Центробежное сцепление для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 09.1I 1.1964 (№ 886985/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опуоликовапо 04.1,1965. Бюллетень № 1

Кл. 63с, 1608

Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР

МПК В 62d

УДК 629 113 ° 621 — 578 (088.8) Дата опубликования описания 4.III.1965

Автор изобретения

Н. В. Диваков

Т:

Московский автомеханический институт

Заявитель

ЦЕНТРОБЕЖНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ САМОДВИЖУЩИХСЯ

МАШИН С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Подггисная группа № 241

Известны центробежные сцепления для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания, содер>кащие колодочную центробежную муфту с колодками, закрепленными на маховике двигателя, дисковую предохранительную муфту, ведущим элементом которой служит ведомый барабан центробежной муфты и муфту свободного хода, состоящую из наружного и внутреннего колец и сепаратора с роликами.

Особенностью описываемого сцепления является то, что наружное кольцо муфгы свободного хода, выполненное с заклинивающими поверхностями, связано с ведомым элементом предохранительной муфты, а внугреннее кольцо — с первичным валом коробки передач.

Благодаря такой связи муфты свободного хода обеспечивается разъединение трансмиссии при уменьшении оборотов коленчатого вала двигателя и соединение ее при увеличении оборотов.

Кроме того, для блокирования трансмиссии при тормо>кении автомобиля двигателем муфта свободного хода выполнена с заклинивающими поверхностями двухстороннего действия и снабжена скобои со стопором сепаратора, управляемым из кабины водителя.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сцепление в разрезе, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди.

В картере сцепления 1 на фланце коленчатого вала 2 двигателя закреплен маховик 8.

На нем с помощью пальцев 4, шайб 5 и пружин б закреплены колодки 7. Эти колодки под действием центробежной силы деформируют пружины и, перемешаясь радиально, прижимаются к барабану 8. Диск барабана установлен на корпусе 9 муфты свободного хода и зажат между фланцем этого корпуса и на10 жимным диском 10 предохранительной муфты, нагруженным усилиями пружины 11, опирающейся на кольцо 12. В корпусе муфты свободного хода, соединенном с крышкои 18 болтами, запрессовано наружное кольцо 14, 15 имеющее внутреннюю цилиндрическую рабочую поверхность с заклинивающимн поверхностями. Ролики 15 муфты свободного хода заключены в сепаратор 1б, имеющий упор 17 и связанный фрикционными дисками 18 с

20 внутренним кольцом 19 с наружной цилиндрическойой рабочей поверхностью.

Корпус муфты. свободного хода вместе с крышкой установлен с помощью текстолнтоB T)T O Ii- l1 0+ Ui H II H H KO B 20 H B в н у т р е н и с м

25 кольце 19, которое, в свою очередь, закреплено на шлицах первичного вала 21 коробки передач.

На крышке муфты свободного хода установлена скоба 22 со стопором 28 сепаратора.

30 Этот стопор может устанавливаться в положение, изображенное на чертеже, с помощью

167437 шайбы 24 и кольца 25, перемещаемого посредством тросового привода. Для этого кольцо

25 должно быть перемещено в крайнее левое положение. При этом стопор не будет ограничивать перемещения сепаратора и ведомая часть центробежной муфты окажется блокированной с первичным валом коробки передач.

Если кольцо 25 переместить в крайнее правое положение, то пружины 2б отведут шайбу 24 вправо и скоба, повернувшись вокруг своей оси, введет стопор внутрь муфты свободного хода, ограничив перемещение сепаратора.

При этом положении кольца 25 муфта свободного хода разъединяет трансмиссию каждый раз, как только ведомый барабан центробе>кной муфты отстанет от первичного вала или первичный вал отстанет от ведомого барабана центробежной муфты.

Описанные узлы механизма работают следующим образом, При увеличении скорости вращения маховика 8 двигателя по сравнению со скоростью, соответствующей холостому ходу, центробежные силы колодок 7 преодолевают сопротивление пружин б, колодки прижимаются к ведомому барабану 8 и начинают передавать крутящий момент на него. При снижении скорости вращения коленчатого вала до скорости, соответствующей холостому ходу вала, центробежная муфта автоматически выключается. Это обеспечивает плавное трогание автомобиля с места и разъединение трансмиссии при переводе двигателя на холостой ход. !::кая центробежная муфта полностью устраняет возможность самоустановки двигателя во всех случаях эксплуатации автомобиля.

Для разъединения трансмиссии, необходимого для переключения передач и перехода на свободный накат, в конструкцию введена двухсторонняя управляемая муфта свободного хода.

При вращении наружного кольца муфты свободного хода по стрелке (в направлении вращения маховика двигателя) и неподвижном или отстающем от него внутреннем кольце сепаратор, удерживаемый силами трения, возникающими между фрикционными дисками 18, закрепленными на нем, и внутренним кольцом, также стремится отстать от нару>кного кольца и переместить ролики к заклинивающей поверхно=ти 1. Это приведет к заклиниванию роликов между поверхностями наружного и внутреннего колец и жестко свяжет ведомый барабан центробежной муфты и первичный вал коробки передач. При вращении внутреннего кольца по стрелке и неподви>кном или отстающем от него наружном кольце сепаратор будет перемещать ролики к заклинивающей поверхности 11, что также свяжет первичный вал с ведомым барабаном центробежной муфты. Таким образом, при любом направлении вращения колец ведомый барабан центробежной муфты и первичный вал коробки передач будут связаны.

Такая работа муфты свободного хода обеспечивается при нахождении кольца 25 в крайнем левом положении, когда стопор 28 выведен из корпуса муфты и не ограничивает перемещение сепаратора. Если при заклиненных поверхностях 1 отвести кольцо 25 в крайнее правое положение, то под действием пружин

26 скоба со стопором 23 займет поло>кение, ограничивающее перемещение сепаратора так, что ролики не будут заклиниваться поверхностями 11 наружного кольца. В этом случае муфта свободного хода обеспечит передачу момента от двигателя к первичному валу коробки передач и будет разъединять трансмиссию каждый раз, как только скорость вращения коленчатого вала двигателя будет меньше скорости вращения первичного вала.

Если кольцо отвести в крайнее правое положение при заклиненных поверхностях П, то стопор предотвратит заклинивание роликов поверхностями 1 наружного кольца. В этом случае муфта свободного хода обеспечит передачу крутящего момента от первичного вала к маховику двигателя и будет разъединять трансмиссию, когда скорость вращения коленчатого вала будет больше скорости вращения первичного вала коробки передач.

Для запуска двигателя буксировкой автомобиля сцепление должно быть снабжено автоматическим или управляемым устройством, связывающим ведомый барабан центробежной муфты с маховиком двигателя. Такие устройства известны и при необходимости могут быть введены и в предлагаемую конструкцию сцепления.

Предмет изобретения

1. Центробежное сцепление для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания, содержащее колодочную центробежную муфту с колодками, закрепленными на маховике двигателя, дисковую предохранительную муфту, ведущим элементом которой служит ведомый барабан центробежной муфты и муфту свободного хода, состоящую из наружного и внутреннего колец и сепаратора с роликами, отличающееся тем, что, с целью разъединения трансмиссии при уменьшении оборотов коленчатого вала двигателя и соединения ее при увеличении оборотов, наружное кольцо муфты свободного хода, выполненное с заклинивающими поверхностями, связано с ведомым элементом предохранительной муфты, а внутреннее кольцо — с первичным валом коробки передач.

2. Центробежное сцепление по п. 1, отличающееся. тем, что, с целью блокирования трансмиссии:при торможении автомобиля двигателем, муфта свободного хода выполнена с заклинивающими поверхностями двухстороннего действия и снабжена скобой со стопором сепаратора, управляемым из кабины водителя.

167437

ii

И

23

21

Фиг Г

Составитель Э. Б. Жарикова

Редактор Л. В. Калашникова Техред А, А. Кудрявицкая Корректор В. П. Фомина

Заказ 281/6 Тир гк 425 Формат бум. 60+90<)8 Объем 0,27 изд. л. Цена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Центробежное сцепление для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания Центробежное сцепление для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания Центробежное сцепление для самодвижущихся машин с двигателем внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для крепления агрегатов, например раздаточных коробок, на транспортном средстве, а именно к высокоскоростным контактным подвескам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к трансмиссиям
Наверх