Упруго-центробежная муфта

 

О ООЮЗНАЯ. 1

:т,4". „- . -щ !: .(((ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ссяез Советсмнх

Сещналнстнчесмня

Реслублнк г л Д ч667722

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 181175. (21) 2190240/25-27 (51)М. Кл 2

F D 3/60 с присоединением заявки М—

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.825 7 (088 ° 8) ° Опубликовано 15о679 Бюллетень Ио 22

Дата опубликования описания 150679 (72) Авторы

Г.Д.Есин, А.В.Хашковский, Г.И.Калягин и П.Д.Крикун

Челябинский политехнический институт им." Ленинского комсомола

1 (71) Заявитель (5 4 ) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Ф

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упругого соединения валопроводов силовых установок.

Известна упруго-центробежная муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, несущие пальцы, и установленные на последних рычаги-массы, попарно соединенные между собой резинометаллическими шарнирами (1) .

Однако в этой муфте угол ее деформации может превысить допустимый, определяемый прочностными свойствами резинового слоя резинометаллического шарнира и способом его крепления к 15 металлу. Особенно опасным режимом работы является режим пуска, так как центробежные силы, действующие на массу центробежных связей, незначительны, и момент .передается только 2О за счет упругих сил, возникающих при деформации резинометаллического шарнира.

Цель изобретения — повышение надежности муфты путем исключения влияния на резинометаллические шарниры предельно допустимых усилий скручивания.

Цель достигается тем, что в предлагаемой муфте пальцы и отверстия

2 под пальцы в рычагах-массах в поперечном сечении имеют форму секторов, при этом центральные углы секторов отверстий больше центральных углов секторов пальцев .

На фиг. 1 изображена упруго-центробежная муфта, план; на фиг. 2 разрез A-A фиг. 1.

Муфта включает ведущую фланцевую полумуфту 1 и ведомую фланцевую полумуфту 2, между которыми устайовлены центробежные связи, выполненные в виде рычагов-масс 3 и 4, связанных между собой с помощью резинометаллического шарнира 5, а с полумуфтами с помощью пальцев 6 и 7.

Пальцы в поперечном сечеиии имеют форму секторов, такую же форму имеет сечечие отверстий в рычагах-массах

3 и 4, при этом центральный угол сектора каждого отверстия больше центрального угла сектора соответствующего пальца.

Принцип действия центробежной муфты с резинометаллическим шарниром (РМШ) основан на использовании для

)передачи вращающего момента центробежной силы Рц (cM,фиг.2) вращения массы рычагов-масс 3 и 4 и сил упругости резиновых элементов PMIrl, уств3 667 новленных в местах шарнирного соединения рычагов-масс 3 и 4.

РМШ представляет собой шарнир, в котором между втулкой и осью устанавливается резиновая втулка. Резиновые и металлические соприкасающиеся поверхности РМШ скрепляются между собой 5 с помощью вулканизации или клея.

Работает муфта следующим образом.

При пуске вращающий момент передается только с помощью упругости PMttl.

Угол 2(деформации муфты и угол 2p IO скручивания РМШ увеличиваются. С увеличением оборотов появляется центро-, бежная сила массы связей АВС, которая частично разгружает РМШ от передачи вращающего момента (углы 24 и

28 уменьшаются). На установившемся режиме работы создается равновесие между передаваемым моментом М р, моментом Mj. от центробежных сил и о упругим моментом М РМШ, приведенным к оси О, те.

"4р = Mj, + М т (1) и

;где )„ . „„х,„г

1= л At: 30 2

2 2 ,„,о 87iGSr, г. хЛсоыfarcSingsinz)-arcsinysi )J ! Ау= здесь: r — радиус, на котором расположены центры враще-! ния рычагов-м ас с.

m — активная масса рычагамассы; и) — угловая скорость вращения;

Š— число рычагон-масс у — длина рычагов масс; л — д

G — модуль упругости резины при кручении; 40

S — ширина резиноной втулки;

r — наружный радиус резиновой втулки;

2я — рабочий угол между рычагами-массами; 45

2p, — начальный угол между рычагами-массами, когда

РМШ не деформирован, т.е. при Му =О.

Обычно шарнирное крепление жестких рычагон-масс центробежных сняэей с полумуфтами осуществляется с помощью цилиндрических пальцев и отверстий. При таком способе крепления угол 2р деформации рычагов-масс в процессе работы под нагрузкой может превысить допустимый (ф -,б, = 8 -12 ), что выэынает выход иэ строФ РМШ.Максимальный угол упругой деформации РМШ (2g o t = 2 агсэ1п(„„„ определяется допустимыми напряжениями при выбран- 60

722 Д ном сорте резины и способе ее крепления к металлу.

Например, при установке РМШ в шарнирном соединении С максимальные касательные напряжения внутренней обоймы равны макс = < (т 1 r (2)

Мв гЯ( где М = f(g„ .) определяется равенством (1) замейой .(на макс .

В предлагаемой конструкции угол

2 деформации муфты и соответствующий ему угол 2,8 скручивания РМШ ограничиваются за счет заклинивания пальцев 6 и 7 в отверстиях рычаговмасс 3 и 4.

Тогда ограничение деформаций связей до допустимой величины будет выполняться при угле А6 секторообраэного отверстия в рычагах-массах.

< )+0 6 5fna qq dre innsin ) где „„„,- определяется корнем иэ уравнения (2) .

Ограничение углов деформации связей до допустимой величины осуществляется благодаря секторообразному отнерстию в одном из рычагов-масс (AC или BC) и жестким креплением других рычагов-масс к пальцу 8.

В качестве положительного эффекта при подобном шарнирном креплении центробежных связей (рычагов-масс) с полумуфтами можно отметить также снижение износа пальцев и поверхностей отверстий, так как в этом случае трение в кинематических парах носит характер качения, а не скольжения в отличие от сопряжения цилиндрической пары палец-отверстие н рычагемассе.

Формула изобретения

Упруго-центробежная муфта, содержащая две фланценые полумуфты, несущие пальцы, и установленные на последних рычаги-массы, попарно соединенные между собой резинометаллическими шарнирами, о т л и ч а ю щ а я-. с я тем, что, с целью повышения ее надежности путем исключения влияния на резинометаллические шарниры предельно допустимых усилий скручивания, пальцы и отверстия под пальцы в рычагах-массах н поперечном сечении имеют форму секторов, при этом центральные углы секторов отверстий больше центральных углов секторов пальцев.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Патент Clr)A Р 3528264, кл. 64-19, 1970.

667722

Составитель И.Антипова

Техред М. Петко Корректор Н. Стец

Редактор Е.Яковчик

Заказ 3400/30 Тираж 1138 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4

Упруго-центробежная муфта Упруго-центробежная муфта Упруго-центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 593023

Изобретение относится к муфтам, допускающим возможность смещения соединяемых валов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к компенсационным муфтам тягового привода локомотива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах, для соединения вращающихся деталей, ограниченно подвижных по отношению друг к другу радиально и/или под углом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, преимущественно пассажирского локомотива , На ведущем зубчатом колесе размещен торсионный вал 1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента в тяговом приводе рельсового подвижного состава, в частности вагона метрополитена

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, локомотива
Наверх