Транспортное средство

 

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. № 770866, отличающее ся тем, что, с целью обеспечения автоматического регулирования скорости движения на затяжном спуске при использовании мелосевого привода в качестве тормоза-замедлителя , в нем установлена фрикционная муфта, соединенная корпусом с валом привода переднего моста, а осью - с центробежным регулятором, который в свою очередь кинематиче ски связан с золотником распределителя , соединенного с источником давления и камерами шин передних и задних колес, а силовой цилиндр фрикционной муфты Гидравлически связан.с магистралью управления силовым цилиндром муфты подключения дополнительного ряда шестерен раздаточной коробки . 2. Траспортное средство по п. 1, i отличающееся тем, что, с целью ограничения выпуска сжатого (Л воздуха из шин в атмосферу при затяжных спусках, выход распределителя связан с атмосферой через пневмоограничительньй клапан.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3» 1! В 60 T. 8/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 770866 (21) 3509643/27-11 (22) 11.11.82 (46) 23.04.84. Бюл. Р 15 (72) Н.В. Богдан, А.И, Расолько, В.В. Гуськов, А.Э. Павлович и Е.А. Романчик (7!) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-59(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 770866, кл. В 60 Т 8/26, 1980. (54)(57) 1, ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. Ф 770866, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения автоматического регулирования скорости движения на затяжном спуске при использовании межосевого привода в качестве тормоза-замед„„SU„„ I 087385 А лителя, в нем установлена фрикционная муфта, соединенная корпусом с валом привода переднего моста, а осью — с центробежным регулятором, который в свою очередь кинематически связан с золотником распределителя, соединенного с источником давления и камерами шин передних и задних колес, а силовой цилиндр фрикционной муфты »идравлически связан.с магистралью управления силовым цилиндром муфты подключения дополнительного ряда шестерен раздаточной коробки.

2. Траспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью ограничения выпуска сжатого воздуха из шин в атмосферу при затяжных спусках, выход распределителя связан с атмосферой через пневмоограничительньп» клапан.

1087

40

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.

По основному авт. св. Р 770866 известно транспортное средство, со5 держащее передний и задйий ведущие мосты, соединенные межосевым приводом, выполненным в виде раздаточной коробки с фрикционной муфтой включения переднего ведущего моста, силовой цилиндр которого гидравлически связан через следящий клапан управления с источником давления, и тормозные механизмы заднего моста, гидравлически связанные через .управляемый педалью главный тормозной цилиндр с источником давления. Для использования межосевого привода в качестве тормоза-замедлителя раздаточная ко-, робка снабжена дополнительным ря20 дом шестерен для увеличения кинематического несоответствия между передним и задним ведущими мостами и муфтой включения дополнительного ряда

25 шестерен, силовой цилиндр которого подключен к источнику давления посредством крана управления. Управляющая полость крана управления подключена к гидравлической связи между сиповым цилиндром муфты включения

30 переднего моста и следящим клапаном управления 11.

Однако автоматическое регулирование скорости движения известного транспортного средства на отпуске,не обес- i печивается в результате чего водитель вынужден дериодически воздействовать на рукоятку управления краном, что ухудшает условия труда водителя и снижает безопасность движения.

Цель изобретения — обеспечение автоматического регулирования скорости движения на затяжном спуске при использовании межосевого привода в качестве тормоза-замедлителя и 45 ограничение вьптуска сжатого воздуха из шин в атмосферу при затяжных спускахе

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве 50 установлена фрикционная муфта, соединенная корпусом с валом привода переднего моста, а осью — с центробежным регулятором, который в свою очередь кинематически связан с золот-55 ником распределителя, соединенного с источником давления и камерами шин передних и задних колес, а сило385 2 вой цилиндр фрикционной муфты гидравлически связан с магистралью управления силовым цилиндром муфты подключения дополнительного ряда шестерен раздаточной коробки.

Кроме того выход распределителя связан с атмосферой через пневмоограничительный клапан.

На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства.

Транспортное средство содержит передний 1 и задний 2 ведущие мосты которые связаны между собой межосевым приводом, содержащим раздаточную коробку 3 с установленными в ней основным и дополнительными рядами шестерен 4 и 5, причем ведомые шестерни связаны с передним ведущим мостом 1 посредством фрикционных муфт 6 и 7, управляемых силовыми цилиндрами 8 и 9..Задний мост 2 оборудован тормозными механизмами 10.

Гидравлическая система управления тормозными механизмами 10 заднего ведущего моста 2 содержит главный тормОзной цилиндр 11, источ- ник 12 давления. Управление цилиндром 11 осуществляется с места водителя тормозной педалью 13, которая

1 кинематически связана со следящим клапаном 14 управления, включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 8.

Между источником 12 давления и силовым цилиндром 9 установлен кран

15 управления, управляющий подключением дополнительного ряда 5 шестерен увеличивающего кинематическое несоответствие между передним 1 и задним

2 ведущими мостами. Управляющая по лость крана 15 имеет связь со следящим клапаном 14 посредством трубопровода 16.

С помощью трубопровода 17 силовой цилиндр 9 связан с силовым цилиндром 18 управления фрикционной муфтой

l9 которая корпусом соединена с валом привода, переднего моста 1 посредством ряда 10 шестерен, а осью — с центробежным регулятором 21.

Центробежный регулятор 21 через тягу 22 связан с золотником распределителя 23, распределяющим поток сжатого воздуха из ресивера 24, который соединен с компрессором 25. Распределитель 23 связан воздухопроводом 26 с камерами шин передних ко3 1087 лес 27, а воэдухопроводом 28 — с камерами шин задних колес 29.

Выход распределителя 23 связан с атмосферой через пневмоограничительный клапан 30, который отрегулирован

5 на нижний допустимый предел давления в шинах и ограничивает выпуск сжатого воздуха из шин в атмосферу при затяжных спусках. Верхний допустимый предел давления в шинах ограничивается пневмоограничивательным клапаном 31 регулятора давления.

В случае экстренного или служебного торможения водитель воздействует на тормозную педаль 13, и рабочая жидкость от источника 12 давления поступает по двум магистралям к цилинд ру 8 и тормозным механизмам 10 заднего моста 2 и к клапану 14 управления фрикционной муфтой 6. Увеличе- 2о ние давления в рабочих полостях тормозных механизмов 10 вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста 2 и за счет включенной фрикционной муфты б — на колесах перед25 него моста 1. При этом по трубопроводу !6 давление воздействует на кран

15. чдеоживая его в выключенном положении. В этом случае муфта 7 выключена, что обеспечивает автоматическое отключение ряда 5 при включении тормозов. Когда водитель отпускает педаль 13, происходит соединение цилиндра 8 и цилиндров тормозных механизмов 10 со сливом. Муфта 6 и тормозные механизмы 10 включаются.

При движении транспортного средст-. ва на затяжных уклонах подтормаживание тормозными механизмам 10 не

40 целесообразно, поскольку это вызывает их перегрев, поэтому водитель воздействует на рукоятку управления краном 15, который сообщает источник

12 давления с силовыми цилиндрами 9 и

18, включая муфты 7 и 19. В результа-45 те подключаются дополнительный ряд 5 шестерен в раздаточной коробке 3 и ряд 20 шестерен вала привода переднего моста 1 ° Кинематическое несоответствие между мостами ) и 2 увеличивается и окружные скорости передних и задних колес транспортного средства, которые ранее находились в соответствии, изменяются. Из-sa возникшей разницы окружных скоростей колес возникает тормозной момент, который препятствует увеличению скорости движения на затяжных уклонах.

385 4

Вместе с включением муфты 19 включается в работу центробежный регулятор 21, который посредством тяги 22 воздействует на золотник распределителя 23. Распределитель 23 выполнен следящим и имеет три позиции. Первая позиция " выключенное состояние. Две другие позиции включаются в зависимости от работы центробежного регулятора 21. Если скорость движения транспортного средства начинает превышать определенный допустимый предеЛ, после которого оказывается неэффективным применение подключения дополнительного ряда 5 шестерен, центробежный регулятор 21 тягой 22 включает золотник распределителя 23 в позицию, при которой камеры шин передних колес 27 соединяются с рессивером 24, а камеры шин задних колес

29 — с атмосферой. В результате из.менения давления в камерах передних и задних колес изменяются их кинематические радиусы и еще больше увеличивается кинематическое несоответствие, и, как следствие, еще больше разница окружных скоростей. Возникающий при этом тормозной момент воэрастает до тех пор, пока скорость транспортного средства не уменьша1 ется до определенного предела, после которого центробежный регулятор 21 тягой 22 включает золотник распределителя 23 в позицию, при которой камеры шир передних колес

° 27 соединяются с атмосферой, а камеры шин задних колес 29 — с ресивером 24. В результате разница между давлением и разница между кинематическими радиусами передних колес 27 и задних колес 29 и, как следствие, разница окружных скоростей этих колес уменьшается, что вызывает уменьшение тормозного момента. Скорость транспортного средства увеличивается.

Таким образом, обеспечивается автоматическое регулирование скорости движения транспортного средства на затяжном спуске при использовании межосевого привода в качестве тормоза-замедлителя. Пределы регулирования давления воздуха в шинах колес 2? и 29 ограничиваются пневмоограничителями 30и 31.

При включении крана 15 он соединяет цилиндры 9 и 18 со сливом и включает муфты 7 и 19.

1087335

Составитель А. Филиппов

Редактор С. Саенко Техред C.Мигунова Корректор Ю, Макаренко

Заказ 2556/15 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москву, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Использование изобретения позволя— ет повысить безопасность движения на спуске, долговечность тормозной системы межосевого привода, а также улучшить условия труда водителя.

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к регуляторам давления, предназначенным для снижения давления жидкости в контуре задних тормозов автомобиля с целью предотвращения опережающей блокировки задних колес по отношению к передним

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах колесных машин

Изобретение относится к тормозной системе с гидроприводом для автомобилей и имеет в своем составе главный цилиндр, корректор, предназначенный для снижения давления в тормозах задних колес, по отношению к давлению в тормозах передних колес, и устройство антиблокировки колес
Наверх