Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты)

 

1. Пропорциональный клапан для регулирования давления преимущественно в пневматических тормозных системах транспортных средств, содержащий корпус , в котором размещены-с возможностью взаимодействия друг с другом дифферен1щальный и вспомогательный порш - . 33 3f ВСЕ€ОШ,1С JiAiej THf.. ii . . ни и двойной клапанный элемент, управляемый дифференциальным поршнем, при этом в корпусе образованы камеры первого регулирунщего давления,второ го регулирукндего давления и регулируемого давления, первая HS которых ограничена верхней рабочей поверхностью дифференциального поршня, вторая - дифференциальной поверхностью дифференциального поршня и нижней рабочей поверхностью вспомогательного поршня, а последняя камера - нижней рабочей поверхностью дифференциального поршня, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности, верхней рабочей поверх§ ностью вспомогательного поршня и (Л стенками корпуса ограничена дополнительная камера, сообщенная с камерой регулируемого давления. ;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1Ю (И):

ЗШВ60Т826

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2862763/27-11 (22) 04.01. 80 (46) 30.03.84. Бюл. Ф 12 (72) В.Г.Григорян (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (53) 629. 113-59(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 996240 по заявке В 2679166/27" 11, кл. В 60 Т 8/26, 1978.

l (54) ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57) 1. Пропорциональный клапан для регулирования давления преимущественно в пневматических тормозных системах транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены с возможностью взаимодействия друг с другом диф ференциальный и вспомогательный порш. ни и двойной клапанный элемент, управляемый дифференциальным поршнем, при этом в корпусе образованы камеры первого регулирующего давления, второ го регулирующего давления и регулируемого давления, первая из которых ограничена верхней рабочей поверхностью дифференциального поршня, вто рая — дифференциальной поверхностью дифференциального поршня и нижней рабочей поверхностью вспомогательного поршня, а последняя камера - нижней рабочей поверхностью дифференциального поршня, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, верхней рабочей поверхностью вспомогательного поршня и стенками корпуса ограничена дополни" тельная камера, сообщенная с камерой регулируемого давления.

108

2. Пропорциональный клапан для ре гулирования давления преимущественно в пневматических TopMosHblx системах транспортных средств, содержащий корпус, в котором размещены с возмож. ностью взаимодействия друг с другом дифференциальный и вспоФюгательный поршни, двойной клапанный элемент, управляемый дифференциальным поршнем, и упругий элемент, препятствующий перемещению вспомогательного поршня в сторону дифференциального поршня, при этом в корпусе образованы камеры первого регулирующего давления, вто2652 рого регулирующего давления и регулируемого давления, первая из которых ограничена верхней рабочей поверхностью дифференциального поршня, вторая — дифференциальной поверхностью дифференциального поршня,а последняя камера — нижней рабочей поверхностью дифференциального поршня, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, верхней рабочей поверхностью вспомогательного поршня и стенками корпуса ограничена дополнительная камера, сообщенная с камерой регулируемого давления.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пневматическим тормозным системам транспортных средств, и может быть использовано в автомобильной и тракторной промышлен- 5 ности, Наиболее близким к предлагаемому является пропорциональный клапан для регулирования давления, содержащий в первом варианте выполнения корпус, в котором размещены с возможностью взаимодействия друг с другом дифферен циальный и вспомогательные поршни и двойной клапанный элемент, управляемый дифференциальным поршнем, при этом в корпусе образованы камеры первого регулирующего, второго регулирующего и регулируемого давлений, первая из которых ограничена верхней рабочей поверхностью дифференциально-20 го поршня, вторая — дифференциальной поверхностью дифференциального поршня и нижней рабочей поверхностью вспомогательного поршня, а последняя камера — нижней рабочей поверхностью дифференциального поршня.

Во втором варианте выполнения описан пропорциональный клапан, содер жащий корпус, в котором размещены с возможностью взаимодействия друг с 30 другом дифференциальный и вспомогательный поршни, двойной клапанный элемент, управляемый дифференциальньп поршнем, и упругий элемент, препятствующий перемещению вспомогательногс З5 поршня в сторону дифференциального поршня, при этом в корпусе образованы камеры первого регулирующего, второго регулирующего и регулируемого давлений, первая из которых ограни. чена верхней рабочей поверхностью дифференциального поршня, вторая— дифференциальной поверхностью дифференциального поршня, а последняя камера — нижней рабочей поверхностью дифференциального поршня Г1 ).

Недостаток известного пропорционального клапана заключается в снижении его надежности при отказе агрега" та подающего первое регулирующее давление.

Цель изобретения — повьппение надежности.

Указанная цель достигается тем, что при любом варианте выполнения верхней рабочей поверхностью вспомогательного поршня и корпусом ограничена дополнительная камера, сообщенная с камерой регулируемого давления

° На фиг. 1 изображена схема тормозной системы с пропорциональным клапаком; на фиг.2 — пропорциональный. клапан в первом варианте выполнения (первая модификация); на фиг.3 — то же, вторая модификация; на фиг.4 то же, третья модификация; на фиг.5 второй вариант выполнения клапана (первая модификация); на фиг.б — то же, вторая модификация, В пропорциональном клапане 1 (фиг.1 и 2) отверстие 2 соединяет камеру А первого регулирующего давления Р через трубопровод 3 с главным клапаном 4 управления тормозами, з 1082 отверстие 5 — камеру Б второго регу-

I лирующего давления Р2 через трубопро вод 6 с магистралью подачи сжатого воздуха в тормозные камеры 7, давление в которых изменяется регулятором

8 тормозных сил, а отверстие 9 — камеру В регулируемого давления P че3 рез трубопровод 10 с тормозными камерами 11, давление в которых изменяется пропорциональным клапаном 1. 10

Камеры В и Г сообщены между собой через отверстие 9, .трубопровод (не показан) и отверстие 12. Отверстие

13 пропорционального клапана 1 предназначено для выпуска в атмосферу l5 сжатого воздуха из тормозных камер

11 и камер В и Г. Вспомогательный поршень 14 снабжен упругим элементом

15 и под действием его силы (прижат к упору 16. Сочлененнык телескопичес - 20 ки со вспомогательным поршнем 14 дифференциальный поршень 17 снабжен упругим. элементом 18 и под действием

его силы g прижат к упору 19, выпол" ненному на вспомогательном поршне 14. 25

В центре дифференциального поршня 17. выполнено седло 20 впускного клапанного элемента 21, а в центре корпуса

22 — седло 23 выпускного клапанного элемента 24; Оба элемента 21 и 24 щ связаны между собой штоком 25, на который одет упругий элемент 26, упирающийся одним своим концом в торец

1 элемента 24, а другим — в торец дифференциального поршня 17. В исходном .положении элемент 21 закрыт, а элемент 24 открыт. Опорные элементы

27 и 28 имеют возможность осевого перемещения, что позволяет регулировать характеристику упругих элемен- 40 тов .1> и 18, а следовательно, и ха1 рактеристику пропорционального клапана. Нерабочие камеры Д и Е имеют сообщение с атмосферой. Баллон 29 со сжатым воздухом через трубопровод 45

30, главный клапан 4 управления тормозами и трубопровод 3 соединен с пропорциональным клапаном 1, а баллон 31 через трубопровод 32, главный

М . клапан 4 управления тормозами,трубо- 50 провод 33 — с регулятором 8 тормоз-, ных сил. Вспомогательный поршень 14 имеет верхнюю рабочую поверхность 34 и нижнюю рабочую поверхность 35.

Дифференциальный поршень 17 имеет 55 верхнюю рабочую поверхность 36,дифференциальную поверхность 37 и ниж нюю рабочую поверхность 38.

652 ф

Пропорциональный клапан работает следующим образом.

При торможении сжатый воздух из баллона 29 через трубопровод 30, главный клапан 4 управления тормозами, трубопровод 3 и отверстие 2 поступает в камеру А пропорционального клапана 1 под давлением P

1 воздействуя на верхнюю рабочую поверх ность 36 площадью F дифференциально1 го поршня 17. Одновременно сжатый воздух из баллона 31 через трубопровод 32, главный клапан 4 управления тормозами, трубопровод 33 поступает к регулятору 8 тормозных сил, и далее под давлением Р к тормозным камерам

7 и через отверстие 5 в камеру Б про" порционального клапана 1, воздействуя на нижнюю рабочую поверхность 35 площадью F2 вспомогательного поршня 14 и на дифференциальную поверхность 37 площадью Г дифференциального поршня

17, Под воздействием давлений Р и

Р> сжатого воздуха, преодолевая силу

Ц2 упругого элемента 18, дифференциальный поршень 17 перемещается вниз вместе с клапанными элементами 21 и

24, элемент 24 закрывается. При дальнейшем движении дифференциального поршня 17 открывается элемент 21 и сжатый воздух под давлением P посту3 пает в камеру В, воздействуя на нижнюю рабочую поверхность 38 площадью

Г дифференциального поршня 17, и далее через отверстие 9 и трубопровод

10 — в тормозные камеры 1 1, а через отверстие 9, трубопровод (не показан) и отверстие 12 в камеру Г, воздействуя на верхнюю рабочую поверхность 34 площадью Р вспомогательного поршня 14.

Таким образом, в камерах В и Г устанавливается давление РЗ, определяемое

I из выражения (до начала воздействия вспомогательного поршня 14 на дифференциальный 17)

Р, Fa+PS F +9 где знак "-" соответствует воздействию упругого элемента 18 на дифференциальный поршент снизу вверх, а знак

ll Н

+ — сверху вниз. Это соотношение сохраняется при увеличении давления

Р сжатого воздуха в камере В (Г) до определенного значения. Если давление в камере Г становится больше определенного значения, то сила давления Р>, действующая на верхнюю рабочую поверхность 34 вспомогательногс

1082652

25 поршня 14, преодолевает силу сопротивления Q упругого элемента 15 и

1 давления Р, воздействующего на нижнюю рабочую поверхность 35, вспомогательный поршень 14 перемещается вниз и дополнительно воздействует на дифференциальный поршень 17. В этом случае значение P определяет3 ся из соотношения

При дальнейшем повышении давления

РЗ разность давлений в камерах А и

В становится все меньше и при определенном значении может уменьшиться I5 до нуля.

При растормаживании давление в камерах А и Б уменьшается, вспомога" тельный и дифференциальный поршни перемещаются вверх. Элемент 21 закры- 20 вается, а элемент 24 открывается, и сжатый воздух из тормозных камер 11 и камеры Г через камеру В и отверстие 13 пропорционального канала .1 выходит в атмосферу.

При выходе из строя магистрали тормозных камер 7 (при Р2=0) пропорциональный клапан 1 работает аналогичным образом. При торможении сжатый воздух из баллона 29 через трубопро- 30 вод 30, главный клапан 4 управления тормозами, трубопровод 3 и отверстие

2 поступает в камеру А пропорционального клапана 1 под давлением Р, воздействуя на верхнюю рабочую поверхность 36 дифференциального поршня

17. Под воздействием давления Р1, преодолевая силу Q упругого элемен2 та 18, дифференциальный поршень 17 перемещается вниз вместе с элемента- 4О ми 21 и 24. При этом элемент ?4 закрывается, а при дальнейшем движении дифференциального поршня 27 открывается элемент 21, и сжатый воздух под давлением РЗ поступает в камеру В, 45 воздействуя .на нижнюю рабочую поверхность 38 дифференциального поршня, и далее через отверстие 9 и трубопровод 10 — в тормозные камеры 11, а через отверстие 9, трубопровод (не 5п показан) и отверстие 12 в камеру Г, воздействуя на верхнюю рабочую по- . верхность 34 вспомогательного поршня 14. Таким образом, в камерах В и

Г устанавливается давление Рз, опре- 55 деляемое из соотношения (до начала воздействия вспомогатель. ного поршня 14 на дифференциальный

17) .

При воздействии вспомогательного поршня 14 на дифференциальный поршень 17

Р Z Г1+Ж:Ж.

При растормаживании давление в камере А уменьшается, вспомогательный

14 и дифференциальный 17 поршни перемещаются вверх. Элемент 21 закрывается, элемент 24 открывается и сжатый воздух из тормозных камер 11 и камеры

Г через камеру В и отверстие 13 выходит в атмосферу.

С помощью опорных элементов 27 и

28 можно регулировать предварительное натяжение упругих элементов 15 и 18 характеристику пропорционального клапана с целью его применения в тормозных системах транспортных средств, отличающихся друг от друга массой и конструктивными параметрами.

На фиг.3 и 4 приведены некоторые модификации первого варианта пропорционального клапана.

Пропорциональный клапан (фиг.3) отличается тем, что, с целью подачи в тормозные камеры 11 полного давления, выдаваемого главным клапаном 4 управления тормозами, при торможении транс портного средства с полной нагрузкой, когда Р =Р, дифференциальный поршень

17 выполнен бесступенчатым, при этом сумма площадей верхней рабочей 36 и дифференциальной 37 поверхностей равна площади нижней рабочей поверхности

38 (Г,1+Р,=Р+), что упрощает технологию изготовления поршня. Кроме того, вспомогательный поршень 14 выполнен бесступенчатым, что также упрощает технологию его изготовления.

Пропорциональный клапан (фиг.4) отличается тем„ что вспомогательный

14 и дифференциальный 17 поршни не

I снабжены упругими элементами 15 и 18 (случай, когда нет необходимости регулировать характеристику пропорционального клапана). Кроме того, вспомогательный поршень 14 выполнен ступенчатым, при этом площадь верхней рабочей поверхности 34 меньше площади нижней рабочей поверхности 35.

Пропорциональный клапан, показанный на фиг.5, отличается от пропорционального клапана, показанного на фиг.2 тем, что второе регулирующее

1082652 давление Р, подводимое нз магистрали тормозных камер 7, воздействует только на дифференциальную поверхность 37 дифференциального поршня

17. На вспомогательный поршень 14 5 снизу вверх воздействует только упругий элемент 15. Кроме того, вспомо.гательный поршень выполнен бесступенчатым, что упрощает технологию его изготовления.

Пропорциональный клапан, показанный на фиг.б„ отличается от пропорционального клапана, показанного на фиг,5 тем, что дифференциальный поршень выполнен бесступенчатым, при этом сумма площадей верхней рабочей

36 и дифференциальной 37 поверхностей равна площади нижней рабочей поверхности 38 (Р„+Р =Р ).

Изобретение позволяет повысить качество регулирования тормозных сил, что приводит к повышению безопасности движения транспортного средства в условиях интенсивного движения, а также на дорогах с низким коэффициентом сцепления, обеспечивает максимально возможную унификацию по размерности деталей автопоездов КамАЗ, а также экономию материалов, на прицепах возможна замена пропорциональным клапаном одного регулятора тормозных сил фирмы "Вестингауз",уменьшаются затраты на подготовку производства новых моделей автопоездов

КамАЗ.

1082652

1082652

И ЧИПЙ

Тираи 657

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектиаа, 4

Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) Пропорциональный клапан для регулирования давления (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Тягач // 992271

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к регуляторам давления, предназначенным для снижения давления жидкости в контуре задних тормозов автомобиля с целью предотвращения опережающей блокировки задних колес по отношению к передним

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах колесных машин

Изобретение относится к тормозной системе с гидроприводом для автомобилей и имеет в своем составе главный цилиндр, корректор, предназначенный для снижения давления в тормозах задних колес, по отношению к давлению в тормозах передних колес, и устройство антиблокировки колес
Наверх