОГО ВАЛОПРОВОДА где 1, Ъ толщине и ширина плоского кольцевого элемента.

Кроме того, кольцевой элемент выцолнен из термобиметелла . кивер — латунь в

На чертеже изображен сальник судового валопровода, общий вид в разрезе.

Изобретение относится к судостроению, в частности к сальникам судового валопровода.

Известен сальник судового валопровода, содержащий хорпус с неподвижным герметизирующим кольцом, свободно ох3 ватываюшкм гребной вал, втулку, жест ко закрепленную на гребном валу, в, проточке которой установлено подвижное герметизирующее кольцо, взаимодействующее с неподвижным герметизирующим

Ю кольцом, и поджимное устройство, расположенное в корпусе (l).

Недостатком такого уплотнения является отсутствие регулировки его в И зависимости от режима работы и, как следствие, снижение эксплуатационных характеристик герметизетора, например повышенный износ при его пе регреве. 26

Цель изобретения - повышение долговечности сальника.

Поставленная цель достигается тена, что сальник снабжен кольцевым элементом

2 из термобиметалла, размещенным в проточке втулки, и шайбами, установленными по обеим сторонам кольцевого элемента, при этом шайбы имеют толщину и ширину, не превышакяцие половины толщины и одной четвертой ширины кольцевого элемента, причем поджимное устройство выполнено в виде регулнровочного болта, взаимодействующего с неподвижным герметизнрующим кольцом, а поверхность подвижного герметизнруюшего кольца, взаимодействующая с пассивной стороной кольцевого элемента, выполнена сферической с радиусом, определяемым соотношением р аЬ+ 0,0 6 —, 1

79608

Сальник судового валопровода содер« жит корпус l, охватывающий гребной вал 2, в который помещена обойма 3 с неподвижным герметизирующим кольцом

4 и поджимное устройство 5, выполненное в виде регулировочного болта. На гребном валу 2 жестко закреплена втул1 ка 6 с фланцем 7, где в круговой проточке 8 соосно неподвижному герметизирующему кольну 4 смонтировано под-. вижное герметиэирующее кольцо 10, контактирующее с рабочим торном 9, причем кольца монтируются на эластичных прокладках 1.l. На дно круговой проточки 8 устанавливается кольцевой элемент 12 из 1$ термобиметалла инвар - латунь, состоящий из двух пластин l.3 и l4, одна из которых изготовлена из пассивного металла - инвара, а другая иэ активного— латуни. Поверхность подвижного герме- тй тизирующего кольца lO, взаимодействующая с пассивной стороной 13 кольцевого элемента 12, выполнена сферической с радиусом, определяемым соотношением у

2S

Р +O,Ol6 — где, b - толщина и ширина кольцевого элемента.

По обеим сторонам кольпевого элемента установлены шайбы 15, толщина и ширина которых не превышают половины толщины и одной четвертой ширины кольцевого элемента.

Сальник судового валопровода работает следуккпим образом.

В статическом состоянии с помощью поджимного устройства 5 обеспечивается давление неподвижного герметизирующего кольца 4 на подвижное герметиэирующее кольцо 10. При этом кольпо 10, > воспринимая давление от поджимного уст- > ройства 5 через рабочий торец 9 своим нерабочим торцом, выполненным сферическим, воздействует на кольцевой элемент 12. Имеющийся в контакте колец 4 и 10 зазор обеспечивает уплотнение гребного вала 2. При вращении гребного вала 2 ьозникающее при трении колец 4 ,и 3.0 тепло частично уносится водой, частично идет на нагрев сальника. При этом изменение температуры подвижного герметизирующего кольца 10 влечет за собой нагрев кольцевого элемента l2, êîторый в силу своих свойств изгибается и снижает давление подвижного кольца 10

5S на кольцо 4, увеличивая зазор между ними, в результате чего протечка воды увеличивается. Увеличение протечки снижает температуру подвижного герметизирую2 ф

mего кольца 10 и контактирующего с ним кольцевого элемента 12, в результате чего последний, деформируясь в обратном направлении, повышает давление кольца l0 на кольцо 4. размещение кольцевого элемента l 2 активной стороной к дну круговой канавки 8 обязательно, так как в противном случае элемент 1.2 при нагревании увеличивает давление кольца 10 на кольцо

4. Для того, чтобы деформация кольпевого элемента l2 была возможна, поставлены шайбы l5, а для беспрепятственной работы его в пределах упругой деформации материала, подвижное герметизирующее кольцо 10 имеет сферическую поверхность радиусом Р, позволяющим максимальную просадку под.вижного герметизирующего кольца lO без опасности упора его в шайбы 15.

Величина радиуса. находится из известного геометрического соотношения

С + 4}, 8 И где «}, С вЂ” высота и ширина сегмента.

Задавая предельные значения толщины и ширины шайб 15

Ь Ъи t(1, где Ф», Ь» — толщина и ширина шайб l5, и подставляя их в известное соотношение и производя преобразования, окончательно получаем

Р -6 + O,Ol6

Предлагаемый сальник судового вало-провода позволяет оперативно вести регулировку протечек в соответствии с режимом его работы без вмешательства обслуживающего персонала. Уменьшение и увеличение зазора между герметизирующими кольцами и выбор его оптимальной величины в зависимости от температурного режима уменьшает износ колец и увеличивает уплотняющую способность сальника, которые являются его основными эксплуатационными характеристиками.

Увеличение уплотняюшей способности сальника приводит к снижению протечек забортной воды в корпус судна, а следовательно, к уменьшению расхода электроэнергии на работу осушительных насосов.

Формула изобретения

1. Сальник судового валопровода, одержащий корпус с непопви кным rep79608

5 метизируюшим кольцом, свободно охватывающим гребной вал, втулку, жестко закрепленную на гребном валу, в-проточке которой установлено подвижное герметизируюшее кольцо, взаимодействую- 5 шее с неподвижным герметизируюшим кольцом, и подвижное устройство, расположенное в корпусе, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности сальника, он снабжен коль- ip .цевым элементом из термобиметалла, размещенным в проточке втулки, и шайбами, установленными по обеим сторонам кольцевого элемента, при этом шайбй имеют толщину и ширину, не превышающие половины толщины и одиой четвертой ширины кольцевого элемента, причем подвижное устройство выполнено в виде регулировочного болта, взаимодей- . ствующего с неподвижным герма тизируюшим кольцом, à поверхность подвижного герметизируюшего кольца, взаимодействующая с пассивной стороной кольцевого элемента, выполнена сферической с радиусом, определенным соотношением г

2. Сальник по п. l, о т л и ч а юш и и с я тем, что кольцевой элемент выполнен из термобиметалла инвар— латунь.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Кокичев В. Н. Уплотняющие устройства в машиностроении..Л., Судпромгиз, 1962, с. l53, рис. l35.

ВНИИПИ Заказ 9582/29 Тираж 498 Подписное

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, "4

Сальник судового валопровода Сальник судового валопровода Сальник судового валопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх