Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства

 

Изобретение может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между валами с перекрещивающимися и пересекаюя(имися осями. Цель изобретения состоит в повьппении срока службы . Главная передача содержит ведущее цилиндрическое колесо (вал-шестерню), заготовка которого получена сваркой трением из трех толстостенных труб, причем средняя часть под зубчатьт венец выполнена из высоколегированной стали, а остальные две (под опоры цилиндрического колеса) - из обычной среднеуглеродистой стали. Кроме того, в качестве элемента крепления подшипников применен полый податливый болт с разжимной резьбовой поверхностью, во внутреннее резьбовое отверстие вворачивается коническая пробка, которая разжимает в радиальном направлении сегменты винта, обеспечивая стопорение узла крепления подшипников . 1 ил. о ел

СОКЗЗ СОВЕТСКИХ

ГОЦИАЛИСТИЧЕСНИУ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„ i 3: 760 (5и 4 В 60 К 17/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 4071065/27-11 (22) 26.05.86 (46) 07.10.8?. Бюл. N - 37 (71) Камское объединение по производству большегрузньгх автомобилей (72) К.Д. Кудакон, Н,Е. Паршин, A.Ф. Мигунон и В.Н. Балабанон (53) 629.113-585.862(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1123901, кл. В 60 К 17/16, 1983. (54) ДВОЙНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ВЕДУ1ЦЕГО MOCTA ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между валами с перекрещивающимися и пересекающимися осями. Цель изобретения состоит в повышении срока службы. Главная передача содержит ведущее цилиндрическое колесо (вал-шестерню), заготовка которого получена сваркой трением из трех толстостенных труб, причем средняя часть под зубчатый венец выполнена из высоколегированной стали, а остальные дне (под опоры цилиндрического колеса) — иэ обычной среднеуглеродистой стали. Кроме того, в качестве элемента крепления подшипников применен полый податливый болт с разжимной резьбовой поверхностью, во внутреннее резьбовое отверстие вворачивается коническая пробка, которая разжимает в радиальном направлении сегменты винта, обеспечивая стопорение узла крепления подшипников. 1 ил.

1342760 2

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между валами с перекрещивающимися и пересеакающимися осями.

Целью изобретения является повышение срока службы.

На чертеже показана главная передача, общий вид в разрезе.

Главная передача ведущего моста транспортного средства состоит из ведущего конического колеса 1, которое находится в зацеплении с ведомым коническим колесом 2. Колеса 1 и 2 образуют коническую передачу. Ведущее коническое колесо 1 связано с карданным валом транспортного средства (не показан).

Ведомое коническое колесо 2 имеет ступицу с торцами 3 и 4. Торец 3 упирается в торец внутреннего кольца радиального подшипника 5, образующего переднюю (первую) опору ведущего цилиндрического колеса (вала-шестерни) 6, а наружное кольцо подшипника установлено в расточке картера 7. Торец 4 упирается в торец ведущего цилиндрического колеса 6 (вала-шестерни), заготовка которого получена сваркой трением иэ трех толстостенных труб, причем средняя часть 8 под зубчатый венец выполнена из легированной стали, две других части 9 и 10 — из обычной среднеуглеродистой стали.

Ведущее цилиндрическое колесо 6 находится в зацеплении с ведомым цилиндрическим колесом ll образуя цилиндрическую передачу.

Ведомое цилиндрическое колесо 11 через чашки дифференциала, сателлиты и шестерни полуосей (не показаны) связано с полуосями транспортного средства.

Ступица ведомого конического колеса 2 посажена на вал ведущего цилиндрического колеса 6 по прессовой посадке и от проворота дополнительно фиксируется шпонкой 12.

На торец 13 ступицы ведущего цилиндрического колеса опирается большим торцом с центрированием по напряженной посадке на шейку вала внутреннее кольцо основного конического роликоподшипника 14 задней (второй) опоры. Внутреннее кольцо вспомогательного подшипника 15 задней (вто4)

55 рой) опоры установлено на валу ведущего цилиндрического колеса 6 по посадке движения так, что один торец упирается в регулировочные шайбы 16, установленные между внутренними кольцами подшипников второй опоры, а другой — в плоский торец 17 головки податливого эа счет гладкой цилиндрической части 18 в осевом и радиальном направлениях полого болта 19. Болт имеет внутреннюю 20 и наружную 21 резьбовые поверхности, разделенные четырьмя равнорасположенными через о

90 радиальными на четыре сектора.

Во внутреннее реэьбовое отверстие перед сборкой и регулировкой подшипников на два витка вворачивается коническая раэжимная пробка 22, которая после окончательной регулировки и сборки специальным ключом через отверстие полого болта затягивается и разжимает в радиальном от оси вала направлении сектора реэьбовой части болта, обеспечивая полное прилегание большинства витков наружной резьбы болта к внутренним виткам резьбового отверстия и стопорение болта от проворота.

Наружные кольца основного 14 и вспомогательного 15 подшипников задней опоры установлены по напряженной посадке до упора в бурт стакана 23, который установлен в картер 7. Между фланцем стакана 23 и картером 7 установлены прокладки 24 для регулирования конической передачи. Стакан вместе с крышкой 25 крепится болтами

26 к картеру 7.

Главная передача работает следующим образом.

При прямом и обратном ходе транспортного средства крутящий момент от карданного вала (не показан) передается ведущему коническому колесу

1, от него — к ведомому коническому колесу 2 и далее через шпонку 12 на вал ведущего цилиндрического колеса 6, а от него к ведомому цилиндрическому колесу 11 и далее к связанным с ним чашкам дифференциала, сателлитам и шестерням полуоси.

При действии рабочих нагрузок в зубчатых колесах на валу ведущего цилиндрического колеса 6 возникают осевые и радиальные нагрузки, воспринимаемые опорами.

Передняя опора в виде радиального подшипника 5 торцом внутреннего коль З 2, 60

Ir того íîдшицццкcl упирается !! т —

pt ц 3 ведомого конического колеса осевых нагрузок ш воспринимает, .к как наружно коапп цо подшипника 5 н ч зафиксировано в осевом направ.(енин.

Задняя опора в виде основного 14 и вспомогательного 15 подшипников воспринимает радиальные и осевые нагрузки. 10

Радиальная нагрузка распределяется между основным 14 и вспомогательным 15 подшипниками, которые создают жесткую заделку вала цилиндрического колеса 6 в задней опоре. Поэтому 15 радиальная нагрузка на основной подшипник 14 состоит из опорной реакции от действия усилия в передачах, из дополнительной реакции, вызванной расположением в опоре вспомогательного подшипника 15, возникающей от действия в опоре так называемого опорного момента (реакция опорного момента).

Радиальная нагрузка на вспомога — 25 тельный подшипник 15 состоит из реакции от действия в опоре так называемого опорного момента.

Разложение радиальной нагрузки на телах качения подшипника 15 созда- З0 ет осевую нагрузку на торец голонки податливого болта 19, которая суммируется с нагрузкой на эту гайку от затяжки для создания в задней опоре предварительного натяга.

Осевые усилия, возникающие при работе главной передачи в сторону задней опоры, передаются с торца 4 ступицы ведомого конического колеса .

2 на торец ступицы ведущего цилиндри40 ческого колеса 6, далее на большой торец внутреннего кольца основного роликоподшипника 14 задней опоры. Далее через тела качения и наружное кольцо основного подшипника 14 осевое усилие передается на стакан 23 и че45 рез болты 26 — на картер 7.

Осевое усилие в сторону передней опоры, возникающее в цилиндрической передаче при движении транспортного средства задним ходом, не превышает усилия, действующего в это же время в сторону задней опоры от конической передачи, а лишь частично его компенсирует. 55

Поэтому осевое усилие от осевых нагрузок в зубчатых передачах болт не воспринимает и остается нагруженным усилием затяжки для создания пречгаpцте!ьчоr натяг в опоре и илием от рат:е,кения на телах каче— ния испо от ате::ьно о ппдшип цка 15 радиальной нагрузки.

Вал ведущего цилиндрического колеса 6 под действием нагрузок прогибается на участке от начала жесткой заделки (торец внутреннего кольца основного подшипника 14) до торца внутреннего кольца радиального подшипника 5 передней опоры. На этом участке имеются сечения, существенно отличающиеся по сопротивлению. изгиба: ступица ведомого конического колеса

2 и ступица ведущего цилиндрического колеса 6. Перемещения и угол поворота сечений под нагрузкой определяются разностью наружного и внутреннего диаметров сечения в четвертой степени, а также посадками колец подшипников и податливостью тел качения подшипников. При прогибе вала цилиндрического колеса 6 торец ступицы ведущего цилиндрического колеса поворачивается относительно исходного положения, действует на большой то рец основного подшипника 14 задней опоры, в пределах упругой податливос— ти тел качения сближает внутреннее и наружное кольца основного подшипника с одной стороны и отделяет кольца с противоположной по диаметру стороны. Хвостовик ведущего цилиндрического колеса 6 также поворачивается в пределах упругой деформации основного подшипника под вспомогательным подшипником 15 на угол прогиба вала.

Податливая в радиальном направлении гладкая цилиндрическая часть 18 полого болта 19 компенсирует прогиб вала цилиндрического колеса 6 за счет изгиба в противоположном направлении, и торец 17 головки болта остается прижатым к большому торцу вспомогательного подшипника 15 после приложения нагрузки (как и до ее приложения). В результате этого зона нагрузки по периметру колец вспомогательного подшипника остается оптимальной с точки зрения обеспечения ресурса, за счет упругой податливости болта

19 обеспечивается равномерное прижатие малого торца вспомогательного подшипника 15 к торцам регулировочных шайб 16 что существенно уменьшает износ последних и вероятность появления осевого зазора в подшипниках 14 и 15 задней опоры, снижающего! 1(< 7 f) !1

Кар 1(p llrrr.<)< 1< !;< r

II() J(fll11ll l11tK r ) I

К О иич(с Кое 11 13 Рrl 11(((! !1»!1 иllл рич(.СКОР

Л t(f»rtf3 f1;(P3 trt(т ГК О(КОЛ РС 0 — <.О (то РОИЫ упорных конических роликоиодшипт иков, л T lêæå устройстH() регулировки предФ о р м у л а и з о б р е т е и и я

Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства, содержащая картер, влл, установленный в

2/

Состлвитель С. Белоусько

Редактор (). Го(товач Техред M.Ходанич Корректор M. Пожо Заказ 4590/17 Тирлж 598 Подписное

81!ИИПИ Государственного комитета СССР по деллм изобретений и открытий!

I(0 15, !Осквл, Ж вЂ” 35, Рлушская илб., л. 4/5

Прои.!иод< тттс иио-l!(),òf»ãð Iôft(tåñêî(предприятие, г. Ужт ()p<)J(ул. Г1роектнля, 4 их р» < урс. Вм "! .. !»и)» изин< т рц<— вых пов();off<)(1(и р(I r!! I»pr)ftë÷»и,тх ш,тйб

16, внутp(lilt(I () ко Ilrr! 3 !3(помо! лте llf— н()го п()дптиииикл "r и т()t)t(: 17 г() и)ики болта комиеи(иру(т(я в ri(. (ft<) » и,lltplf<

JI(.f(èè зл сче T упрут ой податлив<)(ти гладкой цилиндрической части бо.ттл.

Витки наружной резьбы болтл рлвио— мерно нлгружеиы по окружности. Влияния эои нлибольптого и нлимети шего илгружеиия вспомогательного подпиитиика 15 нл долговечность резьбы не склзывлется.

Поскольку угол прогиба вала цилиндричес.кого ко If c 3 6 Hp3Hë÷èòåHåff, незначительны и угловые перемещения гладкой цилиндрической части 18 болта 19. При тлких мл:птх перемещениях долговечность цилтшдрической части болтл удои:тетворите тьиая. колесл, прич(м к< иическое колесо располож(.ио со гторотит первой опоры, обрл.зоил и!той p;I»II»;I I! I,иптм п<)дптииииком, Ip второй опоры, тип!о тнеииой из осиов—

<и>г() и вгиомоглтеitl иог О рлдилльиоварительиог() илтHãл подшипников, предстлиляющ»е собой иа резьбовой части торца вллл элем(нт с опорной поверхностью, Опергой о торец вспомогательного подшипиикл второй опоры, о т л и ч л ю щ л я с я тем,что, с целью повышения срока службы, элемент с О и О p H О и и о 13 p. p x и О с т ь ю в ыи o Jl f I (3 H В В и— де болта ввинченного в торец вала, опорная поверхность болта выполненл упруго деформируемой, болт выполнеH полым с внутренней резьбой под коническую пробку, резьбовля часть болта в осевом направлении выполнена с рлдилльттым(т прорезями.

Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого машиностроения, в частности может быть применено в ведущих мостах транспортных средств, например сверхтяжелых самосвалов

Изобретение относится к машиностроению

Автобус // 2245812
Изобретение относится к пассажирским колесным машинам и касается городского автобуса большой вместимости

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к тяжелому машиностроению, в частности к ведущим мостам транспортных средств, например сверхтяжелых автосамосвалов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретнее к трансмиссиям силовых установок, работающих в режиме переменных погрузок, преимущественно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к средствам для передачи крутящего момента между валами с пересекающимися и перекрещивающимися осями и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано в приводах машин с перекрещивающимися и пересекающимися осями
Наверх