Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов

 

Способ относится к машиностроению и может быть использован для определения геометрических параметров компенсаторной втулки, устанавливаемой на вал редуктора между подшипниками . Цель изобретения - обеспечение возможности определения одновременно с длиной также и толщины стенки и длины участка с уменьшенной толщиной деформируемой компенсаторной втулки, достигается за счет учета . физико-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения . В партии редукторов выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения и определяют действующие при этом силы для крайних допустимых значений момента трения. Прикладывают наибольшую из определенных при этом сил к другим редукторам, выявляют редукторы с наибольшим и наименьшим расстоянием между кольцами. Для втулок с рйзными длинами утоненного участка и толнщны стенки определяют деформации, соответствующие пределу устойчивости и пределу прочности. По разности деформаций,которая должна превосходить разность расстояний между кольцами у редуктора с наибольшим расстоянием при наименьшей силе и редуктора с наименьшим расстоянием при наибольшей силе, выбирают параметры утоненного участка, а по сумме первого из этих расстояний, деформации втулки до достижения -пределов устойчивости и технологического допуска на точность изготовления втулки - длину втулки. 5 ил. о (Л ND СП о 00

СОЮЗ СОЭЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„.,Я0„„125О891

А1 g 4 С 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3872566/25-28 (22) 28.01.85 (46) 15.08.86. Бюл. Ф 30 (71) Московский автомеханический институт и Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) А.В.Воронин, Б.Н.Вардашкин, И.А.Булавин, В.И.Харитонов и В.В.Лайок (53) 531.781.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1173279, кл. G 01 В 5/14, 1984. (54) СПОСОБ .ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ КОМПЕНСАТОРНОИ ВТУЛКИ ПРИ СБОРКЕ ПАРТИИ

РЕДУКТОРОВ (57) Способ относится к машиностроению и может быть использован для определения геометрических параметров компенсаторной втулки, устанавливаемой на вал редуктора между подшипниками. Цель изобретения — обеспечение возможности определения одновременно с длиной также и толщины стенки и длины участка с уменьшенной толщиной деформируемой компенсаторной втулки, достигается за счет учета физико-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения. В партии редукторов выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения и определяют действующие при этом силы для крайних допустимых значений момента трения. Прикладывают наибольшую из определенных при этом сил к другим редукторам, выявляют редукторы с наибольшим и наименьшим расстоянием между кольцами. Для втулок с разными длинами утоненного участка и толщины стенки определяют деформации, соответствующие пределу устойчивости и пределу прочности. По разности деформаций, которая должна превосходить разность расстояний между кольцами у редуктора с наибольшим расстоянием при наименьшей силе и редуктора с наименьшим расстоянием при наибольшей силе, выбирают параметры утоненного участка, а по сумме первого из этих расстояний, деформации втулки до достижения пределов устойчивости и технологического допуска на точность изготовления втулки — длину втулки. 5 ил.

12з0891

I = 1. + QLc + TI., где LÃ лL, 50

Т1Изобретение относится к машино-строению и может быть использована для определения длины компенсаторнай втулки, устанавливаемой н редуктор на вал-шестерне между подшипниками.

Цель изобретения — обеспечение возможности определения также и толщины стенки, и длины участка с уменьшенной толщиной стенки деформируемой компенсаторной втулки, достигаемое путем учета физика-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения.

На фиг. 1 показана схема редуктора с компенсаторной втулкой; на фиг. 2 — схема измерения расстояния между кольцами при нагружении; на фиг. 3 — компепсаторная втулка;на фиг,4 — график зависимости деформации втулки от осевого усилия; на фиг. 5 — семейство характеристик„ устанавливающих зависимость деформаций втулки, соотнетст(зу(оп(их пределам прочности и устойчивости ат значения дх((п(ь(и тахьщи ы стенок дефармируемого участка.

Сх реду-ктара Роцержит корпус

1 запрессаваннь(е В нем наружнь(е кох(ьца ? vi 3 пад(пипников, вал-шестерн(о 4, установленные на нал-шестерне 4 внутренние кольца 5 и 6.

При окончательной сборке на валшестерне 4 ((ежду кольцами 5 и 6 размещают компенсаторну(о втулку 7, а на хвостовик 8 устанавливают фланец

9 и панинчинают с определенным крутящим моментом гайку 10.

Способ осуществляют слецующим образом.

Бнутрепние кольца 5 и 6 подшипников первого редуктора н сборе на-гружают осевой силой I",, вращают корпус 1 редуктора с внешними кольцами 2 и 3, измеряют момент трения и относительное осевое перемещение ннутренних колец 5 и 6, изменяют осевую силу- Р,, до получения заданных максимального и минимального значений момента трения и фиксируют ее крайние значения и расстояние между кольцами 5 и 6 при этих значениях силы. У остальных редукторов н партии измеряют момент силы трения при наибольшем зафиксированном значении осевой силы и выявляют дна редуктора с наибольшим и наименьшим

f0

f5

40 моментами трения. Соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения — осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, фиксируют осеные перемещения внутренних колец 5 и 6 н обоих редукторах и определяют разность

Ч„, этих перемещений, Одновременно с изменением момента трения у всех редукторов при наибольшем зафиксированном значении осевой силы измеряют расстояние между кольцами 5 и

6, выявляют редуктор с наибольшим расстоянием между кольцами 5 и 6 под этой нагрузкой, прикладывают к нему наименьшее зафиксированное значение осевой силы и вновь измеряют расстояние между кольцами 5 и 6, которое принимают эа базовое pace гояние L . Затем нагружают осевой силой дефармируемые компенсаторные втулки с различными аттестованными значениями длины и толщины стенки деформируемого участка, измеряют их деформации н моменты С и Е (фиг. 4) достижения пределов устойчивости H прочности, для каждой из исследованных втулок определяют разность деформаций 6L и h,1,, соответствующих пределу устойчивости и прочности и в качестве искомых выбира(от такие длину и толщ((ну стенки дефармируемого участка втулки, предназначенной для окончательной сборки редуктора, для которых разность AL — 41. де с формаций янляется бх(ижайшим превосходящим значением по стношению к разности Ч перемещений внутренних колец 5 и 6 в обоих редукторах, а длину втулки определяют по формуле базовое расстояние; деформация компенсаторнай

Втулки до достижения r(pp дела устойчивости; технологический допуск на точность изготовления компенсаторной втулки.

Для упрощения определения геомет" рических параметрон втулки представляют полученные данные н виде семейства тарировочных характеристик (фиг.5), по которым определяют тол250891

25

35

50

3 l щину стенки и длину деформируемого участка следующим образом. Задают, например, толщину стенки втулки а, находят точки пересечения вертикали из точки а с тарировочными характеристиками и выбирают две. точки, относящиеся к одному значению Х вЂ” длины стенки.

Разность ординат этих точек должна быть больше или равна разности

7 зафиксированных расстояний между кольцами 5 и 6 и выявленных двух редукторах,т.е.длина 1. деформируемс го участка и толщина а стенки втулки (фиг. 3) соответствуют выполнению условия, при котором разность деформаций втулки в моменты С и Е (фиг.4) достижения пределов прочности и устойчивости больше или равна разности зафиксированных расстояний между кольцами 5 и 6 в двух выявленных редукторах.

Пример. Способ используют при сборке редуктора ведущего моста автомобиля ВАЗ 2101, содержащего конические подшипники типа 7705 и

7807. Согласно способу подвергают испытаниям партию из 40 редукторов.

Внутренние кольца первого из испытуемых редукторов в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников измеряют момент трения и относительное перемещение внутренних колец.

Изменяют осевую силу до получения заданных максимального и минимального моментов трения и фиксируют ее крайние значения, которые получились равными, например, 450 и 350-кГ ° У остальных редукторов в партии измеряют момент трения и расстояние между внутренними кольцами подшипников при наибольшем значении осевой силы, например, при 450 кГ. Выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения осевой силой, создающей минимальнцй заданный момент трения, и фиксируют расстояния между кольцами и осевые перемещения внутренних колец, получившиеся равными, например ь(„= 145 и ь1 = 115 мкм. Одновременно выяв2 ляют два редуктора с наибольшим и наименьшим расстоянием L и Е между кольцами, и редуктору с наибольшим расстоянием между кольцами прикладывают минимально допустимое осевое усилие 350 кГ, а полученное при этом расстоян е LÁ = 48,266 ме*ду кольцами принимают за базовое, Расчетным путем определяют наименьшее расстояние L, между кольцами для случая неблагоприятного сочетания размеров элементов редуктора и податливости подшипников как разность величин 1,р = ?. — (ь1 „ — af ) =46,317 — (О, 145-0, 115)= 46,287 мм. Разность базового и наименьшего расстояний равна Ч = Š— Ьр = 48,266 — 46,287= — 1,979 мм. Затем подвергают испытаниям на сжатие отобранные образцы компенсаторных втулок с длиной деформируемого участка, равной (фиг. 5)

15; 18; 21 27 мм и с толщиной стенки деформируемого участка, равной о,= 1,5; 1,6; l,7; 1,8; 1,9;

2,00 мм. Испытания проводились на прессе с изменением осевого усилия

Г от 0 до 7000 кг. Регистрировались о деформации втулок. По результатам испытаний построены графики зависимости деформации втулки от осевого усилия (фиг. 4) и семейство характеристик, устанавливающих зависимость деформаций, соответствующих пределам прочности и устойчивости от длины стенок деформируемого участка (фиг. 5). По этим характеристикам определяют геометрические параметры втулки следующим образом. Задаются толщиной стенки, например, А = 1,7 мм для втулки с длиной деформируемого участка ь = 27 мм. Находят для нее разность,деформаций втулки, соответствующую пределу прочности и пределу устойчивости ь L — Ы,, = 2,2 — 0,2 = 2,0 ьы.

Проверяют, чтобы эта разность была больше или равна разности Ч,, т.е. 6L„ — ьL V,. Убедившись в выполнении этого услоквия, определяют длину втулки L L + ьL + TL

= 48,266 + 0,2 + 0,2 = 48,666 мм.

Использование способа позволяет повысить цолгоречность подшипниковых узлов редукторов и исключить случаи повторной разборки и сборки редукторов при их изготовлении.

Формула изобретения

Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии

1?.50891 редукторов, заключающийся в том,что внутренние кольца подшипников первого редуктора в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников, измеряют момент трения и относительное осевое перемещение внутренних колец, изменяют осевую силу до получения заданных максимального и минимального значений момента трения и фиксируют ее крайние значения, у остальных редукторов в партии измеряют момент трения при наибольшем зафиксированном значении осевой силы„ выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения — осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, фиксируют осевые перемещения внутренних колец в обоих редукторах я по этим дапным определяют длину втулки, отличающийся тем, -ròî, с целью обеспечения возможности

)пределения также и толщины стенки, и длины участка с уменьшенной толщиной степки деформируемой компенсаторной втулки, одновременно с измерением момента трения у всех редукторов при наибольшем зафиксированном значении осевой силы измеряют расстояния между кольцами, выявляют редуктор с наибольшим расстоянием между

5 внутренними кольцами под этой нагрузкой, прикладывают к нему наименьшее зафиксированное значение осевой силы и вновь измеряют расстояние между внутренними кольцами, которое принимают .за базовое, нагружают осевой силой деформируемые компенсаторные втулки с различными значениями длины и толщины стенки участка, измеряют их деформации в моменты достижения пределов устойчивости и прочности„ для каждой из исследованных втулок определяют разность деформаций, соответствующих пределу устойчивости и прочности, и в качестве искомых выбирают такие длину и толщину втулки, предназначенной для окончательной сборки редуктора, для которых разность деформаций является ближайшим превосходящим значением по отношению к разности базового и наименьшего расстояний между внутренними кольцами в обоих редукторах, а длину втулки определяют как сумму базового расстояния между кольцами, деформации втулки до достижения предела устойчивости и технологического .допуска на точность изготовления компенсаторной втулки.

1250891

l25089I

Лма

nappe

Н4с ло8 уююйev8uemd

Составитель В.Тимошенко

Редактор С.Лисина Техред В.Кадар Корректор В.Бутяга

Заказ 4400/36 Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю предварительной осевой нагрузки на

Изобретение относится к измерительной технике и диагностике машин и позволяет достигнуть локальной диагностики при измерении одновременно нескольких параметров режима работы

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет повысить точность диагностики аварийного состояния подшипника

Изобретение относится к измерению момента сопротивления вращению крупногабаритного тяжелонагруженного подшипника и позволяет повысить точность измерения момента сопротивления вращению крупногабаритных тяжелонагруженных подшипников

Изобретение относится к области подшипниковой промьгашенности и позволяет повысить точность измерения угла контакта шарикоподшипников за счет вьшолнения привода шпинделя в виде приводного сферического фрикциона , ведущим элементом которого является сферический ролик 9, приводимый во вращение электродвигателем Ю

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить качество контроля

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность контроля вибрации подшипников качения, С помощью привода 2 приводят подшипник 3 во вращение с указанной (заданной) скоростью

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения -при возвратно-вращательном движении

Изобретение относится к области диагностирования состояния деталей машин и позволяет повысить точность контроля состояния силовых радиально-опорных подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх