Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 F О? Ч 11/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4648901/06 (22) 09.02,89 (46) 15.02.91, Бюл. У" 6 (71) Всесоюзный нау:но-исследовательский и проектно-тс хн .логический институт электрокерамики (7?) МБ. Лебедев и ВН. Ниценко (53) 621.43-573 (088.8) (56) Лв торс кое с «1 летел ьс тво ССГР

К 1193288, кл. F 02 N 11/08, 1984.

„„SU„„1627746 А1

? (54) СИСТЕМА ЭЛЕКТРОГТЛРТЕРНОГО ПУСКА

ДВИГЛТЕПЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРЛНИЯ (57) Изобретение может быть использовано на транспортных средствах и стационарных установках с автономными источниками питания ограниченной мощности„ Цел ю изобретения является повышение надежности и безопасности системы. Гистема солержит стартер 1, аккумуляторную батарею 2, конленсатор

1627746

3, преобразователь 4 напряжения с выводами 5, Ь и 7, ключ 8 питания, пускс пое устройство 9 с замыкающим контактом 10 н размыканнцим контактом 11.

Э цри замкнутых контактах 10 и 11 конденсатор 3 заряжается через преобразователь 4 от аккумуляторной батареи

2 до высокого напряжения. При включении пускового устройства 9 контакт 11 размыкается, а контакт 10 замыкается, и конденсатор 3 разряжается через преобразователь 4 на стартер 1. При

Изобретение относится к машино строению, в частности к двигателестроению, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности системы, Па фиг ° 1 представлена электричес- 25 кая схема системы: на фиг. 2 — выполнение преобразователя напряжения и устройства индикации в составе системы.

Система содержит стартер 1, выпол 30 ненный в виде машины постоянного тока, аккумуляторную батарею 2, конденсатор 3, преобразователь 4 напряжения с двумя входными выводами 5 и 6 и вы- ходным выводом 7, ключ 8 питания, 35 пусковое устройство 9 с замыкающим контактом 10 в цепи стартера 1 и раз- мыкающим контактом 11, расположенным между положительным полюсом аккумуляторной батареи 2 и входным выводом 5 40 преобразователя 4 напряжения, выходной вывод 7 которого подключен к конденсатору 3. Аккумуляторная батарея 2 включена в систему через ключ

8 питания. Входной вывод 6 преобразо- 45 вателя 4 напряжения подключен к положительному полюсу аккумуляторной батареи 2, а стартер 1 через замыкающий контакт 10 пускового устройства

9 соединен с входным выводом 5 пре-образователя 4 напряжения.

Преобразователь 4 напряжения может содержать четыре симистора 12-15, два коммутирующих конденсатора 16 и 17, два дросселя 18 и 19, трансформатор 20 первичной 21 и вторичной

22 обмотками, которые выполнены с отводами от середины. В состав преобразователя также входит генератор 23 прокрутке двигателя внутреннего сгорания преобразователь 4 позволяет уменьшить величину напряжения, подаваемого на стартер 1, до требуемого значения, Система может быть снабжена устройством 29 индикации, сигнализирующим о ее готовности к пуску

ДВС, Силовая часть преобразователя

4 напряжения может быть выполнена на базе трансформатора и четырех симисторов. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.

1 импульсов, выходы которого соединены с цепями управления симисторов 12-15.

Между крайними отводами первичной обмотки 21 трансформатора 20 установлеи коммутирующий конденсатор 16, а между крайними отводами вторичной обмотки 22 — конденсатор 17. Конденсатор

16 подключен к анодам двух симисторов

12 и 13, а конденсатор 17 — к анодам симисторов 14 и 15. Катоды симисторов

12 и 13 ° а также катоды симисторов

14 и 15 соединены между собой и через дроссели 18 и 19 подключены к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи 2.

Средний отвод первичной обмотки 21 трансформатора 20 через размыкающий контакт 11 пускового устройства 9 соединен с положительным полюсом аккумуляторной батареи 2, а средний отвод вторичной обмотки 22 — с конденсатором 3.

Преобразователь 4 напряжения может быть снабжен двумя элементами (конденсаторами) 24 и 25 задержки, включенныки между выходами генератора 23 импульсов и цепями управления спмисторов 14 и 15, Одна из обмоток трансформатора 20 (например первичная обмотка 21) может быть снабжена двумя дополнительными отводами, а пусковое устройство 9 — двумя переключающими контактами 26 и 27, При этом аноды симисторов 12 и 13 подключены к крайним и дополнительным отводам обмотки

21 через переключающие контакты 26 и 27 пускового устройства 9. Система пуска может быть снабжена устройством 28 индикации, а ключ 8 питания выполнен с дополнительным замыкающим контактом 29. Причем устройство 28 индикации подключено через дополни27746 6

5 16 тельный замыкающий контакт 29 ключа

8 11HTBíèÿ параллельно конденсатору 3.

В состав пускового устройства 9 может входить выключатель стартера 30, Генератор 23 импульсов может выполняться на базе транзисторов 31 и 32 и трансформатора 33 с обмотками 34-38, При этом генератор 23 импульсов содержит также резисторы 39-46 и диоды

47-50. Устройство 28 индикации может быть выполнено на резисторах 51 и 52 и лампе 53 ° В качестве устройства 28 индикации может использоваться вольтметр (не показан).!

Система работает следующим образом.

При замыкании ключа S питания напряжение акумуляторной батареи 2 подводится к входным выводам преобразователя 4 напряжения. Начинается подготовка системы к пуску.

В генераторе 23 импульсов из-за неидентичности параметров транзисторов 31 и 32, один из них, например

31, начинает открываться. Его коллекторный ток увеличивается, создавая в обмотке 34 напряжение, открывающее через делитель на резисторах 43 и 44 еще больше транзистор 31 и соответственно через делитель на резисторах

45 и 46 закрывающее транзистор 39.

При насыщении сердечника трансформатора 33 напряжение на его обмотках

35-38 уменьшается до нуля, а затем меняет знак. Транзистор 3 1 начинает запираться, а транзистор 32 отпираться, т.е. генератор 23 импульсов работает в автоколебательном режиме и на четырех вторичных обмотках 35-38 трансформатора 33 возникают переменные напряжения. При положительной полярности этих напряжений через ограничительные резисторы 39-42 на входы управления симисторов 12-15 поступают импульсы, включающие их, а при отрицательной полярности открываются диоды 47-50 и на входах управления указанных симисторов включающие их импульсы отсутствуют. Фазирование обмоток 35-38 выполнено таким образом, что открывающие импульсы появляются сначала на входах управления сииисторов 12 и 14, а через половину периода напряжения генератора 23 - на входах управления симисторов 13 и 15.

Преобваэователь 4 при прямом преобразовании работает таким образом, что симисторы 12 и 13 подключают аккумуляторную батарею 2 к половинам обмотки 21 трансформатора 20, изменяя очередность подключения с частотой генератора 23. Снимаемое при этом с обмотки 22 повышенное переменное напряжение выпрямляется симисторами

14 и 15 и подается на зарядку конденсатора 3, Например, при включении симистора

12 напряжение аккумуляторной батареи

2 прикладывается через контакт 11, открытый симистор 12 н дроссель 18 к половине обмотки 21 трансформатора 20. Конденсатор 16 при этом заряжается. Напряжение вторичной обмотки

22 прикладывается к симисторам 14 и 15. Причем подключение обмоток 21 и 22 выбрано таким образом, что, если на аноде симистора 14 возникает напряжение отрицательной полярности, то на аноде симистора 15 — положительной. После зарядки конденсатора 24 (т.е, с задержкой времени после включения симистора 12) открывающий импульс поступает на вывод управления симистора 14. Этот симистор включается и происходит заряд конденсатора 3 через дроссель 19.

Далее генератор 23 вырабатывает импульс, открывающий симистор 13, и напряжение на конденсаторе 16 выключает симистор 12, Напряжение аккумуляторной батареи 2 прикладывается к другой половине обмотки 21 и в обмотке 22 возникает напряжение противоположной полярности. Ток через симистор 14 уменьшается до нуля и он выключается. После зарядки конденсатора

25 включается симистор 15, обеспечивая зарядку конденсатора 3 через дроссель 19, т.е. симисторы 14 и 15 осуществляют выпрямпение переменного напряжения, снимаемого с обмотки 22, I

При отсутствии задержки включения симистора 15 возможна разрядка конденсатора 3 через обмотку 22. При многократном повторении циклов зарядки конденсатора 3 напряжение на его обкладках постепенно повышается до амплитудного значения напряжения на обмотке 22.

Выбором величины резисторов 51 и 52 добиваются, чтобы зажигание лампы 53 в устройстве 28 индикации происходило при увеличении. напряжения на конденсаторе 3 до максимума.

Преобразователь 4 позволяет понижать напряжение, приложенное к его

1627746!

15

55 в<ихс >иному вывс ду 7 (т. е ° нагтряжение на конденсаторе 3), до требуемого для питания стартера уровня. Для выполнения обратного преобразования достаточно, чтобы было произведено переключение вывода 5 с аккумуляторной батареи 2 на нагрузку, а генератор 23 продолжал работу в прежнем режиме. При обратном преобразовании симисторы 14 и 15 поочередно подключают заряженный конденсатор 3 к половинам обмотки 22, а снимаемое с обмотки 2 1 напряжение выпрямляется симисторами 12 и 13. В этом режиме симисторн 12 и 13 открываются при отрицательном напряжении на аноде, а симисторы 14 и 15 — при положительном, Поскольку нагрузкой преобразователя 4 при обратном преобразовании служит стартер 1, а не конденсатор, то нет необходимости в задержке вкпючения симисторов 12 и 13 по отношению к моментам включения симисторов 14 и 15.

Для пуска двигателя внутреннего сгорания выполняются следующие условия.

При замыкании контактов ключа 8 литания преобразователь 4 начинает работать в режиме повьииения напряжсния аккумуляторной батареи 2. Происходит заряд кс нленсатора 3, Срабатывание устроистна 28 индикации (зажигание лампы 53) свидетельствует о готовности сист< мы к пуску.

При включении пус кового устройства 9 вал двигателя внутреннего сгорания кпнематически соединяется со стартером 1, контакт 11 размыкается, а контакт 10 замыкается, т.е. входной зажим 5 пре >бразователя 4 переключается с аккумуляторной батареи 2 на нагрузку (стартер 1). Пднс>временно срабатывают контакты 26 и 27, подк.<юная симисторы 12 и 13 к дополнительным отводам обмотки 21.

Зто дает возможность увеличить напряжение на выводе 5 преобразователя 4 и компенсировать падение напряжения на симисторах 12 и 13. Это также позволяет увеличи гь напряжение на стартере 1 при экстремальных условиях пуска.

Стартер 1 на«пнает вращение и за счет энергии, накопленной в конденсаторе 3, прси.<по <<таи>и«м д. «гателе контакты 10, 11, 2>6 и ".. 7 tтея в исходное положение. Iln цепям (не показаны) идет подзаряд аккумуляг<>ряс и батареи 2, Генератор 23 импульсов продолжает работу. В результате конденсатор 3 вновь заряжается до максимального значения напряжения и поддерживается в этом состоянии, а устройство 28 индикации дает сигнал о готовности системы к пуску двигателя, При размыкании ключа 8 питания генератор 23 отключается, симисторы

12-15 закрываются, а контакт 29 отсоединяет устройство 28 индикации от конденсатора 3„ Последний разряжается токами утечки симисторов 24 и 25. Перед последующей зарядкой конденсатора 3 на нем сохраняется остаточный заряд, благодаря которому сокращается время подготовки системы к пуску.

«>ормулаи зоб ретения

1. Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая стартер, выполненный в виде машины постоянного тока, аккумуляторную батарею, конденсатор, преобразователь напряжения с входным и выходным выводами, ключ питания, пусковое устройство с замыкающим контактом в цепи стартера и размыкающим контактом, расположенным между поло>«ительным полюсом аккумуляторной батареи и входным выводом преобразователя напряжения, выходной вывод которого подключен к конденсатору, причем аккумуляторная батарея включена в систему через ключ питания, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности, преобразователь напряжения снабжен дополнительным входным выводом, подключенным к положите.льному полюсу аккумуляторной батареи, причем стартер через замыкающий контакт пускового устройства соединен с входным выводом преобразователя напряжения, 2. Система по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что пге< бразователь напряжения содержит четыре симистора, два коммутирующих конденсатора„ два дросселя, трансформа «, имеюиИяй первичную и вторичнун> об".о;.,и с отводами от середины, гена>ра г<>t импульсов, вход которого сое, ttt tt с положительным полюсом акку".<уг,я"; ной батареи, а четыре выхода — с и<.пями управления симнсторов мс"-.;., t райпими

10.

9 1627746 отводами каждой обмотки трансформатора установлен коммутирующий конденсатор, подключенный одновременно к анодам двух симисторов катоды кото5 рых соединены между собой и подкпючены через дроссель и ключ питания к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи, при этом средний отвод первичной обмотки трансформатора через размакающий контакт пускового устройства соединен с положительным полюсом аккумуляторной батареи, а средний отвод вторичной обмоткис конденсатором.

Составитель А. Иуравлев

Редактор И. Касарда Техред И.яндык Корректор М. Кучерявая

Заказ 326 Тираж 349 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5

Производственно-изд, тельский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

3. Система по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что преобразователь напряжения снабжен двумя элементами задержки, включенными между 20 выходаьаю генератора импульсов и цепями управления симисторов, которые соединены с вторичной обмоткой трансформатора.

4, Система по пп, 1-3, о т л ич а ю щ а я с я тем, что одна из обмоток трансформатора преобразователя напряжения снабжена двумя дополнительными отводами, а пусковое устройство снабжено двумя переключающими контактами, при этом аноды связанных с обмоткой симисторов подключены к крайним и дополнительным отводам этой обмотки через переключающие контакты пускового устройства.

5. Система по пп, 1-4, о т л ич а ю щ а я с я тем, что снабжена устройством индикации, а ключ питания выполнен с дополнительным замыкающим контактом, причем устройство индикации подключено через дополнительный замыкающий контакт ключа питания параллельно конденсатору.

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств от внешней энергосети переменного тока

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на транспортных средствах и стационарных установках, в которых используется двигатель с тиристорной системой зажигания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к электрическим схемам для запуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на передвижных и стационарных установках с автономным источником питания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению в частности к двигателестроению, а именно к устройствам управления электрическим пуском двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на передвижных и стационарных установках с системами электрического питания ограниченной мощности

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность запуска двигателя

Изобретение относится к системам электрического запуска двигателя и энергоснабжения потребителей объектов бронетанковой техники, преимущественно к основным танкам и объектам на их базе

Изобретение относится к электрооборудованию объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и может быть использовано в составе передвижных танкоремонтных мастерских

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для облегчения пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания? и позволяет повысить надежность пуска двигателя в любых погодных условиях к увеличить срок службы устройства

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и предназначено для предпускового подогрева масла
Наверх