Поворотно-стопорное устройство

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских . Социалистических

Республик (ii)958739 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.12.80 (21) 323764525-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 D 63/00.Гееудлрстеенный комитет

СССР (53) УДК 62-592 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82 ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Г. К. Хламов

Волжское объединение по производств легковых автомобилей им. 50-летия образования СССР (7l) Заявитель (54) ПОВОРОТНО-СТОПОРНОЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам и деталям машин для обеспечения поворота и остановки в заданном положении одного элемента относительно другого, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в ме- . 5 ханизмах, служащих для обеспечения периодического поворота на различные углы с последующим стопорением.

Известно поворотно-стопорное устройство, содержащее установленные на неподвижном основании ведущее звено, жестко связанное с ведущим валом, ведомое звено, установленное на ведомом валу и связанное с ведущим звеном храповым стопорным механизмом, состоящим из храпового колеса и установленной на основании подпружинен- s ной стопорной собачки (1).

Недостатком известной конструкции является ограниченные ее эксплуатационные возможности, обусловленные необходимостью при фиксации храпового колеса изме20 нять местоположение упора стопорной собачЦель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей устройства путем обеспечения возможности поворота и фиксации ведомого звена на различные узлы без переналадки.

Поставленная цель достигается тем, что в поворотно-стопорном устройстве, содержащем установленные на неподвижном основании ведущее звено, жестко связанное с ведущим валом, ведомое звено, установленное на ведомом валу и связанное с ведущим звеном храповым стопорным механизмом, состоящим из храпового колеса и установленной на основании подпружиненной стопорной собачки, ведущее звено выполнено в виде храпового колеса; направление зубьев которого противоположно направлению зубьев храпового колеса, стопорного механизма, двуплечего рычага и подпружиненной собачки, связанной с автономным приводом и закрепленной на одном из плеч двуплечего рычага, при этом стопорная собачка выполнена с выступом, а свободное. плечо двуплечего рычага выполнено в виде кулачка, двуплечий рычаг своей средней частью установлен на ведущем валу с возможностью углового перемещения и взаимодействия свободным плечом с выступом стопорной собачки.

958739

44 . 1

На фиг. 1 изображено устройство, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

На основании 1 на подшипниках размещено ведомое звено 2, состоящее из вала 3 и жестко закрепленного на нем х1тапового колеса 4 и стопорного храпового колеса 5.

На валу 3 размещено ведущее звено- 6, включающее привод 7, рычаг 8, одно плечо которого выполнено в виде кулачка 9, а на другом установлена собачка 10. Кроме того, на основании установлена стопорная собачка 11 с возможностью взаимодействия с кулачковой частью 9 рычага 8.

Механизм рботает следующим образом.

При возвратном движении привода 7, связанного с рычагом 8, собачка 10 проходит соответствующее длине хода привода число зубьев на колесе 4 и зацепляется с последним. В то же время кулачковая часть 9 рычага 8, взаимодействия со стопорной собачкой 11 выводит ее из зацепления со стопорным храповым колесом 4 и держит ее в отведенном положении до конца хода ведущего звена 6 независимо от угла его поворота.

При рабочем ходе ведущего звена 6 под действием привода 7 собачка 10, зацепившись с храповым колесом 4 ведомого звена 2 поворачивает его до тех пор, пока кулачковая часть 9 рычага 8 не освободит стопорную собачку 11. Освобожденная собачка 11, зацепившись со стопорным храповым колесом

5, стопорит ведомое звено 2. Ведущее звено

6 с помощью приводной собачки 10 пожимает ведомое звено 2 к стопорной собачке 11, размещенной н основании 1 устройства.

Таким образом, в конце хода ведомое звено оказывается застопоренным в обих направлениях, т.е. устройство позволяет осу ществить поворот и фиксацию одного элемента относительно другого на различные углы.

Формула изобретения

Поворотно-стопорное устройство, содержащее установленные на неподвижном основании ведущее звено, жестко связанное с ведушим валом, ведомое звено, установленное на ведомом валу и связанное с ведущим звеном храповым стопорным механизмом, состоящим из храпового колеса и установленной на основании подпружиненной стопорной собачки, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности поворота и фиксации ведомого звена на различные углы без переналадки, ведушее звено выполнено в виде храпового колеса, направление зубьев которого противоположно направлению зубьев храпового колеса, стопорного механизма, двуплечего рычага и подпружиненной собачки, связанной с автономным приводом и закрепленной на одном из плеч двуплечего рычага, при этом стопорная собачка выполнена с выступом, а свободное плечо двуплечего рычага выполнено в виде кулачка, двуплечий рычаг своей средней частью установлен на ведущем валу с возможностью взаимодействия свободным плечом с,выступом стопорной собачки. зо Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 715848, кл. F 16 D 71/00, 1977 (прототип).

958739

Составитель Е. Ахматова

Редактор К. Волощук Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Заказ 6751/49 Тираж 990 Подпнсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Поворотно-стопорное устройство Поворотно-стопорное устройство Поворотно-стопорное устройство 

 

Похожие патенты:

Тормоз // 863926

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для торможения движущихся тел

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозному оборудованию

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к тормозным устройствам автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подъемно-транспортных машинах
Наверх