Способ считывания информации

 

Использование: при обучении навыкам быстрого считывания и в процессе переработки информации. Сущность изобретения: периодически через каждые 20-40 с процесс считывания прерывается. На сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, например лампой накаливания . 1 з. п. ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 09 В 17/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

2 (21) 4892784/12 (22) 24,12.90 (46) 15.05,92. Бюл. № 18 (76) М. А. Зиганов (53) 617.7(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1399803, кл. G 09 В 17/04, 1984.

Изобретение относится к техническим средствам обучения v. может быть использовано как при обучении навыкам быстрого чтения, так и в процессе переработки информации, Известен способ считывания информации, в котором из текста выделяют смысловые блоки с помощью смотрового окна со шторкой, образованного регулируемыми с помощью реечного механизма пластинами.

Способ реализуется с помощью неудобной конструкции, включающей реечные механизмы, и навязывает обучающемуся жесткую механическую систему слежения, Наиболее близким к предлагаемому является способ считывания информации, заключающийся в выделении смысловых блоков текста при вертикальном перемещении глаз с разделением полей зрения, Перемещение текст-объектов. выделенных из текста, проводят в направлении, перпендикулярном плоскости разделения полей зрения, со смещением в каждой строчке по диагонали, Недостаток этого способа состоит в том, что при диагональном чтении прерывается логическая связь между смысловыми блоками и недостаточно хорошо тренируется увеличение област1 одномоментного зрительного восприятия.. Ж« 1734582 А3 (54) СПОСОБ СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ (57) Использование: при обучении навыкам быстрого считывания и в процессе переработки информации. Сущность изобретения: периодически через каждые 20 — 40 с процесс считывания прерывается. На сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, например лампой накаливания. 1 з, п. ф-лы.

Целью изобретения является увеличение скорости считывания путем расширения области одномоментного восприятия.

Поставленная цель достигается тем, что в способе считывания информации путем выделения смысловых блоков текста, процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение

20 — 40 с, затем воздействие световым раздражителем повторяют, В качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью

25 — 100 Вт, которую располагают так, чтобы проекция нити накаливания на сетчатку глаз представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.

Сущность изобретения заключается в следующем.

После прекращения действия светового раздражителя на сетчатке в течение некоторого времени сохраняется его послеобраз.

Вследствие этого информация, перекрываемая послеобразом, не считывается, Для восп риятия этой и н форма ции читател ь вынужден расширять область одномоментного восприятия и активизировать навык антиципации (мысленного предвосхищения), т.е. по предыдущим и последующим

1734582

55 словам или частям слов делать прогноз о содержании недоступной восприятию информации. Этот процесс происходит автоматически в течение долей секунд.

Через 20-40 с яркость послеобраза ослабевает и перекрываемая им информация становится доступной для восприятия.

Вследствие этого область предвосхищения опять сужается в силу ранее выработанной привычки, В этот момент на сетчатку глаз вновь воздействуют световым раздражителем.

В процессе тренировок расширение области одномоментного восприятия и активное использование антиципации сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и вытесняет ранее выработанную привычку, что дает воэможность за одну фиксацию воспринимать больший объем информации, чем при обычном считывании и, следовательно, осуществлять меньшее число фиксаций на каждой строчке. Это. в свою очередь, уменьшает время, затрачиваемое на считывание. т.е. увеличивает скорость считывания.

В качестве светового раздражителя может быть использован любой источник света, обеспечивающий в поле зрения читателя резкий контраст по яркости освещения с фоном, достаточный для возникновения устойчивого послеобраза на сетчатке глаз, например лампа накаливания.

Способ может быть использован как в процессе обучения быстрому чтению, так и в процессе работы с источником информации.

Пример. Так как в процессе обучения применяется целый комплекс технических средств и специальных методик и в получаемом результате трудно выделить вклад каждого из них, предлагаемый способ был предложен для проверки группе учащихся из 5 человек, заканчивающих обучение. у которых уже сформирован навык быстрого считывания. 4ля лучшей сопоставимости результатов группа была подобрана из учащихся с одинаковой скоростью считывания

3000 знаков/мин.

Занятия проводили в комнате с естественным освещением. В качестве светового раздражителя была использована лампа накаливания, установленная вертикально на подставке рядом с пюпитром для текста, причем нить накаливания была обращена к учащемуся вогнутой стороной, В этом случае ее проекция на сетчатку глаза представ5 ляет собой наибольшую прямую линию, причем возникающий послеобраз оказывается параллельным строчкам считываемого текста.

Продолжительность занятия 20 мин.

10 Скорость считывания определяли по формуле

V= — К, Q .

Т где V — скорость считывания, знаков/мин;

15 0 — число знаков в тексте (объем);

Т вЂ” время, затраченное на считывание текста, мин„

К вЂ” коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 конт20 рольных вопросов по содержанию текста (К=п/10, n — число правильных ответов), Для считывания были подобраны 6 текстов, содержащих примерно одинаковое количество знаков.

25 Начальная скорость считывания

3000 знаков/мин.

Усредненные результаты после проведения 5 занятий приведены в таблице.

Из приведенных данных следует, что

30 при использовании предлагаемого способа считывания информации скорость считывания увеличивается более, чем на 13/.

Формула изобретения

1. Способ считывания информации, заключающийся s выделении смысловых блоков текста. отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости считывания, 40 процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 сек воздействуют световым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение 20-40 с, затем воздействие свето45 вым раздражителем повторяют.

2. Способ по и. 1. отличающийся тем, что в качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью

25 — 100 Вт, которую располагают так, чтобы

50 проекция нити накаливания на сетчатку глаза представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.

1734582

20

30

Составитель М. Зиганов

Техред М.Моргентал Корректор О. Ципле

Редактор А. Лежнина

Заказ 1679 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Затруднено из за эффекта ослепления .

** Скорость считывания не увеличилась, так как более трети времени исключается из процесса считывания.

Способ считывания информации Способ считывания информации Способ считывания информации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может найти применение при обучении операторов АСУ ускоренному восприятию предъявляемой информации

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано в различных системах обучения для освоения техники восп .риятия информации

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения быстрому чтению

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в различных педагогических системах для усвоения техники чтения

Изобретение относится к устройствам для обучения динамичному чтению , может быть использовано для обучения переработке ускоренным методом текстовой информации различной трудности и предназначено для повышения эффективности обучения путем управления заданием темпа чтения текстовой информации

Изобретение относится к способам считывания информации и может быть использовано в эргономических системах, где предусмотрена интенсивная выдача визуальной информации

Изобретение относится к устройства для обучения быстрому чтению и может быть использовано для преодоления привычки мысленного произношения текста и увеличения угла зрения

Изобретение относится к учебным пособиям и позволяет приобрести навыки быстрого чтения

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для обучения быстрому чтению

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Наверх