Транспортное средство

 

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. № 882797, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения и уменьшения износа шин путем исключения юза колес, кран управления и тормозной кран оборудованы дополнительной системой управления, выполненной в виде электромагнитов, подключенных к источнику питания посредством переключателя, управляемого датчиком фиксации момента блокирования колес переднего моста. (Л со со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з()) В 60 Т 8/26

1"э*с, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

З6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 882797 (21) 3424724/2?-11 (22) 16.04.82 (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) А. М. Расолько, Н. В. Богдан и Е. А. Романчик (71) б елорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.592.52 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 882797, кл. В 60 Т 8/26, 1980.

„„SU„„1049301 A (54) (57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. № 882797, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения .и уменьшения износа шин путем исключения юза колес, кран управления и тормозной кран оборудованы дополнительной системой управления, выполненной в виде электромагнитов, подключенных к источнику питания посредством переключателя, управляемого датчиком фиксации момента блокирования колес переднего моста.

CO

4й сО

С Р

1049301

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к системам управления транспортным средством во время торможения.

По основному ав г. св. № 882797 известно транспортное средство, содержащее передний и задний ведущие мосты, муфту включения переднего ведущего моста, силовой цилиндр которой связан с источником давления посредством распределителя, оборудованного системой управления, выпол- 10 ненной в виде электромагнита, подключенного к источнику питания посредством переключателя, управляемого датчиком фиксации . момента блокировки колес заднего моста, при этом распределитель связан с источником давления через золотниковый 15 тормозной кран, последний в свою очередь подключен к рабочим тормозным цилиндрам задних колес и кинематически связан с тормозной педалью, кран, управления, соединенный с источником давления и магистралью управления цилиндрами, взаимо20 связанными штоками с заслонкой, установленной в выпускном коллекторе двигателя, и рейкой топливного насоса, а тормозной кран выполнен трехпозиционным, причем в его золотнике сделаны каналы для соеди- 25 нения рабочих тормозных цилиндров задних колес и распределителя в первой позиции со сливом, во второй — соответственно распределителя с источником давления, а тормозных цилиндров со сливом, а в третьей— рабочих тормозных цилиндров задних колес 30 и распределителя с источником давления, при этом между корпусом тормозного крана и торцом его золотника образована полость, подключенная к выходу крана управления, который кинематически связан с тормозной педалью (1) . 35

Недостаток известного устройства заключается в том, что при движении на грунтах с низким коэффициентом сцепления подключение переднего моста в момент юза колес заднего не исключает их блокирования в 40 случае торможения, что приводит к ухудшению движения и увеличению износа шин.

Цель изобретения — повышение устойчивости движения и уменьшение износа шин путем исключения юза колес.

Указанная цель достигается тем, что в 45 транспортном средстве, содержащем передний и задний мосты, муфту включения перЕднего ведущего моста, силовой цилиндр которой связан с источником давления посредством распределителя, оборудованного системой управления, выполненной в виде электромагнита, подключенного к источнику питания посредством переключателя, управляемого датчиком фиксации момента блокировки колес заднего моста, при этом распределитель связан с источником давления через золотниковый тормозной кран, последний в свою очередь подключен к рабочим тормозным цилиндрам задних колес и кинематически связан с тормозной педалью, кран управления, соединенный с источником давления и магистралью управления цилиндрами, взаимосвязанными штоками с заслонкой, установленной в выпускном коллекторе двигателя, и рейкой топливного насоса, и тормозной кран выполнен трехпозиционным, причем в его золотнике сделаны каналы для соединения рабочих тормозных цилиндров задних колес и распределителя в первой позиции со сливом, во второй — соответственно распределителя с источником давления, а тормозных цилиндров со сливом, а в третьей — рабочих тормозных цилиндров задних колес и распределителя с источником давления, при этом между корпусом тормозного крана и торцом его золотника образована полость, подключенная к выходу крана управления, который кинематически связан с тормозной педалью, кран управления и тормозной кран оборудованы дополнительной системой управления, выполненной в виде электромагнитов, подключенных к источнику питания посредством переключателя, управляемого датчиком фиксации момента блокирования колес переднего моста.

На чертеже представлена схема транспортного средства.

Транспортное средство содержит задний 1 и передний 2 ведущие мосты, связанные между собой фрикционной муфтой 3, силовой цилиндр 4 которой посредством распределителя 5 соединен с тормозным кра oM

6 магистралью 7. Задний ведущий мост 1 оборудован тормозными механизмами 8 колес 9, рабочие тормозные цилиндры 10 которого посредством трубопроводов соединены с тормозным краном 6, управляемым тормозной педалью 11. Кроме того, тормозной кран 6 соединен с источником 12 давления и. сливом. Распределитель 5 выполнен двухпозиционным. В первой позиции распределитель 5 соединяет силовой цилиндр 4 со сливом, во второй — с магистралью 7.

Распределитель 5 содержит возвратную пружину 13 и электромагнит 14, включенный в электрическую цепь, состоящую из источника 15 питания, переключателя 16 и проводов. Тормозные колеса 9 оборудованы датчиком 17 блокирования колес 9, содержащим валик 18, соединенный с осью колеса 9, массу 19, расположенную соосно валику 18 и соединенную с ним посредством шариков, установленных в винтовых канавках 20, упор 21, соединенный с массой 19 и посредством пружин — с корпусом, при этом упор соединен с одним из контактов переключателя.

Тормозной кран 6 выполнен трехпозиционным, причем в его золотнике сделаны каналы для соединения рабочих тормозных цилиндров 10 задних колес 9 и распределителя 5 в первой позиции со сливом, в тре1049301

Зо

3 тьей —. с источником 12 давления и во второй соответственно распределителя 5 с источником 12 давления, а упомянутых тормозных цилиндров 10 — со сливом. Кроме этого, торцовая полость 22, образованная корпусом тормозного крана 6 и торцом его золотника, подключена трубопроводом 23 к крану 24 управления, кинематически связанному с подпяточной частью тормозной педали 11.

Кран 24 управления соединен с источником 25 давления и магистралью 26 управления цилиндрами 27 и 28, взаимосвязанными штоками с заслонкой 29, установленной в выпускном коллекторе двигателя 30 внутреннего сгорания и рейкой топливного насоса 31.

Кроме этого, кран 24 управления и тормозной кран 6 оборудованы дополнительной системой управления, выполненной в виде электромагнитов 32 и 33, подключенных к источнику 34 питания посредством переключателя 35, управляемого датчиком 36 фиксации момента блокирования колес переднего моста 2, который может быть выполнен, как и датчик 17.

Транспортное средство работает следующим образом.

При необходимости торможения двигателем внутреннего сгорания водитель воздействует на подпяточную часть тормозной педали 11, при этом кран 24 управления соединяет источник 25 давления с магистралью 26 управления цилиндрами 27 и 28, которые перемещают рейку топливного насоса 31 в сторону уменьшения подачи топлива и перекрывают заслонкой 29 выпускной коллектор двигателя 30 внутреннего сгорания, создавая этим тормозной момент.

Одновременно по трубопроводу 23 сжатый воздух поступает в торцовую полость 22 и воздействует на золотник тормозного крана 6, занимающего вторую позицию, при которой тормозные цилиндры 10 сообщены со сливом, а магистраль — с источником 12 давления. Таким образом, тормозной момент от двигателя 30 передается на ведущие колеса 9 заднего моста.

При отсутствии блокирования колес 9 распределитель 5 разъединяет магистраль 7 и силовой цилиндр 4 фрикционной муфты 3, так как датчик 17 блокирования колес 9, реагирующий. только на движение колес юзом, удерживает контакты переключателя

16 в разомкнутом состоянии, вследствие чего ток в электрической цепи отсутствует, электромагнит 14 выключен, и распределитель 5 под воздействием возвратной пружины 13 занимает исходное положение. В этом случае подключения колес переднего ведущего моста не происходит. Аналогично и датчик 36 удерживает контакты переключателя 35 разомкнутыми, и краны 6 и 24 не перемещаются в другие позиции.

При наступлении блокирования задних ведущих колес 9 срабатывает датчик 17, так как колеса 9 останавливаются вместе с валиком 18, а масса 19 продолжает вращаться и, благодаря шарикам, установленным в винтовых канавках 20, перемещается вместе с упором 21 вправо. При этом контакты переключателя 16 замыкаются, по электрической цепи проходит ток, и электромагнит 14 включает распределитель 5, который соединяет магистраль 7, а следовательно, и источник 12 давления с силовым цилиндром 4 фрикционной муфты 3. В результате подключается передний ведущий мост 2, и тормозной момент от двигателя передается на его колеса, повышая тем самым эффективность торможения и устойчивость движения при торможении.

Последнее очень важно при движении на длительном уклоне, когда вес транспортного средства перераспределяется на передний мост, а задние колеса блокируются изза недостаточного сцепного веса. Если блокирование колес не происходит, датчик 36 фиксации юза колес переднего моста 2 продолжает удерживать контакты переключателя 35 разомкнутыми, и кран 24 не перемещается в другую позицию. Когда юз не исключен, датчик 36 фиксирует это и замыкает контакты переключателя 35. При этом электромагнит 32 переводит кран 24 в положение, при котором цилиндры 27 и 28 сообщаются с атмосферой, что уменьшает тормозной момент, развиваемый двигателем 30, и исключает юз колес.

При необходимости торможения основными тормозами водитель воздействует на тормозную педаль 11 в противоположном направлении от подпяточной части. В этом случае тормозной кран последовательно занимает сначала вторую позицию, при которой в магистраль 7 поступает давление, а затем в третью позицию, когда и в рабочие тормозные цилиндры 10 задних колес 9 поступает давление, что приводит в действие тормозные механизмы 8. При отсутствии блокирования колес 9 распределитель

5 не вклюиает силовой цилиндр 4 фрикционной муфты 3 и она не подключает передний ведущий мост, так как сигнал от датчика 7 блокирования не поступает.

При наступлении блокирования колес 9 срабатывает датчик 17, и электромагнит 14 включает распределитель 5, который соединяет магистраль 7 с силовым цилиндром 4 муфты 3. В результате подключается передний ведущий мост 2, и тормозной момент передается на его колеса.

Если юз не прекращается, то датчик 36 замыкает контакты переключателя 35. При этом кран 24 сохраняет все положения, при котором цилиндры сообщены с атмосферой за счет действия электромагнита 32. Однако

1049301

5 тормс(зной кран 4 за счет включения электромагнита 33 занимает вторую позицию, т. е. соединяются тормозные цилиндры 10 со сливом, т.е. уменьшается тормозной момент на колесах. Этим устраняется юз колес. б

Таким образом, предлагаемое транспортное средство позволит повысить устойчивость движения при торможении на 813% на грунтах с низким коэффициентом сцепления и снизить износ шин на 6-10 /q.

Редактор Н. Пушиенкова

Заказ 8327/16

Составитель Ю. Гуляев

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ I îñóäàðñòâåííîãî комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Тягач // 992271

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к регуляторам давления, предназначенным для снижения давления жидкости в контуре задних тормозов автомобиля с целью предотвращения опережающей блокировки задних колес по отношению к передним

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах колесных машин

Изобретение относится к тормозной системе с гидроприводом для автомобилей и имеет в своем составе главный цилиндр, корректор, предназначенный для снижения давления в тормозах задних колес, по отношению к давлению в тормозах передних колес, и устройство антиблокировки колес
Наверх