Раздаточная коробка транспортного средства

 

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами машины. Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки. С этой целью в раздаточной коробке, оснащенной дифференциальным механизмом, размещенным соосно с ведущим 2 и первым ведомым 5 валами, и парой шестерен трансформатора крутящего момента, сборная переключающая муфту заменена монолитной деталью, которая со стороны дифференциала имеет внешний зубчатый поясок 21 и установленное в ней упорное кольцо 22, а ведущая шестерня понижающей передачи изготовлена с дополнительным зубчатым венцом внутреннего зацепления. Раздаточная коробка отличается простотой конструкции, технологичностью изготовления и ремонта, обладает высоким КПД, 1 ил. VI О со Ю СП 4 hO

СОК)З СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 В 60 К 17/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1620340 (21)4820001/11 (22) 28.04,90 (46) 23.09.92. Бюл. ru.. 35 (72) К.Н.Семендяев и Н.Н.Семендяев (56) Авторское свидетельство СССР

3Ф 1620340, кл, В 60 К 17/20, 1989. (54) РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами машины. Целью изобретения является сниЫ2 1763254 А2 жение трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки. С атой целью в раздаточной коробке, оснащенной дифференциальным механизмом, размещенным соосно с ведущим 2 и первым ведомым 5 валами, и парой шестерен трансформатора крутящего момента, сборная переключающая муфту заменена монолитной деталью, которая со стороны дифференциала имеет внешний зубчатый поясок 21 и установленное в ней упорное кольцо 22, а ведущая шестерня понижающей передачи изготовлена с дополнительным зубчатым венцом внутреннего зацепления; Раздаточная коробка отличается простотой конструкции, технологичностью изготовления и ремонта, обладает высоким КПД, 1 ил.

1763254

20

30

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами машины.

Известная раздаточная коробка обладает повышенной трудоемкостью изготовления и ремонта. Наличие переключающей муфты сборной конструкции увеличивает номенклатуру составных частей раздаточной коробки, так как переключающая муфта включает в себя как минимум две основные детали (полумуфты), детали крепления и т,п.

Ее полумуфты в местах соединения друг с другом имеют сложную конфигурацию (чередование шипов и пазов), что увеличивает количество технологических операций и уменьшает коэффициент использования материала (металла).

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки, Для этого в корпусе раздаточной коробки соосно с ведущим и первым ведомым валами установлен несимметричный межосевой дифференциал, со ступицей солнечной шестерни этого дифференциала жестко связана шестерня привода второго ведомого вала, на котором установлены две шестерни, первая из которых крепится к нему жестко и эацеплена с упомянутой шестерней привода, а вторая установлена на валу с возможностью вращения и выполнена с зубчатым венцом для соединения с валом посредством установленной на валу муфты, кроме того, на ступице солнечной шестерни с воэможностью вращения установлена дополнительная шестерня, зацепленная со второй шестерней второго ведомого вала и снабженная зубчатым венцом для соединения с переключающей муфтой, установленной на ведущем валу, при этом блокирующая муфта дифференциала размещена внутри переключающей муфты с воэможностью свободного вращения относительно последней, Отличительными признаками изобретения являются следующие: зубчатый венец дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой выполнен с внутренним зацеплением, а переключающая муфта со стороны дифференциального механизма снабжена внешним зубчатым пояском и жестко установленным в ней упорным кольцом.

На чертеже представлена схема раздаточной коробки, В корпусе 1 соосно с ведущим валом 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, а параллельно им — второй ведомый вал 6. Первый ведомый вал 5 жестко соединен с зпициклической шестерней 7 межосевого дифференциального механизма, снабженного сателлитами 8 и солнечной шестерней 9, которая жестко соединена с шестерней 10. Удлиненная часть ступицы шестерни 10 заканчивается внешним зубчатым венцом 11, кроме того, на ней с возможностью свободного вращения установлена ведущая шестерня 12 понижающей передачи, Причем шестерня 12 изготовлена с дополнительным" венцом 13 внутреннего зубчатого зацепления, а ее основной зубчатый венец находится в постоянном зацеплении с шестерней 14. Шестерня 14 имеет дополнительный зубчатый венец, на котором размещена муфта 15. Вал водила и второй ведомый вал имеют зубчатые венцы .16 и 17 соответственно, На валу 6 жестко крепится шестерня 18. Муфта 19 принудительной блокировки дифференциала размещена внутри переключающей муфты 20 с возможностью свободного вращения относительно последней, Кроме этого, переключающая муфта 20 со стороны дифференциала снабжена внешним зубчатым пояском 21 и упорным кольцом 22,установленным в ней жестко, Работает раздаточная коробка следующим образом.

На чертеже показано исходное положеwe муфт 15,19 и 20, что соответствует включенной прямой передаче с дифференциальным распределением потока мощности, Вращение от ведущего вала 2 подводится через блокирующую муфту 19 и зубчатый венец 16 к валу 3, водилу 4, сателлитам 8 и от них передается эпициклической шестерне 7 и жестко соединенному с ней первому ведомому валу 5, а также солнечной шестерне 9, далее от солнечной шестерни 9 через шестерни 10,18 — ко второму ведомому валу 6. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вторым 6 ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.

При частичном перемещении муфты 20 вправо (в среднее положение) одновременно переместится расположенная внутри нее муфта 19, которая жестко соединит ведущий вал 2 с зубчатыми венцами 16 и 11, принадлежащими валу 3 водила 4 и солнечной шестерне 9, В этом случае включится прямая передача с блокированным распределением мощностного потока. Вращение от ведущего вала 2 через зубчатую муфту 19 подводится к водилу 4 (от вала 3) и солнечной шестерне 9 с одинаковой угловой скоро1763254 лючает необходимость в изготовлении переключающей муфты сборной конструкции, состоящей из полумуфт (с элементами усиления, например, соединительными шипами, шлицами и т.п.), деталей крепления и фиксации. Следовательно, сокращается но25 менклатура составных частей и число технологических операций, расход материалов и

30 энергоресурсов, необходимых для изготовления и ремонта раздаточной коробки, Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства поавт. св. М 1620340, о тл ич а ющ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки, зубчатый венец

35 дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой выполнен с внутренним зацеплением, а переключающая

40 муфта со стороны дифференциального механизма снабжена внешним зубчатым пояском и жестко установленным в ней упорным кольцом.

Составитель Н. Семендяев

Техред M.Moðãåíòàë Корректор А. Козориз

Редактор

Заказ 3418 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 стью, то есть дифференциальный механизм работает в режиме блокировки. От эпициклической 7 и солнечной 9 шестерен к валам

5 и 6 соответственно вращение передается как описано выше. Крутящий момент распределяется между ведущими мостами в соответствии с приходящимся на них весом.

Нейтральная передача, Перемещением муфты 20(совместно с муфтой 19) в крайнее правое положение ведущий вал 2 соединяется зубчатыми венцами 21,13 с шестерней

12, то есть будет обеспечена возможность отбора мощности от этой или шестерни 14 на привод дополнительного оборудования при неподвижном состоянии транспортного средства. В движении для достижения этой возможности достаточно соединить муфтой 15 шестерню 14 с зубчатым венцом

17 второго ведомого вала 6.

Понижающая передача. Муфты 19 и 20 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь: муфта 19— зубчатых венцов 11 и 16, то есть блокирует дифференциал, а муфта 20 — как уже отмечалось, ведущего вала 2 и шестерни 12. Перемещением муфты 15 вправо соединяется шестерня 14 через зубчатый венец 17 с валом 6. Крутящий момент от вала 2 через муфту 20 подводится к шестерне 12, а от нее

- через шестерню 14, муфту 15 на вал 6.

При прохождении крутящего момента через шестерни 12 и 14 происходит его трансформация, Далее от вала 6 через шестерню 18 крутящий момент подводится к шестерне 10, а от нее — к солнечной шестерне 9 и одновременно через зубчатые венцы 11,16 и муфту 19 — к валу 3, водилу

4, Поскольку муфта 19 установлена внутри муфты 20 с возможностью свободного вращения и в данном случае соединяет только зубчатые венцы 11 и 16, то обеспечивается возможность получения различных угловых скоростей деталей сблокированного дифференциала по отношению к жестко соединенным между собой муфтой 20 ведущему валу и шестерне 12. В остальном работа раздаточной коробки аналогична работе на прямой передаче с блокированным распределением потока мощности.

5 Таким образом, изготовление зубчатого венца дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой с внутренним зацеплением, оснащение переключающей муфты со стороны диффе10 ренциального механизма внешним зубчатым пояском и жесткая установка в ней упорного кольца позволяет. изготавливать муфту монолитной деталью более простой конфигурации и с меньшими габаритными

15 размерами, поскольку при наличии у переключающей муфты с одной стороны внешнего зубчатого пояска обеспечивается свободный доступ для размещения в ней блокировочной муфты (в качестве упорного

20 можно, например, использовать упругое разрезное кольцо). Это,в свою очередь,иск

Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве межосево

Изобретение относится к автомобилестроению , а именно к устройствам, обеспечивающим отключение колес при езде накатом и качении колес с разными угловыми скоростями

Изобретение относится к машиностроению , в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягачам, оборудованным передним ведущим мостом

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к блокирующим диЛАенциалам и может быть использовано п транспортных средствах, работающих по бездорожью и в горных условиях

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дорожно-уборочных машинах

Изобретение относится к машиностроению, касается передачи мощности и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к моторным приводным узлам и может быть использовано в сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности к трансмиссиям автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов
Наверх