Регулируемая гидромеханическая передача

 

О П И С А Н И Е (»937858

ИЗОБРЕТЕНИЯ

ASTOPCKOhAY С ИДЕТЕJlbCTBY

Союз Советских

Социалистических

Респубпии (6I ) Дополнительное к авт, ñíèä-ау (22) Закалено 29. 07. 80 (2l ) 2971006/25-06 (51) М. Кд.

3 с присоединением заявки М—

1- 16 Н 47Л4

1 16 Í 1/455

Государствсииый комитет (23 I ll риорн тет

ll0 делам изобретений к открытий (5З) УДК 621.83 (088.8) Опубликовано 23.06.82. Бюллетень №23

Дата опубликования описания 23.06.82 (72) Автор изобретения

Е. С, Гуменников

I т

Специальное проектно-конструкторское и 4ехно 11С1Гическое бюро (CllKT6) Министерства цветной металлур1"им=..

Казахской ССР (7I) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и предназначено к использованию в установках на передачах переменного вращательного момента и числа оборотов от двигательного вала на ис5 полнительный орган преимущественно в самоходной технике.

Известна регулируемая гидромеханическая передача, содержащая корпус, дифференциальный механизм с входным и выходным валом, установленный в корпусе, две роторные гидравлические машины с шиберами и механизмами управления, причем ротор первой гидравлической машины кинематически связан с узлом крепления сателлитных шестерен дифференциального механизма, а ротор второй гидравлической машины с выходным валом дифференциального механизма jl ).

Недостатком известной передачи является сложность конструкции, обусловленная сложностью конструкции гид ромашин и механизмов управления передачи.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности передачи.

Указанная цель достигается тем, что шиберы установлены в статорах гидравлических машин и кинематически связаны с механизмами управления, а ротор первой гидравлической машины механически связан со статором второй гидравлической машины, механизм управления которой выполнен в виде регулировочного кольца, установленного в корпусе гидромеханической передачи.

Кроме того, поверхности роторов гидравлических машин выполнены эпи— циклическими, а каждое устройство управления снабжено копиром с коромыслом и передачей винт-гайка, при этом копир кинематически связан с шибером через передачу винт-гайка и установлен с возможностью взаимо3 93785 действия с эпициклической поверхностью одного из роторов.

На фиг. 1 представлена конструк. тивная схема передачи; на фиг. 2сечение A-A на фиг. 1; на фиг. 3 вид Б на фиг. 1.

Регулируемая гидромеханическая передача содержит неподвижный корпус из двух цилиндрических полукорпусов — полукорпуса 1 с входным ва- !6 лом 2 и полукорпуса 3 с выходным валом 4. Оба полукорпуса 1 и 3 крепятся друг с другом герметично.

Входной вал 2 связан с выходным валом 4 конической планетарной передачей из глухих шестерней соответ ственно 5 и 6 и сателлитных шестер.ней 7, число которых может быть равно двум или четырем. Сателлитные шестерни 7 могут крепиться между собой на общую ось 8 и одновременно в стенках ротора 9.

Полукорпус 1 в этой демпферной паре является статором и оборудуется плавающим шибером 10, связанным со стержневым копиром 11.

Копир 11 содержит подпружиненный стержень с роликом !2, находящимся в постоянном контакте с эпициклической поверхностью 13 ротора 9.

В средней части копир 11 оборудован гайкой 14 с многозахоцной резьбой, в которую вворачивается винт

15. Нижней частью винт 15 соединяется .поворотно с серединой коромысла 16, концы которого крепятся шарнирно с

35 шибером 10 и копиром 11.

Верхней частью винт 15 соединен с рукояткой 17 управления.

Стержень копира 11 и рукоятка 17

46 крепятся поворотно в кронштейне 18, в рукоятки 17 диаметрально противоположных шиберов 10 обьединены скобой 19.

Ротор 9 продолжается в осевом направлении в форме цилиндра 20, в ко45 тором заключен ротор 21. Цилиндр 20 здесь является статором. Исключение составляет,поворотность статора и конструкция механизма воздействия на поворотные рычаги 22 управления, соо держащие на концах ролики 23, помещенные в желоб регулировочного кольца 24.

Кольцо 24 связано с механизмом своего осевого перемещения, включающего в себя крепежные стержни 25 с упорами 26, помещенными в поворотные вилки 27. Вилки 27 монтированы на по.

8 4 воротном стержне 28 установленном а кронштеинах 29 и.оборудованном рукояткой 30 управления. Поворотный рычаг 22 оборудован радиальным пружинными упором 31.

Для компенсации температурных процессов жидкости полость гидромеханической передачи соединена с наружной емкостью трубчатым каналом 32.

Первая гидромашина выполнена в виде ротора 9 шиберов 10 и полукорпуса а вторая гидромашина выполнена в виде ротора 21, шиберов 10 и цилиндра

20, Механизм управления первой гидромашины включает рукоятку 17, копир

11, гайку 14, винт 15, коромысло !6 и скобу 19. Механизм управления второй гидромашины включает рукоятку 30, поворотный стержень 28,,вилки 27., крепежные стержни 25 с упорами 26, регули-ровочное кольцо 24, поворотные рычаги

22, копир 11, гайку 14, винт 15 и коромысло 16.

Устройство предусматривает работу как с постоянным, так и с переменным числом оборотов вала 2.

Нейтральный ход выполняется при повороте обеих ручек l7 и. 30 управления в положение полного выдвижения шиберов 10, когда роторы могут вращаться свободно., В этом положении сателлитные шестерни 7 свободно spaщаются с валом 2 и при этом обегают шестерню 6 на валу 4 и соответственно шестерню 5 на валу 2.

Совместно с сателлитами 7 свободно вращается ротор 9 и статор 20.

Вал 4 при этом, имея некоторое сопротивление вращению, остается в неподвижном состоянии.

Прямой рабочий ход выполняется поворотом рукоятки 17 с плавным приближением шибера 10 к эпициклической поверхности 13. При этом происходит торможение ротора 9 и сателлитные шестерни 7 вращают вал 4 в сторону, противоположную вращению вала 2.Скорость вращения вала 4 полностью зависит от величины зазора между шибером 10 и поверхностью 13 ротора 9.

Проскальзывание ротора 9 уменьшает число выходных оборотов. При полном перекрытии зазора обороты выходного вала 4 максимальные, приближающиеся к оборотам вала 2, и отличаются величиной, характеризующейся количеством утечек жидкости через конструктивные зазоры между шибером . 10 и ротором 9.

937858

Формула изобретения

Обратный рабочий ход выполняется при повороте рукоятки 30 с приближением шибера второй гидромашины к поверхности его ротора 21. При сцеплении вала 4 со статором 20 происходит жесткое закрепление в совместном вращении обоих шестерен 5 и 6 на валах 2 и 4 и сателлитных шестерен 7.

Вал 4 вращается в одну сторону 1О с валом 2 с передаточным отношением, также зависящим от зазора между шибером 10 и поверхностью ротора 21 второй гидромашины.

Торможение вала 4 может выполнять- ts ся в двигательном режиме противовключением, т.е. одновременным противоположным перемещением обеих ручек 17 и 30 относительно их бывшего положения. 20

Такой способ торможения для гидродемпферного сцепления не представляет никакой опасности и не повышает износа.

При сцепления обоих гидродемпфе- 25 ров происходит полное торможение ,установки, включая и двигательный вал 2.

Использование гидродемферных уст ройств данной конструкции в коли- 30 честве, соответствующем числу рабочих валов, в настоящем взаимодействии и расположении позволяет полностью перейти к гидростатическому сцеплению входного и выходноГо ва- 35 лов между собой.

При этом достигается высокая плавность передачи, плавное изменение числа оборотов и соответственно рабо- 40 чих моментов, а также плавный реверс хода вращения выходного вала..

Передача легко управляема и предусматривает все возможные операции при передаче на исполнительный орган переменных параметров движения,причем в расчетном режиме, что позволяет легко автоматизировать это управление по обратной связи от исполнительного органа.

1. Регулируемая гидромеханическая передача, содержащая .корпус, дифференциальный механизм с входным и выходным валами, установленный в корпусе, две роторные гидравлические машины с щиберами и механизмами управления, причем ротор первой гидравлической машины кинематически связан с узлом крепления сателлитных шестерен дифференциального механизма, а ротор второй гидравлической машины — с выходным валом дифференциального механизма, отличающаяся тем, что,с целью упрощения конструкции и повышения надежности,шиберы установлены в статорах гидравлических машин и кинематически связаны с механическими управления, а ротор первой гидравлической машины механически связан со статором второй гидравлической машины, механизм управления которой выполнен в виде регулировочного кольца, установленного в корпусе гидромеханической передачи.

2. Передача по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что поверхности роторов гидравлических машин выполнены эпициклическими, а каждый механизм управления снабжен копиром с коромыслом и передачей винтгайка, при этом копир кинематически связан с шибером через передачу с эпициклической поверхностью одного из роторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Патент Великобритании NÃ 1119315, кл 1- 2 D, 1968.

Регулируемая гидромеханическая передача Регулируемая гидромеханическая передача Регулируемая гидромеханическая передача Регулируемая гидромеханическая передача Регулируемая гидромеханическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве центральной или бортовой гидромеханической коробки передач с двумя и более диапазонами в трансмиссиях различных гусеничных и колесных машин

Изобретение относится к гидромеханическим передачам
Наверх