Система управления планетарной коробки передач

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам . Цель изобретения - повышение надежности работы. Система управления предназначена для коробки передач транспортной или тяговой самоходной машины, в которой разгон машины при трогании с места сопровождается буксованием фрикционного элемента тормоза соответствующей ступени. В системе предусмотрен силовой элемент, связанный с тормозом низшей ступени . Это позволяет обеспечить оптимальную длительность совместной работы тормозов первой и второй передач при разгоне , т.е. снизить нагрузку на тормоз низшей ступени. Снижение работы буксования этого наиболее нагруженного тормоза позволяет повысить надежность коробки передач. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

COIO3 СО В Е ТС КИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 В 60 К 17/00, 41/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4755875/11 (22) 03.11.89 (46) 07.12,92. Бюл. N 45 (71) Научно-и роизводствен ное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) К.Я.Львовский и Н.А.Щельцын (56) Обзорная информация ЦНИИТЭИ транспортосельхозмаш, серия Тракторы, тенденция развития конструкций сельскохозяйственныхтракторов США, M., 1977, с. 33-34. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к транспортным средствам, самоходным маLLlè)Iàм, Известна система управления коробки передач, в которсй предусмотрено кратковременное включение фрикционных элементов двух передач при трогании машины с места, однако не обеспечена оптимальная длительность coBMQcTIIoA работы двух передач. Этот недостаток может приводить к повышенной работе буксования фрикционов.

Известна также система управления планетарной коробки передач трактора фирмы Кейс-Дзвид Браун, в которой для управления планетарными рядами используются как тормоза, так и обгонные муфты, что усложняет конструкцию и снижает ее надежность, . Ж, 1779а23 Al надежности работы. Система управления предназначена для коробки передач транспортной или тяговой самоходной машины, в которой разгон машины при трогании с места сопровождается буксованием фрикционного элемента тормоза соответствующей ступени. B системе предусмотрен силовой элемент, связанный с тормозом низшей ступени. Это позволяет обеспечить оптимальную длительность совместной работы тормозов первой и второй передач при разгоне, т.е, снизить нагрузку на тормоз низшей ступени. Снижение работы буксования этого наиболее нагруженного тормоза позьоляет повысить надежность коробки передач. 2 з,п,ф-лы, 2 ил.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что тормоз реактивного звена ш1зшей передачи и корпус коробки переда«ocIIa eIII,I элементами датчика направления воздействия этого тормоза на корпус коробки передач, а также элементами связи с механизмами переключения передачи.

Крометого, датчик направления воздействия может содержать контакты электри Ieской цепи, а также устро 1ство для их замыкания и размыкания соответственно направлени.о воздействия тормоза низшей передачи на корпус коробки передачи. Кроме того, между тормозом реактивного звена низшей переда ги и корпусом может быть установлен о меньшей мере один упругий 1 l /9623 элемент, передающий на корпус реактивное усилие.

На фиг. 1 показана в качестве примера схема планетарной коробки передач; на фиг. 2 — вариант еа системы управления.

Коробка 1 передач содержит планетарные ряды 2, 3, 4 и 5, для управления которыми использу отся фрикционные элементы (муфты, тормоза). На фиг, 1 показаны, например, тормоза 7, 6, 8 и 9. Коробка 1 передач связана непосредственно или через передачу с двигателем 10, а также (на выходе) с главной передачей 11.

Планетарный ряд 5 низшей первой передачи содержит солнечную шестергна 12, коронну1о шестерню (эпицикл) 13, водила

14, сателлиты 15. Для остановки эпицикла

13 слу>хит тормоз 9. его внутренним барабаном является цилиндр 16 эпицикла 13. Наружная часть тормоза 9 имеет выступ 17, который входит в паз 10 корпуса 19 коробки передач. Выступ 17 связан с талкателем 20, Последний взаимодействует с подвижным контактом 21, напротив которого размещен неподвижный контакт 22. Кроме того, выступ 17 имеет направляющу1о втулку 23, в которой размещен упругий элемент 24. Контакты 21 и 22 входят в электрическую цепь, подключенную к источнику питания с помощью клемм 25 и 26. Эта цепь содержит катушку 27 с подви>кным ссрдечникам 28, Сердечник 28 связан через тяги (механический привод) 29 с механизмом 30 переключения передач, Сердечник 20 имеет стопор

31, предназначенный для исключения вазможпасти повторного перемещения сердечника 28 в процессе одного разгона машины. Планетарный ряд 4 служит для обеспечения работы второй передачи, Б нем ведущим элементом может служить эпицикл 32, а ведомым водило 33. Тормоз 0 в этом ряду воздействует на солнечну1о шестерню 34. Наруж11ая часть тормоза 0 этого ряда жестко связана с корпусом коробки передач. Перемещение наружной части тормоза 9, ряда 5 и выступа 17 ограничено стенками 35 и 36 паза 18.

Механизм 30 перекл1очения передач подключен к тормозам планетарных рядов с помощью маслопроводов 37 гидрапривода коробки передач. Механизм переключения передач содержит, как и обычно, золотниковую часть (не показана), с которой связаны тяги 29 от сердечника 28, К сердечнику подсоединена пру>кина 38. Кроме того, у механизма персключения передач имеется рычаг 39 перекл очения ступеней коробки передач.

Система управления дает возможность осуществлять трагание самоходной маши10

55 ны с места путем одновременного включения тормозов двух передач: тормоза 9 низшей (первой) передачи и тормоза 8 второй передачи, что снижает работу буксования каждого из тормозов в процессе разгона ,машины.

Перед началом разгона тормоза.8 и 9 выкл1очены, ведомая часть коробки передач, содержащая водило 14 и водило 33. неподвижна, тогда как ведущие элементы рядов 4 и 5, т.е. солнечная шестерня 12 и эпицикл 32, вращаются от двигателя. Реактивные элементы 13 и 34 обоих рядов свободно вращаются в противоположную (по отношению к ведущим элементам) сторону, Сердечник 20 занимает показанное на схеме левое положение.

Для трагания с места с помощью механизма 30 переключения включаются одновременно два тормоза 8 и 9. Под действием этих тормозов происходит замедление вращения реактивных элементов 13 и 34. Соответственно этому начинается разгон ведомых частей (водил 14 и 33), а следовательно, и самоходной машины. При атом, если ведущие элементы (12 и 32) вращаются против часовой стрелки (фиг, 2), то реактивные элементы воздействуют на наружные части тормозов 8 и 9 по часовой стрелке. В результате этого выступ 17 наружной части тормоза 9 сожмет пружину 24 и упрется в правую стенку 36 паза 18. Соответственновпрэва переместится, и стержень, а контакты 21 и 22 будут разомкнуты. Сердечник 28 будет продолжать занимать левое положение, как и соответствующий золотник механизма 30. Так будет протекать процесс при разгоне машины да скорости, соответствующей первой передаче, т.е. до момента, когда под действием тормоза 9 остановится эпицикл 13 ряда 5, На этом первом этапе разгона буксуют оба тормоза 8 и 9, т.е. работа буксования, связанная с разгоном, распределяется между обоими тормозами.

Подои>кныс элементы датчика направления, т.е, выступ.17, толкатель 20, контакт 21 занимают на этом этапе правое пало>кение, Следующим этапам работы системы.управления является автоматическое отключение второй передачи. Задача разгона машины до скорости, соответствующей первой передаче, с помощью двух передач решена на первом зтаг1е разгона. Дальнейшая совместная рабата двух передач нецелесообразна. Откл1очение второй передачи происходит за счет того, что пад действием еще включенной второй передачи оба водила(14 и 33) будут продолжать разгоняться. В результате этого под действием водила 14 l1 сателлитов 15 эпицикл 13 начнет провора1779623 чиваться в противоположную сторону, т.е. подвижные детали датчика направления (выступ 17, толкатель 20) сместятся влево.

Выступ 17 упрется в стенку 35 паза 18, а толкатель 20 замкнет контакты 21 и 22, т.е. по катушке 27 пойдет ток, что вызовет перемещение сердечника 28 вправо. Под действием тяг 29 золотник в механизме 30 перекроет подачу масла к тормозу во второй передаче и обеспечит его выключение. Стопор 31 окажется слева от сердечника 28, т.е. застопорит его в правом положении, что исключит самопроизвольное повторное включение второй передачи. Тормоз 9 ряда

5 остается при этом включенным, -.å. машина будет продолжать движение, но только на одной первой передаче. Дальнейший разгон машины может осуществляться путем соответствующего воздействия водителя на. рычаг управления механизма переключения передач, т.е. путем перехода с низшей передачи на высшие, используя ряды 2, 3 и 4 и их тормоза 6, 7 и 8.

Для подготовки системы к последующему троганию машины с места на двух передачах перед троганием, перемещая стопор

31 вверх, позволяет сердечнику 28 занять исходное левое положение (под действием пружины 38).

Для трогания машины с места в облегченных условиях, когда не требуется одновременного включения двух передач, сердечник 28 можно оставить в эастопоренном правом положении. Тогда тормоз 8 не будет срабатывать при разгоне машины, т.е. разгон будет происходить на одной первой передаче.

Наличие упругого элемента (пружины

24) позволяет исключить запаздывание выключения второй передачи при разгоне на двух передачах, т.к, действие пружины 24 ускорит переход выступа 17 в левое положение.

Приведенная схема системы управления является одним иэ возможных вариантов подобных схем. В качестве элементов датчика может быть использовано, например, изменение деформации выступа 17 при переходе его из одногс крайнего положения в другое и др.

Технико-экономическая эффективность изобретения достигается за счет уменьшения работы буксования тормоза низшей передачи при трогании машины с места в тяжелых условиях.

Формула изобретения

1. Система управления планетарной коробки передач, содержащая установленные в корпусе тормоэы реактивных элементов планетарных рядов, источник рабочей жидкости, связанный магистралями через гидравлический распределитель с элементами управления коробки передач, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы передач она снабжена силовым элементом, связанным с тормозом реактивного звена низшей передачи с возможностью кинематического попеременного взаимодействия с корпусом и механизмами управления коробки передач.

2. Система управления по и. 1, о т л ич а ю ьц а я с я тем, что силовой элемент включает рычаг, связанный одним концом с тормозом реактивного звена низшей передачи, при этом другой конец рычага подпружипен относительно корпуса.

3. Система управления по и, 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что кинемати IQGKBA связь силового элемента с механиэмами управления коробки передач включает в себя толкатель, один конец которого связан с средней частью рычага, а другой выполнен с воэможность о взаимодействия с подвижным контактом, при этом неподвижный контакт подключен к обмотке соленоида, подпружиненный сердечник которого связан с механизмом управления коробки передач.

1779623

Составитель К. Львовский

Техред M.Mîðãåíòýë Корректор А, Мотыль

Редактор

Производственно-издательский комбинаг "Патент", r. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Заказ 4414 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Система управления планетарной коробки передач Система управления планетарной коробки передач Система управления планетарной коробки передач Система управления планетарной коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано для привода тормозов гусеничных машин и переключения коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссии самоходной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению , а именно к приводам независимых валов отбора мощности транспортных средств, в частности тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности 1 7J транспортного средства, например тракторов

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и касается их трансмиссий, а именно ведущих мостов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам межколесного привода

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа трактора и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх