Строительный подъемник

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»977350

) (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 14.05.81 (2f) 3293643/29-11 (51) М.Кл з с присоединением заявки №(23) ПриоритетВ 66 В 9/18

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.1182. Бюллетень ¹ 44

Дата опубликования описания 30,1182 (53) УДК 621 864 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Ф

В.Д.Мартынихин и В.Г.Ивашин

1 е> ур

Белорусский ордена Трудового Красного Знамен технологический институт им.С.М.Кирова 1, (71) Заявитель

Р ! (54) СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК

Изобретение относится к строительным и монтажным работам а именно к канатным строительным. подъемникам, предназначенным для подачи строительных материалов и оборудования в проемы зданий. Подъемник может быть использован как на строящихся объектах, так и при их ремонте.

Известен строительный подъемник, содержащий устанавливаемую на кровле здания опо >у, соединенную посредством трособлочной системы с лебедкой, установленной у основания здания, при этом трособлочная система имеет грузонесущее устройство и выполнена с внутренней и внешней ветвями замкнутого каната (1).

Недостаток известного устройства заключается в его низкой надежности и значительных усилиях в канате.

Цель изобретения — повышение надежности устройства и снижение усилий в канате.

Поставленная цель достигается тем, что грузонесущее устройство снабжено стойкой и грузовой емкостью, соединенными между собой при помощи шарнирных четырехзвенного и двухзвеиных рычажных механизмов, расположенных на различных уровнях, при этом верхняя и нижнис. вершины четырехэвенного механизма соединены с внутренней ветвью замкнутого каната, а на стойке расположены блоки, сгибаемые внешней ветвью каната, при этом нижние рыча» ги четырехзвенника выполнены с консоляии, которые свяэаны с одной сторо" ны со стойкой, а с другой — с груэонесушей емкостью.

К стойке шарнирно прикреплен взаимодействующий с внешней ветвью каната подпружиненный кронштейн с упором, также взаимодействующим с указанной ветвью каната.

На фиг.1 иэобра>кена схема предлагаемого подъемника> на фиг.2 — конструкция груэонесущего устройства, изображенная в аксонометрии. /

Строительный подъемник содержит лебедку 1, имеющую канатоведущие шкивы трения и механизм для натяжения замкнутого каната, установленную на нижней приемной площадке 2, на которой расположены также направляющие блоки 3 и 4, подпружиненная опорная поверхность 5 с концевым выключателем двигателя, а также противовесы 6 для предотвращения сдвига приемной пло-, щадки 2 от силы натяжения каната, грузонесущее устройство 7 с емкостью

977350

8 для размещения груза, верхний направляющий блок 9, установленный на блоке с контргрузом 10, которые расположены на кровле, замкнутый канат

11, который предназначен для подъема . и опускания груэонесущего устройства

7. При помощи этого каната, а именно за счет его запасовки и изменения натяжения, осуществляется управление работой грузонесущего устройства.

Благодаря натяжению каната исключа-. l0 ется раскачивание груэонесущего устройства при подъеме груза, а регули-1 рование натяжения применяется для

„обеспечения равновесия грузонесущего .органа при подъеме груза и для пода- 15 чи его в проем здания.

Наиболее ответственной частью подъемника является грузонесущее устройство 7, особенность конструкции которого определяется прежде всего обеспечением горизонтальной подачи г9>уза в проем здания при сохранении равновесия системы за счет использования натяжения замкнутого каната и. силы тяжести груза и устройства.

Грузонесущее устройство состоит из емкости 8 для штучных или сыпучих грузов (в последнем случае целесообразно днище делать открывающимся), которая соединена при помощи двух пар шарнирных боковых рычагов 12 и одной пары центральных шарнирных рычагов 13 со стойкой 14, например Тобразной формы, имеющей соответствующие проушины на средней части стойкиЗ5 и на двух боковых кронштейнах 15.

При этом соединение рычага 13 с емкостью 8 производится при помощи проушины с внутренним пазом под рычаг 13.

На центральных рычагах установлена пара малых рычагов 16„ к которым 4О присоединен замкнутый канат 11. Боковые рычаги соединены между собой при .помощи тяги 17, а также с .центральными рычагами — при помощи пластин

18. K пластинам присоединена внутрен-45 няя ветвь замкнутого каната, идущая на лебедку. Таким образом, верхние большой 13 и малый 16 центральные рычаги образуют четырехзвенный механизм (параллелограмм) два звена ко- 5(3 торого выполнены с консолями, к которым приложена нагрузка от сил тяжести. Для запасовки внешней ветви зам кнутого каната, выполняющей в течение всего цикла работы подъемника 55 роль направляющей, благодаря упругому отпору которой создается удерживающий против опрокидывания грузонесущего устройства момент, на стойке установлены направлякщие блоки 19 6О и 20.

Запасовка каната производится следующим образом.

На приводе лебедки канат укладывается несколькими витками на один из 65 комплектов шкивов трения. В каждом комплекте по три шкива и число витков каната на них одинаково. Внутренняя (считая от здания) ветвь каната 11, сходя с лебедки, проходит через блок

4 и закрепляется своими концами на шарнирно-рычажном. механизме грузонесущего устройства 7. Далее канат последовательно огибает блок 9, направляющие блоки на грузонесущем устрой- стве 7, блок 3 и поступает на левый комплект шкивов трения. При этом блок 20 расположен на поворотном кронштейне 21, который соединен со стойкой 14 при помощи шарнира и пружины 22. Пружина 22 срабатывает при уменьшении натяжения в замкнутом канате, что имеет место при подаче груза в проем здания, и она предназначена для поворота кронштейна в верхнее положение, при котором увеличивается удерживающий момент от натяжения внешней ветви, за счет увеличения углов обхвата канатом блоков

19 и 20.

На кронштейне 21 также установлен упор 23 с клинообразным желобом, предназначенный для создания силы трения или для защемления каната при верхнем положении кронштейна 21, благодаря этому увеличивается удерживающий момент, а также может производиться выравнивание грузонесущего устройства или, наоборот, создание желательного наклона грузовой емкости в момент разгрузки при выносе емкости 8 в проем здания от движения замкнутого каната.

Канатный строительный подъемник работает следующим образом.

Перед начаЛом работы лебедка 1 и приемная площадка 2 устанавливаются перед зданием с таким расчетом, чтобы ветви замкнутого каната 11 располагались вертикально, и на таком расстоянии от здания, чтобы исключить касание емкости 8 грузонесущего устройства 7 о стену. При загрузке емкости 8 она устанавливается на опор- ную поверхность 5 приемной площадки

2. После этого при помощи натяжного механизма лебедки, работающего на принципе регулирования числа витков на приводе, создается определенное натяжение в замкнутом канате, при котором обеспечивается. предельное складывание рычагов 13,16 и 12 грузонесущего устройства в направлении вертикальной оси. При этом расстояние между стойкой 14 и грузовой емкостью.-8 минимально. Этим обеспечивается то; что грузонесущее устройство при подьеме находится на безопасном расстоянии от стены здания.

Далее при помощи канатоведущих шкивов лебедки и замкнутого каната осуществляется подъем грузонесущего устройства до требуемого уровня про977350

50

55 тив проема здания. При этом в начале подъема может быть выполнено выравнивание грузонесущего устройства в горизонтапьное положение. Это делается путем регулирования натяжения замкнутого каната, при котором изменяется упругий отпор внешней ветви, запасованный в блоки 19, установленные на стойке 14 и на кронштейне 21.

От величины давления на эти блоки зависит величина удерживающего момента.

Например, в случае наклона емкости 8 вниз натяжение в замкнутом канате 11 следует увеличить. При этом кронштейн 21, преодолевая сопротивление пружины 22, займет нижнее положение до упора на стойке, повернувшись на угол Ы . В указанном положении углы обхвата канатом блоков 19 и 20 минимальны, но удерживающий момент возрастает из-за увеличения

20 давления каната на эти блоки. Таким образом, для вертикального движения грузонесущего устройства необходимо так называемое монтажное натяжение замкнутого каната, при котором натянутые ветви выполняют роль натянутых струн, обеспечивающих равновесие устройства и исключение егь раскачивания н удары о стену здания. Расчеты показывают, что необходимое для равновесия монтажное натяжение сравнительно невелико и примепно оавно полуторной грузоподъемности подъемника.

При горизонтальном выносе груза в проем здания натяжение в замкнутом 35 канате сбрасывается до величины, обеспечивающей силу сцепления каната на приводе лебедки, и грузонесущее устройство оказывается подвешенным только к верхней вершине параллелограмма, образованного рычагами 16 и

13. Благодаря приложению нагрузки к концам рычагов 13 параллелограмм под действием сил тяжести складывается относительно горизонтальной оси, при этом емкость 8 перемещается горизонтально от стойки на величийу, примерно равную длине рычагов 12 и 13.

Следует указать, что при снятии монтажного натяжения внешняя ветвь замкнутого каната 11 остается натянутой силой тяжести грузонеаущего устройства и груза, что способствует поперечному перемещению грузонесущего устройства в целом в направлении проема, создавая дополнительно эффект °

Благодаря соединению емкости 8 со стойкой 14 при помощи рычагов 12 и 13 в разных-уровнях стойка и емкость образуют единую систему в отношении ее опрокидывания относительно точки подвеса грузонесущего устройства (верхняя вершина параллелограмма).

В этом сручае равновесие грузонесущего устройства зависит от удерживающе- <5

ro момента, создаваемого внешней ветвью, а именно от силы тяжести груза и устройства и углов перегиба каната на направляющих блока 17 и 18 ° При подаче груза в проем здания кронштейн

21 под действием пружины 22 поворачивается в черхнее положение на угол аЬ и внешняя ветвь каната прижимается к: упору 23. В результате увеличиваются углы перегиба каната на блоках 19 и

20 и соответственно увеличивается удерживающий момент от натяжения внешней ветви, как указывалось, равной силам тяжести груза и грузонесущего устройства. Сохранению равновесия в этом положении способ =твует также увеличение плеча силы. тяжести стойки, длина которого изменяется от точки подвеса грузонесущего устройства, т.е. От верхней вершины параллелограмма, образованного рычагами

13 и 16. Если необходимо выполнить выравнивание грузонесущего устройст- ва в горизонтальное положение, то в этом случае используется эащемление каната в упоре 23. Смысл этого защемленин состоит в том, что при действии упора обе ветви каната оказываются присоединенными к грузонесущему устройству. Благодаря тому, что ветви каната движутся в противоположных направлениях эта мера служит для выравнивания грузонесущего устройства от движения замкнутого каната в.направлении, соответствующем направлению поворота грузонесущего устройства.

После разгрузки емкости 8 грузонесущее устройство сохраняет горизонтальное равновесие, так как в этом случае уменьшается усилие в замкнутом канате и величины удерживающего и опрокидывающего моментов примерно равны. Для возвращения грузонесущего устройства к основанию здания создается натяжение в замкнутом канате, что делается при помощи механизма натяжения лебедки. Нри этом шарнирнорычажная система складывается вдоль вертикальной оси и грузовая емкость

8 приближается к стойке 14. Далее при помощи канатоведущих шкивов лебедки грузонесущее устройство опускается на опорную поверхность 5 приемной площадки 2. При этом от действия концевого выключателя останавливаются двигатель и привод каната лебедки. Подъемник подготовлен для очередной загрузки.

Предлагаемая конструкция подъемника проста и надежна в работе и позволит эффективно и качественно решить вопрос подачи различных по характеру грузов в проемы зданий при их строительстве и ремонте.

Формула изобретения

1. Строительный подъемник, содержащий устанавливаемую на кровле зда,977350

10 ния опору, соединенную посредством трособлочной сист змю с лебедкой, установленной у основания здания, при . этом трособлочная система имеет грузонесущее устройство и выполнена с внутренней и внешней ветвями замкну-того каната, о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности устройства и снижения усилия в канате, грузонесущее устройство снабжено стойкой и грузовой емкостью, соединенными между собой при помощи шарнирных четырехзвенного и двухзвенных рычажных механизмов, расположен« ных на различных уровнях, при этом верхняя и нижние верк Фиы четырехзвенного механизма соединены с внутренней ветвью замкнутого каната, а на стойке расположены блоки, огибаемые внешней ветвью каната, при этом ниж-. ние рычаги четырехзвенника выполнены с консолями, которые связаны с одной стороны со стойкой, à с другойс грузонесущей емкостью.

2. Строительный подъемник IIQ п.1j отличающийся тем, что, с целью регулирования равновесия грузонесущего устройства, к стойке шарнирно прикреплен взаимодействующий с внешней ветвью каната подпружиненный кронштейн с упором, также взаимодействующим с указанной ветвью каната.

Источники информации, 35 принятые во внимание прн экспертизе

1. Заявка Р 2858018/29-11, кл. В 66 В 9/18 25.12.79.,977350

Составитель Л. Трофимчук

Редактор Т.Лопатина Техред С.Мигунова Корректор A.Ôåðåíö

Заказ 9097/25 Тираж"939 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óærîðoä, ул.Проектная, 4

Строительный подъемник Строительный подъемник Строительный подъемник Строительный подъемник Строительный подъемник 

 

Наверх