Опорная часть моста

 

1. ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА, включающая контактирующие между собой криволинейные вогнутый и вьшуклый опорные элементы с различными радиусами кривизны, один из кдаторых жестко закреплен на опоре, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения подвижности опорной части только в области горизонтальных сейсмических на грузок , превышающих расчетные горизонтальные воздействия от прочих нагрузок, другой криволинейный опорный элемент жестко закреплен верхней гранью на пролетном строении моста, причем коэффициент трения скольжения по поверхности контакта между криволинейными опорными элементами не превьпиает коэффициента трения скольжения, при котором происходит взаимное перемещение спорных элеS ментов при расчетной горизонтальной сейсмической нагрузке. 2. Опорнеш часть моста по п. 1, о т личающаяся т&л, что она снабжена фрикционной прокладкой, неподвижно укрепленной на криволинейной поверхности одного из опорных элементов.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 3(51) Е 01 Х) 19/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3366881/29-33 (22) 17 12.81 (46)15.03.84. Бюл. № 10 (72) О. А. Попов, Б. И. Федотов, В. H. Сафонов, И. Ф, Бариковский, Г. П. Соловьев, И.. И. Рубинчик, А. l1. Ковалев, П. E. Михайлов и В. И. Коршунов (71) Государственный ордена Трудового

Красного Знамени проектно-изыскательский институт но проектированию и изысканиям больших мостов Типротрансмос т" (53) 62 4.21 .094(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 579371, кл. E 01?) 19/04, 1976. . 2. Авторское свидетельство СССР

% 594248, Е 02 3 27/34. 1976. (54)(57) 1. ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА, включающая контактирующие между собой криволинейные вогнутый и выпуклый опорные элементы с различными радиусами кривизны, один из которых жестко закреплен на опоре, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью обеспечения подвижности опорной части только в области горизонтальных сейсмических на— грузок, превышающих расчетные горизонтальные воздействия от прочих нагрузок, другой криволинейный опорный элемент жестко закреплен верхней гранью на пролетном строении моста, причем коэффициент трения скольжения по поверхности контакта между криволинейными опорными элементами не превышает коэффициента трения скольжения, при котором происхо» дит взаимное перемещение опорных элементов при расчетной горизонтальной В сейсмической нагрузке.

2. Опорная часть моста по п. 1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена фрикционной прокладкой, неподвижно укрепленной на криволинейной поверх- Я ности одного из опорньцс элементов.

1079733

Изобретение относится к мостострое i нию и может быть использовано в конст рукциях опорных частей мостов, преимущественно в сейсмических районах.

Известна опорная часть моста, вклю- 5 чающая верхний и нижний балансиры, между которыми в коническом углублении s нижнем балансире размещена кольцевая резинометаллическая прокладка, опорная поверхность которой сооответствует форм е углубления (11 .

Недостатки этой опорной части заключаются в незначительном эффекте гашения колебаний при сейсмических воздействиях и нестабильности упругих свойств прокладки.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является опорная часть моста, включающая контактирующие между со- 20 бой криволинейные вогнутый и выпуклый опорные элементы с различными радиусами кривизны, один иэ которых жестко закреплен на опоре (2$.

В этой опорной части вогнутый опорный элемент жестко закреплен на опоре, а выпуклый опорный элемент выполнен в виде катка, причем на пролетном строении жестко закреплен дополнительный вогнутый элемент, а каток размещен 30 между обоими вогнутыми элементами и имеет меньший по сравнению с ними радиус кривизны.

Однако известная опорная часть является подвижной при любых действующих на нее горизонтальных воздействиях, не

3 обеспечивает фиксированного положения пролетного строения or воздействия подвижных нагрузок и является вследствие значительной пОдВижнОсти Относительно cJIB 4p бым гасителем колебаний при сейсмических воздействиях.

Бель изобретения — обеспечение подвижности опорной части только в области горизонтальных сейсмических нагрузок,45 превышающих расчетные горизонтальные воздействия от прочих нагрузок.

Указанная цель достигается тем. что в опорной части моста, включающей контактирующие между собой криволинейные вогнутый и выпуклый опорные элементы с различными радиусами кривизны, один иэ которых жестко закреплен на опоре, другой криволинейный опорный элемент жестко закреплен верхней гранью на 55 пролетном строении моста, причем коэффициент трения скольжения по поверхности контакта между криволинейными опорными элементами не превышает коэффициента трения скольжения, при котором происходит взаимное перемещение опорных элементов при расчетной горизонтальной сейсмической нагрузке.

При этом опорная чаоть снабжена фрикционной прокладкой, неподвижно укрепленной на криволинейной поверхности одного из опорных элементов.

На фиг. 1 уредставлен вариант выполнения опорной части с жестким закреплением на опоре выпуклого опорного элемента; на фиг. 2 — то же, на опоре вогнутого опорного элемента; на фиг. 3 — работа опорной части при расчетном сочетании действу1оших на нее силовых воздействий.

Опорная часть включает контактирующие между собой криволинейные вогнутый

1 и выпуклый 2 опорные элементы с различными радиусами кривизны, один из которых жестко закреплен на опоре 3, а другой жестко закреплен верхней гранью на пролетном строении (не показано), причем коэффициент трения скольжения по поверхности контакта между криволинейными опорными элементами 1 и 2 не превышает коэффициента трения скольжения, при котором происходит взаимное перемещение опорных элементов 1 и 2 при расчетной горизонтальной сейсмической нагрузке Т (фиг. 3).

Опорная часть снабжена фрикционной прокладкой 4, неподвижно укрепленной на криволинейной поверхности одного из опорных элементов. . На опоре 3 может быть жестко закреплен как вогнутый, так и выпуклый опорный элемент в зависимости от конкрегных особенностей опорной части. При прочих равных условиях более предпочтительным является вариант закрепления на опоре выпуклого элемента 2 (фиг. 1), так как в этом случае проще обеспечить эашиту контактирующих криволинейных поверхностей or загр знения, что позволит достичь более высокой точности требуемого расчетного коэффициента трения скольжения и обеспечить соответствующую траекторию взаимного перемещения опорных элементов 1 и 2. Опорная поверхность элементов 1 и 2 может иметь форму цилиндра, сферы, шарового или цилиндрического сегмента.

Меньший радиус кривизны всегда принимается для Выпуклого опорного элемент

ra 2 иэ условия восприятия вертикальных нагрузок И на местное смятие. Радиус кривизны вогнутого элемента 1 опре1079733 сне.2 щие, З

Составитель Л. Лахоэвянский

Редактор В. Ковтун Техред.Т.Маточка Корректор С. Черни

Заказ 1273/28 Тираж 519 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

HD делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 деляется из условия обеспечения необхо, димого горизонтального перемещения р 3 от расчетной горизонтальной сейсмической нагрузки Т. Соотношение радиуса вогнутого и выпуклого опорных элемен- 5 тов определяется в соответствии с принятым коэффициентом трения скольжения для данной фрикционной пары.

С?порная часть работает следующим образом. 1О

При угловом смещении проектного строения моста закрашенный на нем соответствукиций криволинейный опорный (элемент 1 или 2 поворачивается на некоторый угол и катится по поверхности is другого опорного элемента, соответственно

2 или 1 со смещением плошади их взаимного контакта. При этом касательная составляющая опорной реакции препятствует значительному их взаимному смеше- ур нию. Температурное перемещение пролетного строения обеспечивается установкой под другим его концом подвижной опорной части (не показана).

При сейсмическом воздействии, когда пролетное строение под действием инерци онных сил получает поступательное перемещение, происходит взаимное горизонтальное смешение контактирующих опорных элементов 1 и 2 и подъем одного из них на величину а и . При этом происходит подъем конца пролетного строения относительно первоначального его положения, что приводит к гашению скорости перемешения пролетного строения, а под действием сил гравитации происходит обратное перемещение пролетного строения с затухающей амплитудой колебаний.

Таким образом, применение предлагаемой опорной части существенно повысит надежность работы моста при. сейсмических воздействиях и одновременно обеспечит возможность использования ее в качестве неподвижной опорной части в расчетном спектре нагрузок (исключая сейсмические) без применения специальных достаточно сложных в изготовлении ограничителей продольных перемещений.

Опорная часть моста Опорная часть моста Опорная часть моста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительным конструкциям, в особенности к сейсмостойким строительным системам для мостов и зданий

Изобретение относится к мостостроению и может быть применено при сооружении мостов с различными опорными частями

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано преимущественно в пролетных строениях железнодорожных мостов с плитой безбалластного мостового полотна

Изобретение относится к строительству и ремонту инженерных сооружений, в частности для мостов

Изобретение относится к строительству, а именно к мостостроению, и может быть использовано при установке пролетных строений мостов

Изобретение относится к строительству, а именно к мостостроению, и может быть широко использовано при установке пролетных строений мостов

Изобретение относится к области строительства, а именно к мостостроению, и может быть применено при сооружении различных конструкций мостов в качестве одной из их опорных частей

Изобретение относится к строительству и предназначено для протяженных сооружений, например мостов, крановых эстакад, трубопроводных переходов, транспортных галерей и т.д., устанавливаемых на опорные части скольжения

Изобретение относится к области строительства, а именно к мостостроению, и может быть применено при сооружении различных конструкций мостов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для протяженных сооружений, например мостов, крановых эстакад, трубопроводных переходов, транспортных галерей и т.д
Наверх