Колесо рельсового транспортного средства

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»»895729 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13. 03.80 (21) 2894610/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Опубликовано 07 ° 01 ° 82 - Бюллетень М 1

Лата опубликования описания 07.01.82 (51)М. Кл.

В 60 В 9/ 12

Государственный комитет

СССР пп делен нзобретеннй н вткрытнй (53) УДК 629.4.027. .4(088.8) (72) Автор изобретения

Г.П.Большаков (7I) Заявитель (54) КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к рельсо" вому транспортному средству, преимущественно трамваю, и касается конструкции колеса для колесной пары.

Известно колесо рельсового транспортного средства, преимущественно

5 для трамвая, содержащее диск со ступицей, на периферийной поверхности которого выполнены круговые канавки, смонтированный на диске бандаж с греб1О нем и размещенные в зазоре между диском и бандажом упругие элементы (1).

Недостатком известного колеса яв, ляются недостаточная надежность и высокая трудоемкость монтажно-демон15 таиных работ.

Целью изобретения является повышение надежности и снижение трудоемкости монтажа.

Указанная цель достигается тем, что круговые канавки на диске образованы многозаходной прямоугольной резьбой, на сопряженной поверхности бандажа выполнена соответствующая резьба, бандаж и диск снабжены соответственно расположеными с противоположных сторон колеса ограничительными ребрами для взаимодействия с упругими элементами. При этом, упомянутая резьба может быть выполнена трехзаходной. Высота витков резьбы диска может быть больше высоты витков резьбы бандажа. Кроме того, упругие элементы могут быть сформованы на резьбе диска.

На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое колесо, разрез.; на фиг. 2 - сопряжение бандажа с диском; на фиг. 3 - схема монтажа колеса; на фиг. 4 " вариант возможного выполнения сопряжения бандажа с диском, на фиг. 5 - сечение А-А на фиг.2; на фиг. 6 - заходный участок витков резьбы диска и бандажа., сечение Б-Б на фиг.5; на фиг. 7 - то же, сечение В-В на фиг. 5.

Колесо состоит из диска 1, бандажа

2 и упругих элементов между ними.

89572

Периферийная часть диска имеет ширину, равную ширине бандажа, и выполнена с кольцевым ограничительным реб" ром 3, с трехзаходной резьбой прямоугольного сечения, с кольцевой проточкой 4 у заходных концов резьбовых витков 5 и с зарезьбовой канавкой 6 около ребра 3. Заходные концы резьбовых витков 5 имеют скошенные плоскости 7, обнижающие высоту витков и улучшающие свинчивание собираемых элементов. Диаметр кольцевого ребра 3 диска больше наружного диаметра резьбовых витков 5 и больше диаметра резьбовых канавок у бандажа. В центральной части ступица имеет отверстие 8 которым колесо по тепловой посадке соединяется с осью колесной пары. В средней части диска выполнено несколько равномерно расположенных по окружности технологических отверстий 9.

Наружная поверхность бандажа 2 выполнена с ребордой 10 стандартно. го профиля, с толстослойным направленным покрытием 11 из износостойкого демпфирующего сплава, например, марки 50НД: 373 CU 4,25/ Al

33 Fe 1,53 Ni остальное Мп. Наличие покрытия 11 с резиноподобными свойствами позволяет уменьшить шум, производимый колесом на стыках рельс, на поворотах и на стрелочных переводах.

Внутренняя поверхность бандажа выполнена с кольцевым ограничительным ребром 12, противоположным реборде l0, с трехзаходной резьбой прямоугольного сечения, с кольцевой выточкой 13 у заходных концов резьбовых витков 14 и с зарезьбовой канавкой 15 около кольцевого ребра 1

Заходные концы резьбовых витков 14 имеют скошенные плоскости 16, об" нижающие высоту витков и улучшающие свинчиваемость собираемых элементов. Внутренний диаметр ребра 12 меньше внутреннего диаметра резьбовых витков 14.

Шаги и направления резьбовых витков 5 и 14 ступицы и бандажа равны и обеспечивают свинчиваемость бандажа с диском. Свинчивание осуществляется на специальном стапеле (в условиях завода-изготовителя) либо непосредственно на трамвайной тележке (в условиях трамвайных парков). По окончании сборки резьбовой профиль бандажа симметричен резьбо15

9 4 вому профилю диска с большими .зазоРами, которые выполняют функцию кольцевои полости для заполнения ее упругими элементами.

Заполнение зазоров между резьбами может осуществляться тремя вариантами.

Вариант 1. В зарезьбовые канавки

6 и 15 диска и бандажа вклеиваются резиновые полосы 1 j и 18 с прямыми концами. К дну канавок. между резьбовыми витками диска и бандажа приклеиваются резиновые полосы 19 и 20 со скошенными концами, прилегающими к полосам 17 и 18. К торцу кольцевого ребра 3 диска приклеивается резиновое кольцо 21. К торцу ребра 12 бандажа приклеивается резиновое кольцо 22. Достоинство варианта: все упругие элементы, в том числе кольца 21 и 22, изготовимы из погонажных (экструдированных) полос, более дешевых, чем формованные упругие эле" менты. При специальном технологическом оснащении возможна сборка без приклеивания резины к металлу. Недоста" ток: в условиях трамвайных парков необходимость манипуляций с резиновыми полосами повышает трудоемкость замены бандажей на колесах {перед восстановлением изношенного демпфирующего покрытия 11 наплавлением резина с. бандажа должна быть удалена).

Вариант 2. К диску резиновые элементы приклеиваются, как и в варианте 1, а к бандажу приклеивается только кольцо 22; высота резьбовых витков 14 в этом варианте выполняется уменьшенной.

Вариант 3. Все упругие элементы колеса выполнены за одно целое формо" ванием непосредственно на диске.

Высота резьбовых витков бандажа выполняется, как и в варианте 2, уменьшенной. Достоинство: при сборке и разборке колеса отсутствует необходимость манипуляций с резиновыми элементами.

Сборка. трамвайного колеса (по

3-ему варианту) осуществляется следующим образом (в условиях заводаизготовителя). Диск центральным отверстием 8 устанавливается на стержень

23 сборочного стапеля и фиксируется от поворотов выдвижными штырями 24.

Вращаемый патрон 25 находится от диска на максимальном расстоянии (навернут на винт 26). Шаги резьбовых витков на многозаходном. винте 26 рав5 895729 Ф ны шагу трехэаходных резьб на диске. Бан- за другом без выкатки моторных теледаж колеса устанавливается в патрон 25, жек из-под трамваев, т.е. имеется разворачивается в патроне по специ- разерв уменьшения простоя трамваев на альному упорному резьбовому калиб- ремонтах. ру и закрепляется клиновидными за- 5 Поскольку условия работы правых жимами 27. При рабочем вращении пат- и левых колес трамвая не одинаковы

У . рона 25 осуществляется осевое про- а прикладываемые рабочие крутящие движение его по винту. 26, а значит, моменты должны быть направлены на навинчивание бандажа на диск. Сим- затягивание резьбовых сочленений метричное положение каждого из резь- 10 бандажей с дисками, направление резьбовых витков 14 бандажа между двух . бы (у бандажей и ступиц) на правых реэьбовых витков 5 диска обеспечива- колесах должно быть левым, а на леется благодаря примененному (перед вых колесах правым. С учетом этого и закреплением бандажа в патроне) конструкция сборочного стапеля должупорному резьбовому калибру, фикси- t5 на обеспечивать сборку как левых так

"У рующему свинчиваемые резьбы друг от-. и правых колес. носительно друга в требуемом простран- Предложенное решение позволяет ственном положении. Благодаря заост- . экономить металл как на заводе-изгоренности резьбовых витков 14 бандажа товителе, так и в трамвайных парках. на заходных участках и наличию ско- 20 шенной плоскости 16 на каждом витке происходит вреэание витков 14 в ре-, Формула изобретения зину и выдавливание ее (через зазоры между ви гками 14 и 5) вплоть до соп- 1. Колесо рельсового транспортнорикосновения с дном 23 канавок меж- >5 го средства, преимущественно для трамду витками 14 бандажа. После сопри- вая, содержащее диск со ступицей, косновения с резиной торцов кольцево- на периферийной поверхности которого го ребра 12 и кольцевой выточки 13 выполнены круговые канавки, смонтирокрутящий момент, прикладываемый к ванный на диске бандаж с гребнем и патрону 25, продолжают увеличивать З0 размещенные в зазоре между диском и до тех пор, пока он не будет заведо- бандажом упругие элементы, о т л имо больше максимально возможных кру- ч а ю щ е е с я тем, что, с целью тящих моментов, действующих в эксплуа- повышения надежности и снижения трутационных условиях на свинчивание доемкости монтажа, круговые канавки бандажа с диска (при задних ходах З5 на диске образованы многозаходной . трамвая). При этом наиболее интенсив- прямоугольной резьбой, на сопряженной но подвергаются сжатию участки резины поверхности бандажа выполнена соотмежду ребром 3 и торцами 28 заход- ветствующая резьба, бандаж и диск ных участков резьбовых витков 14 бан- снабжены соответственно расположенныдажа, между ребром 12 и торцами 29 щ ми с противоположных сторон колеса заходных участков (см.фиг.5) резьбо- ограничительными ребрами.для взаимовь>x витков 5 диска. действия с упругими элементами, Для снятия готового трамвайного колеса с патрона 25 последний враща- 2. Колесо по п.1, о т л и ч а юют в обратную сторону, предварительно as щ е е с я тем, что, указанная реэьвыдвинув штыри 24 из технологических ба выполнена трехзаходной. отверстий 9 диска. 3. Колесо по пп. 1 и 2, о.т л иЗаключительной операцией изготов- ч а ю щ е е с я тем, что высота витления трамвайного колеса является об- ков резьбы диска больше высоты витков точка рабочего стандартного профиля резьбы бандажа. бандажа (по демпфирующему покрытию 4. Колесо по пп.1-3, о т л и ч а ю11) непосредственно на трамвайной щ е е с я тем, что упругие элементы тележке. В условиях трамвайных пар- сформованы на резьбе диска. ков операции снятия изношенных бандажей с дисков, навинчивания на дисИсточни ки и нформации>

5S ки заменяющих бандажей (прошедших ре" принятые во внимание при экспертизе монт) и обточки профиля бандажей мо" 1. Дополнительный патент Франции гут выполняться на одном специализи- 11 1354794, кл. В 60 В 17/00, 1968 рованном месте и непосредственно друг (протот"") 895729

Составитель А. Поляков.

Техред С. Мигунова Корректор H.Стец

Редактор Т.Морозова ираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 8-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 11579/22

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к городскому транспорту, в частности к метрополитену

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности может быть использовано для транспортных средств метрополитена

Изобретение относится к рельсовому транспорту, начиная от железнодорожных дорог до мостовых подъемных кранов и монорельсовых дорог

Колесо // 1418072
Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к колесной ходовой части шахтной погрузочной машины
Наверх