Поводковая муфта тягового привода локомотива

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, локомотива . Цель изобретения - повьшение надежности. Муфта содержит ведущее зубчатое колесо 1 с двумя диаметрально расположенными ведущими пальцами (П) 2 и ведомое колесо 3 с двумя Диаметрально расположенными ведомыми Ц 4-и отверстиями 5 под П 2. Со стороны ведомого колеса 3 установлен

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (5И 4 16 0 3/60

Н ABT0PCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4094385/31-27 (22) 14.06.86 (46) 07.01.89. Бюл. № 1 (71) Грузинский политехнический институт им.В.И.Ленина (72) И.В.Бир)0ков, Г.Г.Купрашвили, Н.В.Львов, Л.Т.Трапаидзе, И.М.Хевсуриани и Х.Г.Усманов (53) 621.825 (088.8) (56) Медель В.Б. Подвижной состав электрических железных дорог. Ч.Х.

Конструкция и динамика. — М.: Транспорт, 1965, с. 173-175, рис. 232-233. (54) ПОВОДКОВАЯ МУФТА ТЯГОВОГО ПРИВОДА ЛОКОМОТИВА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки.локомотива. Цель изобретения — повышение надежности. Муфта содержит веду)атее зубчатое колесо 1 с двумя диаметрально расположенными ведущими пальцами (П) 2 и ведомое колесо 3 с двумя диаметрально расположенными ведомыми .П 4.и отверстиями 5 под П 2. Со стороны ведомого колеса 3 установлен

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1449729

На конце каждого ведомого П 4 установлен подшипник качения 11, который размещен в пазу 9 P 6. P 6, поводки и П 2 и 4 связаны между собой посредством шарнирных узлов, Крутящий момент передается от ведущего эубчато. го колеса 1 через П 2 на поводки 7 и 8 и через P 6 на П 4 и ведомое колесо 3. 6 ил, 1 ! Изобретение относится к машино-! строению и может быть применено в тя говом приводе тележки локомотива.

Целью изобретения является повыше- ние надежности, На фиг.l изображена муфта, общий вид со стороны-ведомого колеса, на фиг.2 — разрез А-А на фнг.l; нафиг.3 « разрез Б-Б на фиг.l; на фиг.4 - раз- щ рез В-В на фиг.l; на фиг.5 - муфта, аксонометрия; на фнг.6 — схема передачи крутящего момента от ведущего зубчатого колеса к ведомому.

Муфта содержит:. соосно установлен-13 алые ведущее зубчатое колесо 1 с дву" кя диаметрально противоположно распофоженными ведущими пальцами 2 и веЩомое колесо 3 с двумя диаметрально противоположно расположенными ведо- 2р ыми пальцами 4 и отверстиями 5, через которые с зазорами пропущены пальцы 2, рычаг .6, установленный со стороны ведомого колеса 3 с возмож" костью перемещений в окружном и ра- я5 ,скальных направлениях. Go обе сторо" .ны рычага 6 симметрично и параллельйо ему расположены два поводка 7 и 8.

Рычаг 6 выполнен с двумя радиальными пазами 9 и двумя противоположно нап- щ равленными выступами 10 Hà его концах, перпендикулярными продольной оси рычага. Каждый поводок связан будним из концов с соответствующим выступом 10 рычага 6, а другим концом — с ведущим пальцем 2. На конце каждого ведомого пальца установлен подшипник ll качения, который размещен в пазу 9 рычага 6 с возможностью перемещения в радиальном направлении.4р

Поводки 7 и 8 связаны с выступами 10

Ф рычаг (P) 6. По обе стороны Р 6 симметрично и,параллельно расположены два поводка 7 и 8. P 6 выполнен с двумя радиальными пазами 9 и двумя противоположно направленными выступами 10 на его концах, перпендикулярными продольной оси P. Каждый поводок связан одним концом с выступом

10 рычага, а другим - с ведущими П 2. посредством- шарнирных узлов 12, каждый иэ которых состоит из сайлентблоков 13 и 14, соединительной втулки 15, упорных втулок 16, болта 17 и гайки 18. С ведущим пальцем 2 поводок 7 или 8 связан посредством шарнирного узла 19, который содержит напрессованный на ведущий палец 2 сайлент"блок 20, состоящий из кон- центричных резиновых втулок 2 1 и 22.

Сайлент-блок 20 с проушиной поводка образует соединение с натягом.

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент передается от ведущего зубчатого колеса 1 на ведущие пальцы 2 и через поводки 7 и 8 на рычаг 6, затем через подшипники Il на . ведомые пальцы 4 и ведомое колесо 3.

При вращении ведущего зубчатого колеса 1 по направлению движения часовой стрелки (фиг.5 и 6) на поводки 7 и 8 передаются растягивающие усилия, составлякицие пару сил PL, равную тяговому моменту М на ведущем зубчатом ко- лесе 1. Эта пара сил передается на концевые участки рычага 6. При этом на верхний ведомьй палец (фиг.6) пе" редается горизонтальная продольная сила Р, направленная вправо, а на нижний ведомый палец сила P направленная влево ° Действукнцая на ведомое колесо 3 пара сил Р,L „,равная моменту PL, преодолевает момент М .сил сопротивления на ведомом колесе. При вращении ведущего зубчатого колеса в противоположном направлении усилия в поводках 7 и 8 поменяют знак, а < силы, действующие на ведомые пальцы

4, также поменяют знак.

9729 диальные деформации резиновых элемеФтов его шарниров малы н если в дополнение к этому их радиальная жесткость невысокая, то возникающие в результа5 те этих перемещений в муфте динамические усилия не достигают величины, достаточной для преодоления инерционности кинематической цепи, передающей вращение. Следовательно, в таком случае угловые перемещейия в приводе при параллельных взаимных смещениях ведущего зубчатого колеса 1 и ведомого колеса 3 не возникают.

При работе муфты вследствие колебаний подрессоренной части тележки происходит неизбежная расцентровка осей ведущего зубчатого колеса и ведомого колеса, Применительно к тем положениям при вращении муфты, когда относительные смещения ведомого и ведущего звеньев создают поводки

7 и 8, в течение каждого оборота колесной пары оси этих элементов отно25 сительно осей вращения шарнирных узлов 12 поворачиваются на угол (.

Поскольку как сайлент-блоки 13 и 14, так и резиновые втулки 21 и 22 в уг" ловом отношении образуют йоследовательное соединение, то поворот поводка относительно оси шарнирного узла

12 складывается.из угла поворота сайлент-блока 14 и из угла поворота caNлент-блоков 13 относительно той же оси, а относительно оси шарнирного узла 19 также из двух углов: из угла поворота резиновой втулки 2 1 и из угла поворота резиновой втулки 22.

При равенстве суммарной угловой жест- кости на соосное скручивание двух сайлент-блоков 13 и угловой жесткости на соосное скручивание двух сайлент-блоков при этом виде деформации сайлент-блока 14 углы скручивания

45 резиновых втулок резино-металлических элементов равны y/2. В случае равенства угловой жесткости на соосное скручивание резиновой втулки 21 и угловой жесткости при этом же виде

50 деформации резиновой втулки 22,их углы скручивания равны также /2.

При предлагаемом выполнении муфты обеспечивается повышение ее надежности. з

144

Шарнирные узлы (подшипники 11) ведомых пальцев создают вертикальную подвижность ведущего зубчатого колеса 1 относительно ведомого колеса 3 (фиг.1). В частности, при вертикальном перемещении ведущего зубчатого колеса 1 укрепленные на нем ведущие пальцы 2 через сайлент-блоки 20 тянут за собой навешенные к ним поводки 7 и

8, которые, в свою очередь, увлекают за собой рычаг 6. Последний за счет сил сцепления в контактах с подшипниками 11, создаваемых усилиями Р, преодолеет сопротивления скольжения наружных колец по внутренним кольцам указанных подшипников и ведет во вращение первые из них, т.е. вертикальное перемещение рычага 6 относительно ведомого колеса 3 происходит беэ его проскальзывания относительно наружных колец подшипников 11 и за счет скольжений наружных колец этих подшипников по их внутренним кольцам.

Горизонтальную подвижность ведомого колеса 3 относительно ведущего зубчатого колеса 1 создают поводки 7 и

8, Так, например, при горизонтальном перемещении ведомого колеса 3 .прикрепленные к нему ведомые пальцы

4 через подшипники 11 тянут за собой рычаг б, который, в свою очередь, . увлекает за собой через выступы 10 и шарнирные узлы 12 поводки 7 и 8.

При этом поводки 7 и 8, связанные противоположными концами посредством шарнирных узлов 19 с ведущим зубчатым колесом, вращаясь вокруг жестко закрепленных на нем ведущих пальцев

2, от вертикального положения отклоняются в сторону перемещения ведомого колеса 3. Из этих двух взаимно перпендикулярных компонентов могут быть получены относительные перемещения ведущего зубчатого колеса 1 и ведомого колеса 3 в любом направлении в плоскости механизма. Причем вследствие нарушения параллельности поводков 7 и 8 при достаточно высокой жесткости муфты на скручивание и малой длине поводков возникает поворот ведущего зубчатого колеса, а при сравнительно низкой жесткости механизма на скручивание и большой длине поводков угловые перемещения в приводе не возникают. В частности, при значительной длине поводков обусловленные рассматриваемой кинематнческой особенностью механизма раФормула изобретения

По в од ко в ая муфт а тя гo B о го при н од а локомотива, содержащая соосно ус та5 1449729 6 новленные ведущее зубчатое коле- цы связаны между собой шарнирно р у ,. со с двумя диаметрально противо- л « а ю щ а я ес я тем, что, с положно расположенными ведущими целью повышения надежности, она снабпальцами и ведомое колесо с дву жена двуь я подшипниками качения ус5

Ф мя диаметрально противоволожно тановленными на концах ведомьх пель расположеннымн ведомыми пальцами цев, рычаг выполнен с двумя радиальи двумя отверстиями, в которых с ными пазами и двумя противоположно зазорами расположены рабочие участки направленными выступами на его конведущих пальцев зубчатого колеса, ры- 1О оах перпендикулярными продольной .чаг, установленный со стороны ведомо- оси рычага, при этом подшипники раз го колеса с возможностью перемещений мещены .в пазах рычага с. возможностью в окружном и радиальных направлениях, перемещения в радиальном направлении

1 и два поводка, размещенные параллель- а каждый поводок связан одним иэ конно и симметрично по обе стороны ры- <5 цов с соответствующим выступом рыча;чага, при этом поводки, рычаг и паль- ra a другим — с одним из ведущих пальцев .

1449729

1449729

Тираж 784

Подписное

ВНИИЛИ i осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

11р пчнэдственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О.Головач

Заказ 6948/35

Составитель Т.Янова

Техред Л.Сердюкова Корректор И.Муска

Поводковая муфта тягового привода локомотива Поводковая муфта тягового привода локомотива Поводковая муфта тягового привода локомотива Поводковая муфта тягового привода локомотива Поводковая муфта тягового привода локомотива Поводковая муфта тягового привода локомотива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента в тяговом приводе рельсового подвижного состава, в частности вагона метрополитена

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, преимущественно пассажирского локомотива , На ведущем зубчатом колесе размещен торсионный вал 1

Муфта // 593023

Изобретение относится к муфтам, допускающим возможность смещения соединяемых валов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к компенсационным муфтам тягового привода локомотива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах, для соединения вращающихся деталей, ограниченно подвижных по отношению друг к другу радиально и/или под углом

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в тяговом приводе локомотива

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к муфтам тяговых приводов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах различных машин и механизмов
Наверх