Парусный тримаран

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования парусных многокорпусных судов. Цель изобретения - увеличение скорости хода и повышение остойчивости тримарана. Парусный тримаран содержит установленную на палубе 4 мачту 1, имеющую Л-образную форму с боковой ветвью 5. Косой парус 2 связан с мачтой 1, имеющей возможность поворота вокруг продольной горизонтальной оси на поворотных шарнирах 6 и 7. Аутригеры 8 поперечной связью крепятся к корпусу тримарана и выполнены по форме сегментов в поперечных сечениях. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ И СТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (я)э В 63 Н 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4715360/11 (22) 22.05.89 (46) 23.06.91. Бюл. М 23 (71) Производственное объединение "Нормаль" и Волгоградский политехнический институт (72) О,А Куликов, А.О,Куликов, Г.М.Рейхман, Б.Б.Кудряшов и Е.П.Жуленев (53) 629.12,014.21.002.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1024364, кл. В 63 Н 9/08, 1981. (54) ПАРУСНЫЙ ТРИМАРАН (57) Изобретение относится к судостроению

„„5U „„1657450 А1 и касается конструирования парусных многокорпусных судов. Цель изобретения — увеличение скорости хода и повышение остойчивости тримарана. Парусный тримаран содержит установленную на палубе 4 мачту 1, имеющую Л-образную форму с боковой ветвью 5, Косой парус 2 связан с мачтой 1, имеющей воэможность поворота вокруг продольной горизонтальной оси на поворотных шарнирах 6 и 7. Аутригеры 8 поперечной связью крепятся к корпусу тримарана и выполнены по форме сегментов в поперечных сечениях. 2 э.п. ф-лы, 4 ил. о

Ql

V фь, (Я

1657450

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования парусных многокорпусных судов.

Цель изобретения — увеличение скорости хода и повышение остойчивости тримарана.

На фиг.1 показан парусный тримаран, вид сбоку; на фиг,2 — то же, поперечный разрез; на фиг.3 — то же, вид сверху; на фиг.4 — тримаран без парусного вооружения с поднятыми аутригерами, поперечный разрез.

Парусный тримаран содержит установленный на мачте 1 косой парус 2 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси 3, расположенной на палубе 4. Мачта 1 выполнена / -образной с двумя боковыми ветвями, первая из которых служит для подъема и крепления паруса, а вторая ветвь

5 является подпоркой, причем основания боковых ветвей мачты с поворотными шарнирами 6 и 7 расположены на носу и корме, освобождая место для работы экипажа в середине тримарана. Для наклона паруса над аутригерами 8 укреплены неподвижные блоки 9, через которые проведен трос 10, идущий к топу 11 мачт, где он закреп..ен. На тросе с левой и правой сторон укреплены шарики 12, облегчающие работу с тросом. К шарикам могут быть прикреплены и рукоятки 13 для еще большего удобства наклона паруса с целью создания подъемной силы и выхода на глиссирование.

Облегчению наклона ветвей мачты способствует плечо, которым располагает откренивающий член экипажа. Это плечо равно расстоянию от диаметральной плоскости судна до блока 9, укрепленного над внешней кромкой аутригера. Крепление аутригеров 8 к корпусу 14 выполнено посредством поперечной связи в виде гибкой в плоскости, перпендикулярной диаметральной, балки 15, выполненной в виде сквозной плиты, что дает возможность подъема (при необходимости) аутригеров 8 из воды. При этом для облегчения подъема аутригеров, повышения маневренности и скорости сами аутригеры 8 по размерам уменьшены до такой величины, которая удерживает на плаву при нагружении на аутригер 8 массы, равной массе одного человека, а по форме поперечного сечения они выполнены в виде заостренных полумесяцев с минимальным лобовым сопротивлением и максимальным боковым, т,е. они выполняют функции швертов. Балка 15, связывающая аутригеры 8 и выполненная в виде сквозной плиты для обеспечения быстрого беспрепятственного перемеще5

55 ния по ней членов экипажа с одного борта на другой, имеет ограждение 16, выполняющее одновременно функции дополнительного крепления аутригеров 8, подъемного средства, поднимающего аутригеры из воды, и служит местом для крепления трособлочной системы, предназначенной для наклона паруса. Для подъема аутригеров 8 из воды в центре ограждения 16, выполненного из пруткового материала круглого сечения, укреплены талрепы 17.

Работа, связанная с управлением парусом тримарана, осуществляется следующим образом, Рулевой занимает место на корме судна около руля и, управляя им, одновременно управляет натяжением паруса 2. Второй член экипажа, управляющий наклоном паруса и откренивающий судно при сильном boковом ветре, смещается, например, влево, т.е. к левому аутригеру 8, и за шарик 12 или рукоятку 13 наклоняет на себя парус 2, создавая подъемную силу и одновременно откренивающий момент, При повороте на другой галс этот член экипажа под парусом

2 по балке 15 перемещается на другую сторону, в момент поворота парус 2 поднимается под действием ветра в вертикальное положение, а к концу повррота, когда ветер начинает дуть с другой стороны, член экипажа, ухватившись за шарик или рукоятку другой ветви троса, наклоняет парус 2 в другую сторону с этой же целю. B случае, если член экипажа не успеет переместиться на другую сторону к концу поворота, то парус 2 с мачтой 1 могут произвольно наклониться в любую сторону, но не больше того положения, когда ближайший к блоку 9 шарик 12 упрется в блок и ограничит наклон. При относительно слабом ветре второй член экипажа может находиться в середине судна или даже на подветренной стороне, наклоняя парус 2 в подветренную сторону для создания необходимой выпуклости парусу 2. При попутном ветре аутригеры 8 поднимаются из воды натяжкой (вращением) талрепов 17, это может выполнить как рулевой, так и второй член экипажа.

Предлагаемый парусный тримаран имеет следующие преимущества перед известными, определяющие его технико-экономическую целесообразность, Повышение скорости тримарана достигается наклоном на ветер паруса с помощью небольших усилий членов экипажа при одновременном откренивании, это обеспечивает конструкция поперечной балки, являющейся сплошной, это же, в совокупности с разнесенными на нос и корму ветвями мачты, обеспечивает быстрое беспрепятственное перемещение

1657450 фиа2 члена экипажа с одного борта на другой, В момент поворота парус 2 поднимается. освобождая место для перемещения человека с борта на борт.

Тримаран имеет минимальную массу благодаря тонкостенной гибкой в плоскости, перпендикулярной диаметральной, балке, малым размерам обтекаемых аутригеров, которые в течение 2-3 мин могут быть подняты над водой тягами, служащими одновременно ограждением. Малая масса балки и аутригеров способствует также повышению скорости и облегчению вытаскивания тримарана из воды.

Малые размеры аутригеров повышают маневренность судна. Низкое расположение осей поворота парусного вооружения повышает его остойчивость.

Формула изобретения

1. Парусный тримаран, содержащий установленную на палубе мачту с косым парусом с возможностью ее поворота вокруг продольной горизонтальной оси на поворотных шарнирах и аутригеры с поперечной связью, отличающийся тем, что, с

5 целью увеличения скорости хода и повышения остойчивости тримарана, продольная горизонтальная ось с ее поворотными шарнирами расположена на палубе тримарана, а поперечная связь аутригеров выполнена в

10 виде гибкой балки с воэможностью подъема их из воды.

2. Тримаран по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что мачта выполнена Д-образной, 15 связанной своими боковыми ветвями с loBp нирами, которые расположены в носу и в корме катамарана.

3, Тримаран по пп.1 и 2, о т л и ч а ю20 шийся тем, что аутригеры выполнены в своих поперечных сечениях по форме сегментов.

1657450

Фца4

Составитель В.Бернадский

Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор А.Шандор

Заказ 1686 Тираж 285 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Парусный тримаран Парусный тримаран Парусный тримаран Парусный тримаран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к разборному парусному вооружению туристских и спортивных судов

Изобретение относится к парусным судам , в частности к устройствам для крепления гика к мачте парусного судна

Изобретение относится к парусному судоходству , а конкретно к конструкции рангоута и парусов

Изобретение относится к судостроению , в частности к парусным судам

Изобретение относится к парусному судостроению и касается конструирования парусного вооружения судов

Изобретение относится к парусному судостроению

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования прямого парусного вооружения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для создания парусных грузовых или пассажирских судов

Изобретение относится к судостроению и касается парусных систем с жесткими парусами для судов различных классов

Изобретение относится к судостроению и касается создания разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски и швертбота

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусно-моторных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов с ветровыми движителями

Изобретение относится к привязным ветровым движителям и, в частности, к устройствам управления для судовой аэродинамической ветровой движительной системы

Изобретение относится к судовым ветровым движителям и касается конструирования парусного вооружения
Наверх