Привод управления фрикционом
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву—
<и1838195 ю ф (51)М К,З (22) Заявлено 130779 (2I) 2809926/25-28 с прмсоедмйением заявки Йо
Р 16 Н 17/00
Государственный комитет
СССР
А0 делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150681. Бюллетень К9 22
Дата опубликования описания 1,0681 (53) УДК 621. 825 (088. 8) (72) Автор изобретения
В.С.Трубачев (71) Заявитель (54) ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНОМ
Изобретение относится к машино- строению и может найти применение в транспортном машиностроении, в частности для автоматического pery5 лирования механизма выключения фрикциона.
Известен привод управления фрикционом, содержащий корпус, нажимную
О педаль, вал механизма выключения фрикциона и ведомое звено, кинематически связанное с педалью и валом fl).
Недостатком известного привода является сложность конструкции, определяемая компоновкой привода и ступенчатостью регулировки ведомого звенЬ, что снижает работоспособность фрикциона в целом.
Цель изобретения — упрощение конструкции и обеспечение бесступенчато- 2О го срабатывания ведомого звена.
Поставленная цель достигается тем, что вал механизма выключения имеет два резьбовых участка разных диаметров и шагов, ведомое звено выполнено в виде охватывающих резьбовые участки вала и имеющих нарезки рычага и упора, взаимодействующие с реэьбовыч участком вала большого диаметра и шага и резьбовым участком вала меньшего 3() диаметра и шага соответственно, а рычаг соединен с нажимной педалью.
Кроме того, соотношение между диаметрами и шагами резьбовых участков вала выбрано из условия обеспече- . ния угла подъема винтовой линии нарезки упора не более 0,9 угла подъема нарезки рычага.
Привод снабжен пружиной, связывающей корпус и упор.
На фиг.l изображена схема управления приводом, на фиг.2 вЂ,пример выполнения ведомого звена.
Привод содержит корпус 1, нажимную педаль 2, вал 3 механизма выключения фрикциона и ведомое звено, кинематически связанное с педалью
2 и валом 3 (фиг.l). Вал 3 механизма вЫключения имеет два резьбовых участка 4 и. 5 (фиг.2) разных диаметров и .шагов. Ведомое звено выполнено в виде охватывающих резьбовые участки
4 и 5 вала 3 и имеющих нарезки рычага 6 и упора 7, взаимодействующих с резьбовым, участком 5 большого диаметра и шага и резьбовым участком 4 меньшего диаметра и шага соответственно, а рычаг 6 соединен кинематически через тяги 8-1О с нажимной педалью 2 (фиг. 1).
838195
Соотношение между диаметрами и шагами резьбовых.участков 4 и 5 вала выбрано из условия обеспечения угла подъема винтовой линии нарезки на упоре 7 не более 0,9 угла. подъема нарезки рычага 6. Упор 7
5 фиксируется относительно корпуса 1 (пружиной 11. В начальном положении .упор 7 устанавливается относительно рычага 6 с зазором, соответствующим примерно 0,01 величины шага винтово- О го зацепления рычага б и участка
5 вала.
Привод работает следующим образом.
При выжиме педали 2 рычаг 6, кинематически связанный с педалью, совершает сложное перемещение — угловое и линейное, вплоть до упора 7.
Дальнейшее перемещение рычага 6 носит характер углового перемещения совместно с упором 7 и. валом 20
3, так как линейное перемещение рычага при этом исключено в силу несоразмерности углов подъема винтовых линий рычага 6 и упора 7, чем и достигается завершение операции выключения фрикциона. После снятия усилия с педали 2 вся система привода возвращается в исходное положение под действием возвратных пружин. По мере износа дисков трения фрикциона вал 3 совершает медленное, но постоянное угловое перемещение (скорость которого зависит от интенсивности износа дисков трения), которое винтовыми зацеплениями преобразуется в линейное перемещение рычага 6 и упора
7). Перемещаясь по валу 3, рычаг 6.. постоянно сокращает установочный зазор между ним и упором 7, однако упор 7 в силу того же воздействия перемещения вала 3 частично компенсиру40 ет зто сокращение, исходя иэ фактической несоразмерности углов подъема винтовых линий (собственной и рычага 6). Учитывая то, что вал
3 вплоть до полной выработки моторесурса фрикциона может провернуть ся лишь на незначительную часть полного оборота, то,подобранйый установочный зазор между рычагом би упором 7 по выше описанным параметрам обеспечивает возможность совместного их перемещения параллельно оси вала 3 без заклинивания, исключая тем самым необходимость проведения каких-либо регулировок привода.
Формула изобретения
1. Привод управления фрикционом, содержащий корпус, нажимную педаль, вал механизма выключения фрикциона и ведомое звено, кинематически связанное с педалью и валом, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и обеспечения бесступенчатого срабатывания ведомого звена, вал механизма выключения имеет. два резьбовых участка разных диаметров и шагов, ведомое звено выполнено в виде охватывающих резьбовые участки вала и имеющих нарезки рычага и упора, взаимодействующие с реэьбовым участком вала большого диаметра .и шага и роаьбовым участком вала меньшего диаметра и шага соответственно, а рычаг соединен с нажимной педалью.
2. Привод по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что соотношение между диаметрами и шагами резьббвых участков вала выбрано из условия обеспечения угла подъема винтовой линии нарезки упора не более 0,9 угла подъема нарезки рычага.
3. Привод по п.1,.о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен пружиной, связывающей корпус и упор.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Инструкция по эксплуатации трактора ДТ-75. Сб.Издание 6, Нижневолжский ЦНТИ, Волгоград, 1977 (прототип).
838195
Составитель В.Щербаков
Техред 3. Фанта Корректор И.Демчик
Редактор tO.Ïåòðóøêî
Подписное
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4
Заказ 4388/48 Тираж 1006
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5